Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Война в Чечне
[14-01-00]

Liberty Live
Реакция России на встречу сотрудников Госдепартамента США с Ильясом Ахмадовым

Ведущий программы "Liberty Live" Александр Батчан попросил независимого московского политолога Игоря Клямкина прокомментировать реакцию России - на официальном и общественном уровне, на встречу сотрудников Госдепартаменте США с министром иностранных дел Чеченской республики Ичкерия Ильясом Ахмадовым.

Игорь Клямкин:

Я начну с официального уровня. На официальном уровне это можно рассматривать как дальнейшее, если можно так выразиться, охлаждение отношений между Россией и США. Естественно, что российское руководство не может на такие факты не реагировать. Мы уже слышали заявление на очень высоком уровне - заявление министра иностранных дел Игоря Иванова. Я думаю, что этот факт нельзя рассматривать как нечто из ряда вон выходящее и веховое. Этот факт я бы рассматривал в ряду других фактов, связанных с войной в Чечне, которые и вызвали охлаждение на официальном уровне отношений между двумя странами. Что касается общественного мнения, то общественное мнение в России сейчас, как ни странно, достаточно прагматично, если говорить в широком смысле об общественном мнении, а не о мнении достаточно узкого и политизированного слоя. В этом смысле, это для общественного мнения не станет никаким большим событием, не станет каким-то фактом, который подвинет его в ту или другую сторону. Это не станет фактом, который, скажем, уменьшит или увеличит поддержку Путина, уменьшит или увеличит поддержку действий российской армии в Чечне. Это и не повлияет принципиально на отношение в России к Западу, которое, повторяю, это стало ясно после косовских событий, относится к Западу не идеалистически, а достаточно прагматично. Общественное мнение усвоило такую вещь, что Запад в разных ситуациях ведет себя в зависимости от того, как ему выгодно, и Россия тоже ведет себя в тех или иных ситуациях в зависимости от того, как ей выгодно. При всей поддержке чеченской операции и лично Путина, который с ней ассоциируется, достаточно высок процент людей, которые, в то же время, с пониманием относятся к критике Запада по поводу нарушений прав человека в ходе чеченской кампании. Это понимается, но воспринимается как реальность, с которой надо считаться. И сама война воспринимается как реальность, которая должна быть доведена до какого-то логического исхода.

Александр Батчан:

Согласны ли вы с данными, которые приводит в последние дни группа "Ромир" - согласно ее опросу, в последнее время популярность Путина уже не связана напрямую с Чечней, что она вызвана скорее его другими качествами - тем, что его воспринимают, как решительного лидера, который "знает как надо"?

Игорь Клямкин:

Я с этими данными знаком, но, с другой стороны, я вполне им доверяю, потому что, естественно, популярность Путина связана не столько уже с Чечней, сколько с теми ожиданиями, по всем параметрам, по всем вопросам, которые он вызывал своими действиями в Чечне. Вот это отношение к нему в связи с акцией в Чечне, оно распространяется на все возможные его действия. Это не столько оценка каких-то реальных других действий, их практически не было, если не считать последнего заявления о повышении пенсий в феврале, но я думаю, что эти данные были получены раньше, чем это было сделано. Никаких реальных действий, которые способствовали росту его популярности, не было, но ожидания, которые он вызвал, очень высоки. В этом преимущество Путина перед выборами, в этом и залог тех очень сложных проблем, которые станут перед ним в случае, если он эти выборы выиграет, потому что ожидания очень высоки, и ответить на эти ожидания, удовлетворить их при тех возможностях, которыми располагают и страна, и российские власти, ему будет чрезвычайно сложно.

Александр Батчан:

В том числе, и в связи с завершением чеченского конфликта с минимальными потерями для России?

Игорь Клямкин:

Конечно, я имею в виду и это, тем более, что чеченскую кампанию можно вести и обеспечивать ее поддержку только за счет очень своеобразной политики, которую осуществляет, прежде всего, военные информационные службы, но с ведома политического руководства. Заявление Манилова чрезвычайно характерно - он отрицает те данные о потерях за минувшие сутки, которые были приведены "Интерфаксом", но он мотивирует это очень своеобразно - что "такие данные могут подорвать доверие к действиям российских войск и политического руководства в Чечне".

c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены