Оглавление
Поиск Эфир Сотрудники Архив Программы Новости
Радио СвободаРадио Свобода
Кризис
Террор
Кавказский кризис
Косовский кризис
Российские деньги
Выборы в России
Мнения читателей и слушателей
Архив
Российские информационные империи
Пушкину - 200 лет
Правительственные кризисы в России
Карта сервера и поиск по материалам Русской Службы
Информация об использовании материалов Русской Службы

12-06-99

Кризис в Югославии

Liberty Live - Действия московского руководства в связи с неожиданным появлением российских десантников в Приштине

Андрей Шарый обсуждает в прямом эфире Радио Свобода окончание войны в Югославии с московским балканистом доктором Артемом Улуняном.

Андрей Шарый:

Доктор Улунян, как вы оцениваете действия московского руководства в связи с неожиданным появлением российских десантников в Приштине?

Артем Улунян:

Вероятно, появление российских войск в Приштине является фактом не случайным. Мне хотелось бы в этой связи обратиться к тому прошлому, которое совсем недавнее для нас всех, и очевидцами которого мы являлись. Уже в начале конфликта президентом России было заявлено, что "мы не сдадим Косово", то есть, что никто не должен входить в Косово. К этому заявлению внимательно не прислушались, и, я думаю, что на Западе не поняли, что имеется в виду. Следующий момент - уже когда начались боевые действия, Россия активно начала участвовать в миротворческом процессе. И тут выявилась определенная иерархия подхода к этой проблеме. Во многом, мне кажется, даже спланированная. То есть, известный принцип доброго и злого следователя действовал по полной программе. Так, в частности, например, Черномырдин, который, вообще-то, на внутриполитической арене был воспринят очень негативно, в действительности, сделал очень много для заключения мира. В свою очередь, Министерство иностранных дел дистанцировалось от деятельности Черномырдина и делало заявления более жесткие, чем Виктор Степанович. И, наконец, третий участник процесса - Министерство обороны, словами своего генерала Ивашова заявило о том, что вообще неприемлемы такие условия. То есть, мы здесь видим некоторую трехполярность в подходе к косовской проблеме. Но, в то же время, мне кажется, что, несмотря на все это, Россия пытается найти свое место при решении косовской проблемы, используя эти три основные колонны. Скажем так, очень сильных миротворцев, средних миротворцев-государственников и третья колонна - жесткая, военная, которая выступает, во многом, с ура-патриотических позиций.

Андрей Шарый:

Доктор Улунян, скажите пожалуйста, вот то, что происходит в последние сутки, это неожиданное появление российских солдат в Приштине, очевидно, согласованное с министерством обороны, и затем заявление министра иностранных дел России Игоря Иванова о том, что он выступает против шагов такого рода до согласования масштабов и характера миротворческой операции с западными партнерами. Что это, на ваш взгляд, свидетельство того, что российская политика идет этими разными колоннами в диаметрально противоположных направлениях, или это некий хитрый план Кремля, который заключается в том, что опять есть как бы злой следователь и добрый?

Артем Улунян:

Вы знаете, здесь тоже существует определенная российская реальность, о которой не надо забывать. К сожалению, сложилось так, что центры принятия решений в России за последнее время диверсифицировались. И нередко можно было ожидать совершенно противоположных заявлений от, казалось бы, близких ведомств. Но, в то же время, мне кажется, что ввод в Приштину российских войск не является поступком, противоречивым в отношении той же позиции Министерства иностранных дел. Оно ведь тоже выступало против однобокого подхода к российскому участию в косовском урегулировании. Поэтому, мне кажется, что здесь у МИД-а появилась определенная возможность выступать в роли более мягкого миротворца, как это делал Черномырдин. Поэтому, вероятнее всего эта акция не была слишком уж спланирована, но, в то же время, она не является неожиданностью.

Андрей Шарый:

Доктор Улунян, скажите пожалуйста, по вашему мнению, какой политики в отношении режима Милошевича и Сербии должна придерживаться Россия, и какую линию поведения выберут российские политики?

Артем Улунян:

Наиболее продуктивной, вероятно, была бы та политика, которая с одной стороны дистанцировала бы Россию от режима Милошевича, потому что пока неясно, что будет дальше с Милошевичем и его режимом. Но, с другой стороны, России, вероятнее всего, все-таки не стоит уходить из Сербии, в частности, и из Югославии вообще, только из-за поддержки ею Милошевича. В данной ситуации вероятнее всего надо делать ставку на нормальные силы внутри Югославии, как говорили в свое время, "здоровые силы", коммунисты, правда, придавали этому выражению совсем другое значение. Надо делать ставку на силы, которые смогут стать настоящей альтернативой Милошевичу и будут вести политику не прозападную или пророссийскую, а просто нормальную проюгославскую политику и будут видеть Югославию в системе европейской безопасности, в системе европейских отношений и взаимоотношений Европы с Россией. Что же касается другой проблемы, в частности, отношений Югославии с западными странами, то здесь, мне кажется, тоже существуют определенные реалии, и если Запад будет открыто поддерживать какого-нибудь политического деятеля, то это может насторожить самих сербов. На данный момент существует фактически одна реальная кандидатура на замену Милошевичу - это черногорский президент Джуканович, но не стоит списывать со счетов и Вука Драшковича. Поэтому, на данный момент, российские официальные лица должны, наверное, все-таки рассматривать этих двух кандидатов как будущих руководителей или общей Югославии, или, хотя бы Черногории и Сербии.



ОглавлениеНовостиПрограммыРасписаниеЭфирСотрудникиАрхивЧастотыПоиск
© 1999 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены.
Обратная Связь