Оглавление
Поиск Эфир Сотрудники Архив Программы Новости
Радио СвободаРадио Свобода
Кризис
Террор
Кавказский кризис
Косовский кризис
Российские деньги
Выборы в России
Мнения читателей и слушателей
Архив
Российские информационные империи
Пушкину - 200 лет
Правительственные кризисы в России
Карта сервера и поиск по материалам Русской Службы
Информация об использовании материалов Русской Службы

18-11-99

Кавказ и Центральная Азия

Грузия после выборов

Ведущий Тенгиз Гудава

В программе участвуют корреспондент Радио Свобода в Грузии Юрий Вачнадзе, председатель Комитета парламента Грузии по внешнеполитическим связям Кахи Читая и постоянный представитель Аджарской автономии в Тбилиси Гамлет Чипашвили.

Тенгиз Гудава:

31 октября в Грузии прошли парламентские выборы, четвертые в нынешнем десятилетии. Ничего особенного эти выборы не принесли, если не считать непрохождение в парламент Национально-демократической партии, доселе второй по численности парламентской партии. Именно национал-демократы выступили с инициативой введения семипроцентного барьера, который и преградил им путь в парламент. А победила на выборах партия Эдуарда Шеварднадзе "Союз граждан Грузии" - она получила около 42 процентов голосов. На втором месте с 26-ю процентами блок "Возрождение", возглавляемый батумским лидером Асланом Абашидзе. Третьим и последним в парламент вошел, едва преодолев семипроцентный барьер, никому не известный блок "Промышленность спасет Грузию".

Наш тбилисский корреспондент Юрий Вачнадзе передает о политическом фоне, на котором проходили эти парламентские выборы.

Юрий Вачнадзе:

Предвыборная кампания и сами выборы прошли под знаком двух политических процессов: предельного обострения взаимоотношений между центром и аджарским регионом - Тбилиси и Батуми, и, что особенно знаменательно, резкого ухудшения российско-грузинских отношений. Относительно последнего можно просто перечислить факты: так называемая ошибочная бомбежка российской авиацией приграничного грузинского селения. Обвинения российской стороны в том, что Грузия пропускает через свою территорию оружие и боевиков в Чечню. Отказ грузинской стороны совместно с российской патрулировать общую границу на чеченском участке. Участившиеся требования представителей грузинских властей о выводе российских военных баз с территории Грузии. Отказ Грузии впустить на свою территорию российские воинские части с последующим их выходом в Чечню. Взаимные претензии относительно соответствующих европейским соглашениям квот вооружений и так далее. И, наконец, нашумевшее заявление Путина о введении визового режима с Грузией и Азербайджаном, вызвавшее резко негативную реакцию в обеих странах. Если вспомнить о множестве накопившихся за несколько последних лет неурегулированных важных вопросов российско-грузинских отношений и факте отказа российской Государственной Думы ратифицировать большой рамочный договор между двумя странами, то становится ясно, что российско-чеченский конфликт сал как бы катализатором дальнейшего ухудшения отношений между Россией и Грузией. Между тем, Грозный на официальном и неофициальном уровне в последнее время вовсю старается склонить на свою сторону грузинские власти. Аслан Масхадов просит Шеварднадзе о посредничестве на переговорах с Россией, а взявший штурмом Гагру во время грузино-абхазского конфликта Шамиль Басаев, в то время вице-премьер самопровозглашенной Абхазии, по словам представителя Чечни в Тбилиси Алдамова, сейчас заявляет о своей готовности бороться вместе с грузинами за возвращение региона. Словом, более запутанный клубок политических интересов, противоречий и противостояний придумать очень трудно. Президент Грузии Шеварднадзе в отношении конфликта в Чечне предпочел занять четко нейтральную позицию, публично заявив, что иной подход непременно приведет к новой общекавказской войне.

Тенгиз Гудава:

Итак, убедительно победила партия власти, президентская партия "Союз граждан Грузии". Победила, несмотря на острейшее социально-экономическое положение в стране, на перебои со светом, водой и теплом в самой столице Тбилиси, на многомесячные задержки с выплатами зарплат и пенсий, высокую безработицу и крайне низкий уровень жизни, несмотря на угрожающие размеры коррупции, и интегрирование части власти с криминальными кланами. 6 марта 1992 года Эдуард Шеварднадзе вернулся в Грузию из Москвы, когда в республике практически не было никакой власти. Семь с половиной лет спустя Шеварднадзе удалось консолидировать всю власть в своих руках при нулевых, если не отрицательных, социально-экономических результатах. Впрочем, сам Эдуард Шеварднадзе заявляет, что "темп внутриполитических процессов зависит не от воли президента и правящей партии, а от закономерностей эпохи переходного периода". Возникает, правда, ощущение, что "переходный период" в Грузии чрезмерно затянулся.

Наш корреспондент Юрий Вачнадзе взял интервью у активиста Союза Граждан Грузии, председателя комитета Парламента по внешнеполитическим связям Кахи Читая.

Кахи Читая:

Руководство Грузии заняло принципиальную позицию по многим вопросам российско-грузинских отношений, и нам, безусловно, было необходимо все-таки знать настроения в нашем обществе. В результате выборы показали, что результаты нас полностью удовлетворяют. Население нас полностью поддерживает, несмотря на большие трудности, переживаемые нашим обществом. Я имею в виду экономические и социальные проблемы и так далее. Руководство Грузии сделало все возможное для того, чтобы нормализовать взаимоотношения с Россией, чтобы в России не было никаких сомнений насчет направления нашего развития. Прежде всего, это подписание Договора о военных пактах и другой договор не менее важный, о совместной охране грузино-турецкой границы и вопрос урегулирования абхазского конфликта. На самом деле, этот вопрос является необыкновенно, жизненно важным не только для нас, но и для России. По российским же источникам, только из-за того, что не функционирует так называемая Закавказская железная дорога, которая проходит через Абхазию, российское государство ежегодно терпит убытки в более чем два миллиарда долларов. Это первое. Второе: вопрос о российских военных базах. Нам удалось, мы считаем, что это одно из основных наших достижений, цивилизованно решить вопрос пребывания российских пограничников, с которыми мы совместно охраняли грузино-турецкую границу, и удалось, в конце концов, добиться договора об их выводе, и сегодня, как вы знаете, уж ни один российский пограничник не находится на нашей территории. Самое главное здесь, я хотел бы подчеркнуть это еще раз, это то, что российской стороной не были выполнены обязательства, которые предусматривались этим договором. Это - совместная охрана, постепенная передача участков границы, подготовка наших кадров и так далее. Та же ситуация и в военном сотрудничестве в целом. Мы добивались того, чтобы наши специалисты готовились в российских высших учебных заведениях и, безусловно, мы видели будущее нашей армии именно с точки зрения помощи со стороны российских военных. К сожалению, никакой помощи мы не получали, несмотря на то, что 3-я статья нашего большого договора о дружбе и добрососедстве как раз предполагает оснащение грузинской армии российской военной техникой. Практически Россия отказывается признать Грузию как добрососедское и дружественное к России государство. В этом отношении, мы, конечно, были вправе поставить уже очень серьезный и принципиальный вопрос о российских военных базах в Грузии и о российско-грузинских военно-политических взаимоотношениях.

Тенгиз Гудава:

Итак, нехитрая, но достаточно жесткая конструкция: Грузия обижена российским ничегонеделаньем в вопросе возвращения Абхазии и военного сотрудничества, отсюда раздуваемое российско-грузинское обострение отношений. В Грузии российская тема всегда имела пропагандистский и лозунговый оттенок.

Говорит глава парламентского комитета по внешнеполитическим связям Грузии Каха Читая:

Кахи Читая:

К сожалению, новое поколение грузин намного меньше говорит по-русски, нынче намного более распространен английский язык и другие западноевропейские языки. Вся грузинская интеллигенция воспитана на русской культуре, и я всячески стараюсь внушить своим детям, чтобы они не забывали могучий и древний русский язык. Но это касается наших взаимоотношений в культурной сфере. Кроме того, безусловно, надо сохранять единое культурное и духовное пространство. Оно тоже теряется. Наши взаимоотношения, безусловно, стали намного более холодными, мягко говоря, уже после того, как мы подняли вопрос о российско-грузинских взаимоотношениях. В российских СМИ появляются совершенно безосновательные обвинения Грузии в том, что, якобы, через территорию Грузии доставляется оружие в Чечню, и что наша территория предоставляется для передвижения боевиков. Мы неоднократно обращались к российскому руководству с просьбой передать какие-то доказательства этого. Дело не в том, что мы хотим себя оправдать. На самом деле они нам нужны, чтобы принять меры для предотвращения таких факторов, если они имеют место. Все это служит определенной цели - созданию определенного настроения в российском обществе против Грузии. Проблемы чеченского обустройства связываются с грузинским фактором.

Тенгиз Гудава:

Парламентские выборы в Грузии, несмотря на итоговую невыразительность, прошли шумно, даже порой с перестрелками. Международные наблюдатели, в общем и целом, признали законность этих выборов, но в Грузии многие убеждены, что будь эти выборы полностью свободными и справедливыми, победил бы яркий оппонент Шеварднадзе, харизматический лидер Аджарии Аслан Абашидзе.

Феномен Абашидзе весьма экзотичен. Потомок древнего христианского княжеского рода, Аслан Абашидзе управляет аджарцами, которые, будучи этнически грузинами, являются мусульманами. С самого начала обретения независимости Грузией возник раскол между Тбилиси и Батуми и этот раскол порой принимал форму гражданского конфликта. Аджария, в отличие от Тбилиси, всегда опиралась на Россию и российские войска, в частности пограничные. Аджария демонстративно отгородилась от всех коллизий и бурь, имевших место в Грузии, доведя уровень своей автономии до высот, практически неотличимых от суверенитета. Председатель Верховного Совета Аджарии и безраздельный ее властитель Аслан Абашидзе убеждает население, что Аджария - единственный оазис стабильности и процветания в Грузии, он объявил Тбилиси гнездом терроризма и в течение семи лет не приезжает в столицу, а также не участвует в заседании парламента, депутатом которого является.

Но самым сенсационным явилось то, что изоляционистский и авторитарный уклон Аслана Абашидзе не помешал ему стать общенациональной фигурой: оппозиционером номер один. И более того: коллектором самых разнообразных оппозиционных Шеварднадзе или обиженных на него сил.

Наш корреспондент Юрий Вачнадзе попросил одного из лидеров блока "Возрождение", постоянного представителя Аджарской автономии в Тбилиси Гамлета Чипашвили оценить результаты прошедших парламентских выборов

Гамлет Чипашвили:

Во-первых, я оценить эти выборы, кроме как негативно, не могу, потому что были факты больших нарушений, и я думаю, что эти выборы прошли под знаком полицейского режима. Это была элементарная фальсификация. Страной руководит господин Эдуард Шеварднадзе, который известен не только здесь в Грузии, но и за пределами нашей страны. Он воспринимается за рубежом как сильная политическая фигура. Что это дало стране? Если подойти к этому вопросу более прагматично, то я должен сказать, что пока он не принес Грузии никаких положительных сдвигов. С 1992-го года, когда он вернулся в Грузию, есть очень много пыли, есть очень много обещаний, но, к сожалению, пока ничего не сделано, абсолютно ничего. Наоборот, все идет к худшему. Можно перечислить такие очень серьезные вопросы, как экономика в целом, энергетический кризис, который длится уже восемь-десять лет - он фактически начался еще до Шеварднадзе, но после 1992-го года все идет наверх по восходящей линии, и никаких сдвигов нет. Кроме этого, существует общая деградация во всех сферах. Главное, демографические показатели очень плохи. В республике, где когда-то на тысячу живущих приходилось 320-330 новорожденных, сейчас это количество уменьшилось до 115. Кроме этого, количество многодетных матерей, которыми у нас славились, особенно, западная часть Грузии и Аджария, крайне сокращается. Сегодня многодетной матерью считается женщина, которая родила трех детей. Даже при Советской власти многодетными матерями считались те, кто родили пять и больше. Так что, в этом плане ситуация, конечно, очень тяжелая и особенно тяжелая ситуация в социальной сфере в целом.

Тенгиз Гудава:

В свое время Эдуард Шеварднадзе, выступая на очередном съезде КПСС, заявил, что для Грузии солнце встает с севера, то есть со стороны России. Сегодня Эдуард Шеварднадзе считается политиком западной ориентации, а батумский альянс как раз обвиняют в пророссийских симпатиях. В частности, говорят, что Аслан Абашидзе против вывода российских войск из Аджарии... Вот как оценивает прозападную ориентацию Шеварднадзе Гамлет Чипашвили:

Гамлет Чипашвили:

Я, например, думаю, что это все какая-то надуманная ориентация. Это все заданная ориентация. Это - просто любовь к долларам и кредитам, и, благодаря наивности наших западных союзников, нам выдается очень много денег, и эти деньги оседают на каких-то личных счетах. За короткое время мы получили более двух с половиной миллиардов долларов в виде кредитов и так далее. На такую сумму можно было бы сделать так, чтобы наши граждане не копались в мусорных ящиках. Ну а что касается "Возрождения": очень часто говорят, что наша ориентация на север, в сторону Российской Федерации, как это было при советской власти. Я должен сказать, что мы никогда географические ориентиры не ставили. И наш лидер блока господин Абашидзе никогда в жизни не говорил, что "солнце восходит с севера". Но у нас очень хорошие, я, в первую очередь, имею в виду Аджарскую автономную республику, очень тесные экономические контакты с Германией и Швейцарией. Контакты у нас имеются только с западными компаниями и западными фирмами. Это существует уже в течение последних пяти-шести лет. Я думаю, что люди, которые говорят о том, что у Аслана Абашидзе, у "Возрождения" ориентация северная, ошибаются. Потому что мы хотим хороших отношений с нашими соседями, в том числе и с Россией, а что касается Запада, то, естественно, у нас были и будут отношения. Но, в первую очередь, мы должны иметь хорошие отношения с нашими соседями, но только на паритетных основах. Что касается военных баз: этот вопрос всегда ставится в центр. И пусть никто не показывает пальцем на Аджарскую автономную республику. Я должен сказать, что мы всегда говорили, что никоим образом нельзя, чтобы наша территория использовалась для того, чтобы через нее переправлялись какие-то боеприпасы и так далее. Конечно, наши утверждают, правительство утверждает, что такого не бывает, но это все выдумано. Я должен сказать, что у нас не очень охраняются государственные границы, и, естественно, очень часто бывает, что люди их переходят, и есть пограничные пункты, где не проверяют как надо. Мы пока в этой области очень слабы и можем допустить какие-то промахи и ошибки.

Тенгиз Гудава:

Говорил один из лидеров блока "Возрождение", так называемого "Батумского альянса", постоянный представитель Аджарской автономии в Тбилиси Гамлет Чипашвили.

Несмотря на нынешнее поражение батумской группировки, многие предсказывают драматизм непосредственного столкновения двух политических лидеров Шеварднадзе и Абашидзе на президентских выборах, которые состоятся в апреле будущего года.



ОглавлениеНовостиПрограммыРасписаниеЭфирСотрудникиАрхивЧастотыПоиск
© 1999 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены.
Обратная Связь