Оглавление
Поиск Эфир Сотрудники Архив Программы Новости
Радио СвободаРадио Свобода
Кризис
Террор
Кавказский кризис
Косовский кризис
Российские деньги
Выборы в России
Мнения читателей и слушателей
Архив
Российские информационные империи
Пушкину - 200 лет
Правительственные кризисы в России
Карта сервера и поиск по материалам Русской Службы
Информация об использовании материалов Русской Службы

19-05-99

Кризис в Югославии

Liberty Live - Саммит "Большой восьмерки" в Кельне

Радио Свобода освещает саммит "Большой восьмерки" в Кельне. Передачу ведет Андрей Шарый. В прямом эфире в ней участвуют директор московского бюро Радио Свобода Савик Шустер, находящийся в Кельне, и немецкий политолог доктор Кристофер Ройен.

Андрей Шарый:

В Кельне, несмотря на косовские проблемы, была заявлена и проблема экономического сотрудничества между странами "Большой семерки" с одной стороны и Россией, балканскими странами и другими странами, которым "Семерка" должна помогать, с другой. Савик Шустер, что же получит, и чего не получит Россия по итогам саммита в Кельне?

Савик Шустер:

Необходима полная политическая интеграция России. Таков вывод лидеров самых развитых демократических стран мира, собравшихся на саммит "Большой восьмерки" в Кельне десять дней спустя после прекращения бомбардировок Югославии. Что это значит конкретно, сказать трудно, но очевидно, что Запад, осознавший важность конструктивной, в итоге, роли России в урегулировании кризиса в Косово сильно озабочен ее будущим, будущим постельцинской России. Конкретно, Запад и Япония готовы оказать России помощь в двух отраслях - в малом и среднем бизнесе и в здравоохранении. Для этого не нужны особые законодательные акты со стороны Государственной Думы, в этих отраслях есть достаточно надежные структуры. Ясно, что МВФ также пойдет навстречу России, хотя на саммите продолжают подчеркивать важность выполнения программы МВФ, с которой в Москве, как известно, очень многие несогласны. Таким образом, логичен вопрос: на всех саммитах с участием Бориса Ельцина говорилось о необходимости помочь российским реформам. Однако, всегда эти заявления так и оставались риторическими. Представитель премьер-министра Великобритании Тони Блэра сказал на эту тему следующее: "Запад готов к массовой финансовой помощи только при гарантиях того, что эта помощь будет правильно использована". Что же касается реструктуризации долга, то в документах саммита об этом речи не будет. По данному вопросу у каждого государства своя позиция, как, скажем, у той же Германии она особая - немецкие банки вложили в Россию очень много и, соответственно, очень много потеряли. В итоге, Запад жаждет помочь России, так как понимает ее важность в создании новой структуры безопасности в Европе и мире, но не знает, как это сделать. А российские власти продолжают ничего не делать, чтобы помочь себе. Более того, вчера президент Франции Жак Ширак говорил о том, что лидеры "Семерки" примут план, который называется "Партнерство ради процветания России". Опять таки президент Франции не уточнил, что конкретно это значит. Но уже сегодня, согласно сообщению агентства "Рейтер", Сергей Степашин, премьер-министр России сказал, что такой план России не нужен, и он бы не хотел, чтобы каким-то образом, это название, этот план фигурировали в документах саммита. Вот что можно на этот час сказать о том, что получит, и чего не получит Россия.

Андрей Шарый:

Следующий мой вопрос направлен в Мюнхен, к политологу доктору Кристоферу Ройену. Доктор Ройен, скажите пожалуйста, что может стоять за этой, пока достаточно расплывчатой дефиницией "полная политическая интеграция России и западных стран", по вашему мнению?

Кристофер Ройен:

Во-первых, я хотел бы сказать, что компромиссное решение по Югославии, которое было достигнуто вчера вечером в Хельсинки, действительно предусматривает тесное сотрудничество, конкретное сотрудничество россиян с Западом, и если действительно удастся развивать там успешное и эффективное сотрудничество, тогда это, наконец, покажет, что отношения Запад-Россия можно улучшать не только словами, но также и фактами. И такой результат, он, по-настоящему, в интересах России, Именно такой результат, а не настаивание на признании России великой державой. Но, что касается этой экономической помощи, то там действительно, если Блэр говорит о правильном использовании западных кредитов, а Ширак говорит о процветании России, то это опять пока те же самые красивые слова. Совсем неясно, как достигнуть такого результата. Я хотел бы сказать, что самое важное в будущем, если Запад опять хочет содействовать России кредитами, то тогда надо обязательно контролировать, куда идут эти деньги. И я не знаю, российское правительство, российские политики, готовы ли они к такому контролю, и готовы ли западные правительства делать эту трудную работу - контролировать такой процесс, но в этом, по-моему, и состоит суть проблемы.

Андрей Шарый:

Косовская проблема - это самая важная из горячих политических проблем, которые обсуждаются на Кельнском саммите. Ожидалось, что будет подписано заявление по этому поводу. Савик, что говорят о соглашении, подписанном между Россией и НАТО, каковы его оценки, и есть ли, в конце концов, понимание того, что сделан большой шаг вперед?

Савик Шустер:

Несомненно, есть понимание, ощущение и уверенность насчет того, что сделан огромный шаг вперед. Я проясню некоторые детали этого соглашения, ссылаясь на высокопоставленного члена администрации Белого Дома. Некоторые детали известны всем, а некоторые не известны пока в России, я почти в этом уверен. И так, российские миротворцы будут размещены в трех секторах в Косово - американском, французском и немецком, а также в аэропорту Приштины. Так что, можно сказать, так как аэропорт находится в британском секторе, что Россия будет в четырех секторах. Две тысячи восемьсот российских военнослужащих будут размещены вместе с американцами, немцами и французами, а семьсот пятьдесят будут нести службу в аэропорту. Командование будет единым, натовским. Политическое руководство будет осуществлять Североатлантический союз, а вместе с ним будет работать постоянный совместный совет, который по сути дела является совместным советом России и НАТО. Таким образом, возобновляется российско-натовское сотрудничество. Более того, российский военный представитель будет отправлен в Верховный штаб союзнических войск в Европе, а также в штаб южной группировки и в КФОР, таким образом, российские представители будут на всех уровнях командования. Во французском секторе будет один батальон, в американском один или два, и в немецком также один или два. На уровне сектора российские офицеры будут под тактическим контролем натовских командиров, которые в свою очередь, подчиняются Главнокомандующему войск НАТО в Косово британскому генералу Майклу Джексону. В случае отказа российских военнослужащих выполнять ту или иную задачу, если такой отказ будет, командующий НАТО имеет право послать другие силы для выполнения этой задачи. Что же касается аэропорта, то российские военные будут отвечать за десять функций, среди которых безопасность взлетной полосы, размещение самолетов в аэропорту, всякие инспекционные работы на взлетно-посадочных полосах и так далее. НАТО же будет отвечать за планирование полетов и за функционирование контрольной вышки, то есть обеспечивать диспетчерские службы. Таковы самые главные детали вчерашнего соглашения, которое было достигнуто в Хельсинки.

Андрей Шарый:

Лондонский корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына рассказывает о том, как в Лондоне оценивают достигнутое в Хельсинки соглашение.

Наталья Голицына:

В целом, британские официальные лица и средства массовой информации положительно оценили достигнутое в Хельсинки соглашение. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр, комментируя его, заявил, что "оно вымостило дорогу для возвращения албанских беженцев в Косово". В британских дипломатических кругах главным в достигнутом соглашении считают тот его пункт, согласно которому к НАТО переходит контроль над воздушным пространством аэропорта Приштины и его диспетчерской службой. Российскому контингенту оставлена чисто символическая роль по охране наземных сооружений и протокольные обязанности по материально-техническому обслуживанию персонала аэропорта. Британская газета "Таймс" в субботу в своем комментарии по поводу соглашения отмечает, что в хельсинкское соглашение вошли все основные требования НАТО. "Главное же, - подчеркивает "Таймс", - это то, что удалось избежать раздела Косово". Газета "Индепендент" называет соглашение в Хельсинки самым значительным и серьезным соглашением, когда либо заключенным между Россией и Западом за весь постсоветский период. Британская "Гардиан" иронизирует над позицией российской стороны на переговорах в Хельсинки, формулируя ее позицию таким образом: "Ничего не будет достигнуто, пока все не будет достигнуто". Тем не менее, газета положительно оценивает конечный итог переговоров, подчеркивая важность сохранения единого командования миротворческими силами в Косово. Консервативная "Дейли Телеграф" в своем обширном комментарии связывает соглашение в Хельсинки с поездкой президента Ельцина в Кельн, на саммит "Большой восьмерки". Газета пишет, что подписанное соглашение означает, что президент России сможет сейчас триумфально появиться в Кельне, чтобы, как выражается газета, отпраздновать сближение своей страны с семью крупнейшими индустриальными странами мира. Одновременно, отмечает "Дейли Телеграф", Ельцин вполне может надеяться получить сейчас согласие Запада на реструктуризацию российского внешнего долга в награду за достигнутое в Хельсинки соглашение.

Андрей Шарый:

Россия выставляла накануне этих переговоров относительно военных аспектов урегулирования в Косово две главные позиции. Первая - это отсутствие политического командования НАТО над всей операцией и второе - это российский отдельный сектор. Россия в итоге не получила ни того ни другого, и есть сведения о том, что такое драматичное изменение российской позиции было вызвано в последний момент новыми указаниями Ельцина из Москвы. Савик, что об этом говорят в Кельне, и чем может быть вызвана такая политика Ельцина?

Савик Шустер:

Об этом в Кельне говорят мало. Потому что самое главное это то, что это соглашение было достигнуто. Естественно, без последнего слова Ельцина никто ничего никогда бы не подписал. Известно, что Борису Ельцину хотелось иметь российский сектор. Но союз НАТО очень решительно настоял на своем - единое командование без российского сектора, потому что российский сектор мог бы означать потенциальный раздел Косово. Но я скажу, более того, уже практически согласовано заявление по Косово "Большой восьмерки". Подчеркиваю, "Большой Восьмерки", таким образом, Россия под этим заявлением подписалась. Речь идет о создании в Косово демократического мультиэтнического образования, провинции, как принято говорить. Таким образом, НАТО собирается защищать как права сербского меньшинства, так и права албанского большинства. С другой стороны, Россия в этом заявлении подписалась под такими обязанностями, как сотрудничество с Гаагским трибуналом, и очень тесное сотрудничество. То есть, у Гаагского трибунала будет в Косово гораздо больше прав, чем, скажем, в той же Боснии, с тем, чтобы натовские войска, в свою очередь, могли задерживать и арестовывать тех, кого Гаагский трибунал считает военными преступниками, и Россия тоже за этим стоит. Таким образом, то, что Борис Ельцин изменил свою позицию, и что Россия присоединилась к ценностям Запада в бывшей Югославии - это означает, что в этом смысле Ельцин очень разумный и логичный политик, потому что никоим образом он не смог бы никогда изменить точку зрения союза НАТО, который вел эту военную акцию в Югославии, а если нельзя было изменить ее, то пришлось бы идти на конфронтацию. Конфронтация такого рода не нужна ни Европе ни России.

Андрей Шарый:

Доктор Ройен, скажите пожалуйста, такое изменение позиции России в последний момент, что это может дать президенту Ельцину на завтрашней встрече с президентом Клинтоном, по вашему мнению?

Кристофер Ройен:

Эта теперешняя позиция России отвечает основным требованиям Запада. Но она даст также россиянам возможность показывать способность к сотрудничеству, и, таким образом, это помогает международной репутации России. И, поэтому я сказал бы, что не надо завтра или сегодня сразу же награждать Россию за жертву в этом вопросе. Не надо связывать косовский вопрос с вопросом экономической поддержки. По-моему, надо отдельно рассматривать эти вопросы. Теперь мы получаем возможность сотрудничать с россиянами в Косово - хорошо, посмотрим, как это получится. Другой, совершенно другой вопрос, который надо рассматривать отдельно - как содействовать российской экономике. Не знаю, понимают ли это в Думе, где не только националисты и коммунисты, но также и известные представители фракции "Яблоко", до сих пор, очень резко требовали отдельный сектор для России. Надеюсь, что в Думе они это понимают.

Андрей Шарый:

Еще один очень важный аспект саммита в Кельне - это обсуждение перспектив восстановления Косово, восстановления Югославии и оказания экономической помощи всем странам балканского региона, которые в значительной мере пострадали от последствий военного конфликта на Балканах. Этой теме посвящен материал специального корреспондента Радио Свобода в Кельне Андрея Шароградского.

Андрей Шароградский:

"Пятьсот миллионов "евро" в год в течение ближайших трех лет ЕС будет выделять на непосредственные нужды косовских беженцев, независимо оттого, останется ли у власти Слободан Милошевич или нет", - эти слова политического директора ЕС Гюнтера Бергарта вызвали настоящий ажиотаж среди журналистов, сразу попытавшихся выяснить, не значит ли это, что между лидерами стран "Семерки" и руководством Европейской комиссии возникли серьезные разногласия. Ведь и британский премьер-министр Тони Блэр, и президент США Билл Клинтон говорили, что никакой помощи Сербии до тех пор, пока Милошевич остается президентом Югославии не будет. "Деньги, о которых идет речь, грант ЕС, пойдут непосредственно в Косово", ответил на это Бергарт. - В Косово, которое в это время будет находиться под контролем миротворческих сил ООН", - подчеркнул он. Пятьсот миллионов "евро" в год выделяются в первую очередь на обеспечение нормальных условий жизни для беженцев. Но это предполагает в то же время восстановление и ремонт разрушенных дорог, мостов и предприятий. "Соглашение по Косово - это не Дейтонское соглашение. Мир в Дейтоне - это был мир с Милошевичем, мир в Косово - мир без Милошевича", - сказал Бергарт. -Мы должны извлекать уроки из наших ошибок, сделанных при боснийском урегулировании. Согласие на сотрудничество с Милошевичем - это самая большая наша ошибка. Если, оказывая помощь Косово, мы оказываем помощь Сербии, частью которой Косово остается, то это не значит, что мы оказываем помощь Милошевичу. Наоборот, - считает Бергарт, - успешное восстановление косовской экономики будет своего рода очередным ударом по режиму Милошевича, потому что оно покажет всем жителям Югославии, насколько полезным может быть сотрудничество с демократическими странами". Пятьсот миллионов "евро" в год - это грант ЕС, и вся помощь Косово этой суммой не ограничится. Предполагается выделение странами-донорами дополнительных средств на конкретные проекты, участвовать в восстановлении косовской экономики, будет, как известно и Всемирный Банк, с которым специально созданное агентство ЕС сейчас ведет активные переговоры о координации усилий. Вся программа помощи охватывает три своеобразные зоны. Первая - это Косово, помощь беженцам и восстановление косовской экономики. Вторая - это помощь странам, оказавшимся вовлеченными в конфликт. Это страны - участницы Дейтонского соглашения - Югославия , Хорватия, Босния и Герцеговина и Албания, и Македония, принявшие сотни тысячи беженцев. Разумеется, с оговоркой, о которой я упомянул раньше - помощь Югославии только после смены режима и демократических преобразований. Согласие с этим принципом на саммите выразила и Россия. И, наконец, третья, самая широкая зона - это весь Балканский регион, его комплексное развитие при участии ЕС. " Увы, чтобы понять необходимость осуществления такой программы потребовались семь лет и несколько войн", - грустно заметил в кулуарах саммита один высокопоставленный дипломат Европейской комиссии.

Андрей Шарый:

Савик, можно ли сказать, что западные страны сформулировали и определили конкретную стратегию оказания экономической помощи балканскому региону. Какое у вас сложилось впечатление?

Савик Шустер:

Мне кажется, что по большему счету да, и материал Андрея Шароградского это очень четко отражает. Конечно, есть небольшие разногласия, но я думаю, что они настолько незначительны по отношению к Слободану Милошевичу, что в принципе можно говорить о стратегии. Да, будут большие капиталовложения в Косово. Да, Запад попытается показать сербскому народу, что при диктаторе, при таких вопиющих нарушениях прав человека, естественно, Сербия не получит ничего. Народ Сербии должен определиться, а что касается Косово, то Косово будет постепенно возрождаться. Еще один момент - позиция российских журналистов на саммите была высказана одним из моих коллег на пресс-конференции британского представителя. Он сказал: " Раз такая тактика не сработала в Ираке и Саддам Хусейн как был у власти, так и остался, то почему такая тактика изоляции одного лидера должна сработать в Югославии"? Но, как правильно ответил представитель Тони Блэра, это проблема принципа. Запад выступает за демократию, Запад никогда не будет поддерживать диктаторов и убийц, и в этом смысле такие люди, конечно, финансовой помощи никогда не получат, а, значит, не получат ее и народы. Народы страдают от таких диктаторов, но народы тоже должны принимать решения.



ОглавлениеНовостиПрограммыРасписаниеЭфирСотрудникиАрхивЧастотыПоиск
© 1999 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены.
Обратная Связь