Оглавление
Поиск Эфир Сотрудники Архив Программы Новости
Радио СвободаРадио Свобода
Кризис
Террор
Кавказский кризис
Косовский кризис
Российские деньги
Выборы в России
Мнения читателей и слушателей
Архив
Российские информационные империи
Пушкину - 200 лет
Правительственные кризисы в России
Карта сервера и поиск по материалам Русской Службы
Информация об использовании материалов Русской Службы

19-03-99

Programs - Russia
Ваши письма
Ведущий Анатолий Стреляный

Николай Владимирович Панченко из Донецка напоминает нам слова Льва Толстого о разнице между человеком и животным: "Вся разница между человеком и животным та, что человек знает, что он умрет, а животное не знает. Разница громадная." Толстого буду перечитывать и впредь, он прав: "пока не побратаемся, не возьмемся за руки, жить будем зря, только время теряем, целых две тысячи лет с благой вестью, а не переменились."

Господин Брынза из Днепропетровска: "Почему вы делаете вид, что между Вапняркой и Парижем нет разницы? Не навязывайте законов демократического общества сообществу полудиких людей. После самораспада советской империи страны СНГ пошли безалаберным путем развития, который адекватен менталитету восточнославянских народов. Этот менталитет характеризуется полной неспособностью народа к самоорганизации, к усмирению в обществе и в человеке таких пороков, как хамство, воровство, зависть, холопство. Снятие оков тоталитарной системы привело к всевластию коррумпированных чиновников и криминальной братвы. Иную "демократию" рабский народ (многие именуют этот феномен быдлом) породить просто не в состоянии. "

Среди нерусских слов, вошедших в русский обиход в последние годы, есть два, с которыми мне, видимо, придется все-таки смириться. Дело в том, что их понимают все - и самые грамотные, и почти безграмотные, причем, последние, кажется, даже глубже, проникновеннее. Это - "электорат" и особенно - "менталитет". Причем, послесоветская действительность обнажила, сделала более наглядной природную связь между ними. Чаще всего ведь рассуждают о менталитете электората, то есть, о влиянии, которое оказывает на ход вещей умственный склад избирателей - дух народа, как выражался Пушкин, который говорил по-русски, когда брался говорить на русском языке, и по-французски, когда брался -на французском, - не смешивал их. Слово "электорат" нередко употребляется в значении "чернь". В Белоруссии демократическая молодежь называет электоратом избирателей Александра Лукашенко. В подъездах можно видеть надписи: "Электорат Лукашенко, не писай в подъезде!" Или - короче: "Электорат, не писать в подъезде!"

"Я глубоко убежден, - пишет Александр Николаевич Шурупов из Ростова-на-Дону, - что лагерная культура превалирует в нашем обществе во всем: в экономике, политике, в личных отношениях. Хотел бы услышать ваше мнение о русском фашизме. Считаю, что он давно стал родимым для нашего менталитета." Александр Николаевич сопоставляет это слово со словом "мент" и видит между ними связь. "Наш фашизм, - пишет он, - это всеобщее озлобление, повальная недоброжелательность, наш фашизм - блатной фашизм, в нем нет идеалов."

О лагерном менталитете советского населения, о "блатном" духе в общественном быту первым написал Александр Исаевич Солженицын. Для подпольных советских читателей "Архипелага ГУЛАГа" это было одно из тех открытий, о которых человек говорит: "Ну, как же я его не сделал!"

Не совсем обычно подписано письмо, пришедшее из Рыбновского района Рязанской области: "М. Евгений." Он пишет: " Не кажется ли вам, что Россия сегодня в таком положении, будто она стоит на карнизе небоскреба и размышляет, броситься ли ей вниз, то есть, в объятия красного фашизма, или послушаться цивилизованных держав, говорящих ей, что лучше не дурить, а занять одну из квартир в этом небоскребе и спокойно жить. Становится даже как-то неловко. Мы должны подтереть свои носы, оглянуться вокруг и разумно воспользоваться избирательным правом, которого у нас не было со времен Адама и Евы. А государства, которые смотрят на наши "ломки" со стороны, могли бы впрыснуть нам наркотика, а то бывает: не уколись - и готов. Вопрос в том, как определить дозу. По- моему, она должна быть поставлена в зависимость от рейтинга (вот еще слово из того ряда, что и "электорат" с "менталитетом") вменяемости наших претендентов в спасители отечества. Имеет, наверное, значение и то, в какое место сделать укольчик. Только иголка должна быть маленькой-маленькой. Понимаю, Западу это - в который раз тратиться, но с другой стороны..."

Как видно, этот слушатель тоже думает, что в борьбе за власть в России побеждают те, кому Запад тайно дает деньги. В таком случае, самой продажной надо считать КПРФ, которая преобладает в парламенте, и правительство, которое она называет "правительством Примакова-Маслюкова", таким способом подчеркивая его "красный" цвет.

Слушательница из Москвы, кандидат исторических наук: " Вы передавали содержание опуса некоего Пфайфа о Ельцине и Зюганове. Вообще-то я - гайдаровец и всегда с большим интересом жду, что скажет этот ученый и политический деятель. А он писал в "Известиях", что ему смешно, когда говорят, что Ельцин - типичный секретарь обкома. Ельцин - штучный человек, пишет Егор Тимурович, даже секретарем обкома он был нетипичным. И я полностью согласна с Гайдаром, как и с тем, что заслуга Бориса Николаевича в разрушении коммунистического режима бесспорна и чрезвычайно велика. А ваш Пфайф в душе, видимо, приветствует развернувшуюся под руководством Зюганова в думе грязную, непристойную травлю президента России в связи с состоянием его здоровья. Возникает вопрос: чье задание выполняет Пфайф, воспевая Зюганова, этого невежественного человека, которому присудили докторскую степень в Московском университете, всегда бывшем оплотом социализма? Вы что же, вместе с господином Пфайфом хотите крикнуть: "Да здравствует КПРФ!"? Больше вашу фальшивую радиостанцию слушать не буду."

Подобных писем мало. В таком тоне демократы обычно не пишут. Сторонники Зюганова - да, они пишут только так. "Опус некоего", "Чье задание выполняет?" Уверен, что эта женщина не бросит слушать радио "Свобода" и в один прекрасный день увидит, что у нас нет никакого желания что-либо кричать (и меньше всего - такой лозунг).

Степанов Алексей, 19 лет, житель Петербурга: "Странно, почему люди пишут только на политэкономические темы? Этот вопрос - к вам, Анатолий Иванович."

Что у кого болит, тот о том и говорит, Алексей. Большинство наших слушателей составляют люди, которых называют "политизированными". Немало и таких, которых можно сравнить со зрителями в театре. За политической жизнью следят, как за представлением на сцене. На мой вкус, пьеса под названием "Политическая жизнь" писана не худшим из сочинителей. Правда, когда человек сидит в театре, он обычно не забывает о драматурге - хвалит и ругает не только артистов, но и его, а любители политики очень редко вспоминают "драматурга," многие вообще не верят в его существование, хотя каждый и мнит себя "драматургом ", которому что-то мешает по-своему переписать "пьесу" жизни.

" Слушая передачи радио "Свобода", я никак не могу составить для себя объективную картину положения основной массы населения в Белоруссии, - пишет господин Шелудько из Белой Церкви. " Судя по одним письмам, там уже, благодаря политике Лукашенко, воплощена мечта о коммунистическом рае на земле, по другим -сущий ад: нехватка самого необходимого, даже картошки, люди часами маются в очередях за куском колбасы, от которой отворачиваются даже голодные кошки. И вот в конце января в Белоруссию едет делегация украинских парламентариев во главе с председателем Верховного Совета коммунистом Ткаченко. С ними группа украинских тележурналистов. Вскоре показывают их репортажи. Вот гастроном. Витрины, прилавки завалены разнообразными продуктами. Никаких очередей. Журналисты опрашивают прохожих. Попадаются им почему-то одни пенсионеры. Они говорят, что получают по три-шесть миллионов рублей. Этих денег им, по их словам, вполне хватает на достойную жизнь и даже остается - многие делают сбережения. В стране, тоже по их словам, изобилие, и все дешево. Показывают сумки этих пенсионеров, полные продуктов, только что купленных в магазине. Ткаченко, вернувшись в Киев, с восторгом рассказывает об увиденном в Белоруссии и призывает нас учиться у белорусов. Так кому же верить? Где правда? Может быть, нам показывали "потемкинскую деревню"? Что скажете вы, Анатолий Иванович? Говорят, что каждый народ достоин своих правителей. Но, чтобы люди могли сделать правильный выбор, им нужна достоверная, объективная информация. А ведь в большинстве случаев распространяется не информация, а политическая агитация. Многие склонны верить тому, кто громче кричит, красиво врет и предлагает самые простые решения самых сложных проблем. Хотелось бы, чтобы по радио "Свобода" передавались правдивые обзоры положения разных социальных слоев как в Белоруссии, так и в других странах СНГ, люди будут сопоставлять, где лучше, где хуже, делать свои выводы, перенимать положительный опыт, избегать ошибок в своем политическом выборе. С уважением Шелудько Владимир Алексеевич. Белая Церковь."

Судя по вашему письму, Владимир Алексеевич, вы на агитацию господина Ткаченко не поддались. Вам не нужны были дополнительные сведения, чтобы разобраться в репортажах сопровождавших его корреспондентов. Так и с теми, кто им верит. Многим вовсе не требуется какая-либо информация - ни верная, ни ложная. Политический выбор делают не на основе какой-либо информации, а вопреки ей или помимо нее. Картину мира рисуют не с натуры, не по памяти, а из головы, как говорится. Могли бы сказать: не обманешь (сам себя) - не проживешь. Это мог бы сказать и Лукашенко. Он любит зайти в первый попавшийся магазин. Перед этим там создается изобилие. Все есть, все по госцене. За несколько минут до появления президента в торговый зал набиваются пенсионеры. Они случайно оказываются поблизости. На его глазах они привычно, степенно, только, может быть, чуть -чуть торопливо закупаются. Когда он удаляется, расходятся и они. Из толпы можно услышать голос отставника: "Вытолкали, мать-перемать!" А точная информация, которую вы от нас ждете, Владимир Алексеевич, такая. На белорусскую пенсию можно купить два килограмма ветчины в месяц.

" Никогда не думал, что буду писать на радио "Свобода" - так начинает Дмитрий Иванович Страхов из Петербурга. Пятнадцать лет назад и я не думал, Дмитрий Иванович. "Письма, которые вы получаете из России, - пишет он, - представляют собою прекрасный материал для социологии и психиатрии, по ним можно изучать состояние посткоммунистического общества. Самое неприятное: чем меньше у человека знаний, тем жестче не принимает он общество, в котором живет. Воинствующее провинциальное невежество раба (крепостного, колхозника, пролетария, советского инженера). Россия очень больна, и кризис еще не миновал. К сожалению, нам с вами не придется увидеть, как Россия переболеет детской болезнью "краснухи" и станет не великой, а такой, как все нормальные страны вроде Люксембурга или Канады. Сегодня по телевидению показали, как в нескольких десятках километров от Кремля умирают больные дети, а депутаты Госдумы в это время прибавляют себе довольствие. И эти люди присвоили себе право определять государственную политику России Чаадаева, Пушкина, Достоевского, Толстого, Ахматовой в делах нравственности, воспитания молодежи. А уж политическая нравственность госпожи Матвиенко питерским комсомольцам 70-80-х годов хорошо известна. "Но есть, есть Божий суд, наперсники разврата!"

А может быть, не стоит так уж жалеть, что мы с вами, Дмитрий Иванович, не увидим Россию, когда она переболеет "краснухой". Нынешняя - она тоже являет собою не рядовое зрелище.

Еще о русском языке. Пишет Александр Буянов из Рязани: " Журналисты страдают странным влечением к слову "саммит", хотя существует хорошее русское слово "встреча". Слово-то хорошее, господин Буянов, да только "саммит" - это не просто встреча, а "встреча в верхах" - это неуклюжее выражение тоже употребляется сплошь и рядом. "При этом, - говорится в письме Буянова, - никто из пишущей и вещающей братии не берет на себя труд подумать, что, втаптывая в грязь русский язык, он оскорбляет чувства русских людей. Стоит ли удивляться, что растет число сторонников Макашова? Если процесс "обамериканивания" русского языка продолжится теми же темпами, вполне вероятно появление пушкинской "Сказки о царе Салтане" в следующей версии:

Три герлицы под виндом
Пряли поздно ивнингом.
- Кабы я была кингица, -
Спичит ферстая герлица, -
Я б для фазэра кинга
Клевый сэшн собрала.

Спасибо за письмо и за стишок, Александр. Школьники и студенты в России давно любят сочинять такие. Если бы не Россия просила взаймы у Запада, а Запад - у России, то она делала бы "денежные переводы" или "посылки", а не "транши". Если бы компьютер пошел в мир из России, то он назывался бы "счетчиком". Правда, чехи вон все равно не поленились назвать его "почитачем", что и значит "счетчик". Надежда не на людей, а на сам русский язык - на то, что это океан, который способен сам себя очищать, если, конечно, не вконец загажен.

Пишет Анатолий Давидович Добрушин из Подольска: "Вы, как и вся, впрочем,Россия, не поняли, что наша ГАИ давно действует по принципу "Держи вора!", когда шапка на нем уже горит. Я этой проблемой профессионально занимаюсь 24 года, знаю всю подноготную гигантского концептуального провала ГАИ и нашей доктрины БДД (безопасности дорожного движения), в результате чего число погибших на дорогах все растет, в пять -десять раз превышает сравнимые показатели Европы, США, Японии. Глубина неграмотности нашей ГАИ сравнима с глубиной неграмотности большевиков, поверивших в палочку-выручалочку под названием " общественная собственность". Господин Добрушин откликается на передачи о дорожном движении в России: которые звучали по радио "Свобода". В его большом письме много интересных замечаний и предложений, они пойдут нам на пользу, спасибо, Анатолий Давидович. Недавно я был в Австрии. Раньше можно было и месяц, и больше не попасться на глаза "гаишнику," а тут торчат на околице чуть ли не каждого городка и села, перед поворотами, спусками. Только когда уже минуешь его, соображаешь, что он фанерный, что австрийское ГАИ озабочено не тем, как бы содрать с тебя за нарушение правил движения, а как бы не дать тебе совершить его. Сегодня фанерный страж торчит в одном месте, завтра, глядишь, чуть передвинули. Но не разбили, не сожгли, не уволокли на дачу для "хохмы".

"Я, Леоненко Сан Саныч из поселка Троицкой ГРЭС Челябинской области, 68 лет - годок Горбачеву и Ельцину, будучи 6 лет на пенсии, вырастил с женой 16 свиней и сотни полторы курей, так что чихаю я на всякие кризисы. Общеизвестно, что высокоразвитые благополучные страны не имеют или почти не имеют государственной собственности. Так я бы их фермеров загнал бы социализмом-коммунизмом в колхозы-совхозы, все остальное национализировал бы, сделав собственность ничейной, и, глядишь, лет через пятьдесят они пошли бы по миру с протянутой рукой, как мы ходим сегодня. Но, как говорится, бодливой корове (это мне) Бог не дал рогов. По словам главного думского импичментмейстера Илюхина, три мужика в Беловежской пуще по пьяни развалили великий могучий Советский Союз. И ни один "совок", дополняю я Илюхина, и бровью не повел, жилка или мышца ни у кого на лице не дернулась. Результатом же Октябрьского перворота Семнадцатого года была четырехлетняя гражданская война. Почему такая разница? Ответь мне, Илюхин. Человеком номер один я считаю Горбачева, который прекратил "холодную войну", населению советских республик дал почувствовать себя людьми и, не подозревая того, подвел социализм к краху. Все стонут, что сегодня мы плохо живем. А когда мы жили хорошо? За последние 10 лет я не слышал, чтобы кто-нибудь умер с голоду, но вижу, что многие ходят в "кожанах", имеют авто, почти все мы смотрим телепередачи с импортных "ящиков", В общем, живем мы, как живем. Плохо? Так виноваты в этом все мы, а не один Ельцин."

"Возрождение нравственности в России, - пишет Юрий Васильевич Смирнов из Воронежа, - будет связано с возрождением православия. Достоевский сказал:" Русский без православия - это дрянь, а не человек." Очевидно, Ленину были известны эти слова Достоевского." Этот слушатель хочет сказать, что Ленин хотел испортить, разложить русского человека, для чего и сокрушил православие. Злой ленинский умысел можно было бы допустить, если бы Владимир Ильич был первым в истории большим безбожником и революционером. Тот же Достоевский метко передал состояние атеиста: "Верую, что Бога нет." Таким верующим и был Ленин - к началу двадцатого века такими были почти все образованные русские люди. Увлечение безбожием было поистине свирепое, передавалось и в низы, да и обратным путем шло, снизу наверх.

По-своему напомнила нам об этом госпожа Новикова из Коломны. Она приводит пословицу своего прадеда Емельяна: "От святого духа не родит молодуха. " О нем пишет: "Он был неграмотным и то все понимал. Сколько начальников сейчас схватились за свечки, мафия носит кресты, а попы отпевают убиенных бандитов, как святых. Все верующие! Певица выходила в седьмой раз замуж за юнца моложе себя на 20 лет и венчалась в Иерусалиме. Вот уж святой брак! Высшие попы устраивают банкеты в Больших театрах по случаю своих семидесятилетий (подумаешь, семидесятилетие - какая в этом заслуга перед родиной?). Устраивать банкеты в то время, когда людям не выдают зарплату и пенсии, напяливать на себя две панагии и бриллиантовый крест - подло. Верил в Бога бедолага протопоп Аввакум, но он ведь тогда не знал, что люди будут на Луне. По мне, так интереснее всех боги Олимпа. А правители схватились за свечки, чтобы дурить "электорат", как они нас называют. Вот и выходит, что мой прадед Емеля был умнее многих сегодняшних. Не задавайтесь и вы очень-то, Анатолий Иванович! Сидя в Праге, зарплата-то вам в долларах льется, а нам в рублях капает, а вы еще нас дурите, ох, как дурите! Теперь и меня отпоете, если письмо до вас дойдет. С уважением М.Новикова."

А вот и не отпою, госпожа Новикова, - понравилось мне ваше письмо.



ОглавлениеНовостиПрограммыРасписаниеЭфирСотрудникиАрхивЧастотыПоиск
© 1999 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены.
Обратная Связь