Оглавление
Поиск Эфир Сотрудники Архив Программы Новости
Радио СвободаРадио Свобода
Кризис
Террор
Кавказский кризис
Косовский кризис
Российские деньги
Выборы в России
Мнения читателей и слушателей
Архив
Российские информационные империи
Пушкину - 200 лет
Правительственные кризисы в России
Карта сервера и поиск по материалам Русской Службы
Информация об использовании материалов Русской Службы

01-06-99

Кризис в Югославии

Liberty Live - Эксперты обсуждают перспективы урегулирования конфликта на Балканах

Петр Вайль беседует с доктором Кристофом Ройеном из Института международных исследований в Эбенхаузене, в Германии и доктором Артемом Улуняном из московского Института балканистики.

Петр Вайль:

Доктор Ройен, скажите пожалуйста, новая попытка урегулирования конфликта на Балканах, действительно ли можно считать ее решающей, и каковы, на ваш взгляд, ее шансы?

Кристоф Ройен:

Ну, из Бонна пока очень мало известно о том, что там происходит на переговорах, и мне из Эбенхаузена трудно обсуждать перспективы встречи, я даже не знаю, согласен ли Ахтисаари поехать в Белград или нет. Может быть, он еще хочет получить более точную информацию. Если он поедет, то тогда, может быть, ситуация уже будет выглядеть лучше. Но, все-таки главная тема - это,по-моему то, что мы должны узнать больше о комплекте участников этой будущей военной семьи, которая будет работать в Косово, пока об этом мы слышим очень разную информацию. Будет ли там сильное ядро НАТО или нет? Будут ли только нейтральные государства? Какова будет роль ООН? Обо всем этом пока мало известно, но это решающий вопрос.

Петр Вайль:

Доктор Улунян, ваше мнение - каков ключевой вопрос на нынешнем этапе попытки урегулирования?

Артем Улунян:

Вероятнее всего, надо говорить о выполнении тех требований, которые НАТО предъявило Белграду. Вопрос стоит именно так - на сколько процентов они могут быть выполнены - на все сто, на пятьдесят или меньше. И сейчас, наверное, ключевым вопросом в данный момент является сохранение лица для Белграда при выполнении определенных требований с одной стороны, а с другой стороны, выполнение натовских требований и сохранение лица для НАТО. Какой-то компромисс будут, вероятнее всего, пытаться найти при посредничестве России. И этот вопрос действительно является ключевым - сохранение лица и выполнение требований.

Петр Вайль:

Доктор Улунян, по вашему мнению, в чем может уступить Милошевич, и чем может поступиться НАТО?

Артем Улунян:

Вероятнее всего, Милошевич может согласиться на присутствие натовских сил, но при определенных условиях - что в этих натовских силах будут страны, с которыми Югославия находится в более-менее хороших отношениях. Вне всякого сомнения, будет необходимо участие российских сил. Второй вопрос, на который Милошевичу надо ответить - это вывод сербских, точнее, югославских сил из Косово - в какой форме и как? Вероятнее всего, силы будут выводиться, но пограничники и некая, скажем так, милиция из состава сербов и албанцев будет существовать там вместе с подразделениями ООН или НАТО по поддержанию гражданского мира.

Петр Вайль:

Тот же вопрос, что и доктору Артему Улуняну, я задаю Кристофу Ройену в Эбенхаузене. Доктор Ройен, а по вашему мнению, в чем может уступить Милошевич?

Кристоф Ройен:

Ну, по-моему, ему предстоит трудное решение, потому что для натовских стран обязательно то, чтобы они предоставили для миротворческих сил преобладающую военную силу. Это не только в интересе членов НАТО, но и в интересе всех тех людей, которые ушли из Косово в соседние страны, и как они могут вернуться, если у них не будет доверия к этим военным силам, если там не будет, скажем, французов, англичан, немцев и американцев. И пока трудно сказать, согласится ли в конце концов Милошевич с этим или нет.

Петр Вайль:

Доктор Ройен, насколько по вашему жизнеспособен план послевоенной стабилизации Балкан, выдвинутый членами ЕС, насколько политические причины могут воспрепятствовать будущему новому "плану Маршалла"?

Кристоф Ройен:

Проблема с этим новым планом состоит, по-моему, в том, что, во-первых, первый, настоящий план Маршалла после 2-й мировой войны был осуществлен в более легких условиях, потому что там не было проблемы трансформации системы. Тогда не было вопроса - как отойти от коммунизма обратно в капитализм, все европейские страны были капиталистическими странами. Теперь существует совершенно другая проблематика, которую очень трудно решить. Вторая проблема состоит в том, что до сих пор западноевропейские страны, по-моему, очень мало были заинтересованы участием именно в жизни юго-восточной Европы. А теперь, под влиянием событий и воздушных операций, они хотят что-то быстро сделать. Это будет очень трудно. И до сих пор, и теперь главный вопрос состоял и состоит в том, как этим странам реализовать план поэтапной трансформации. И это надо сделать в течение десяти-двадцати лет.

Петр Вайль:

Доктор Улунян, во-первых, как по-вашему в поствоенном развитии могут соотноситься усилия Европы и Америки, и второе, какова тут может быть роль России?

Артем Улунян:

Что касается соотношения усилий Европы и США при реализации плана этого пакта, то довольно трудно сказать, какая сторона возьмет на себя большую часть ответственности. Вне всякого сомнения, Европа сама не в состоянии реализовать такой план. Но, что касается США, то они тоже не могут реализовать его в одиночку. И здесь необходимо отметить, что план Маршалла был предусмотрен для Западной Европы и лишь частично для юго-восточной - Турции и Греции. Что же касается восточной и юго-восточной Европы, то механизмы, которые существовали раньше, они не существуют ныне, и вопрос трансформации, системных трансформаций, это вопрос изменения всего региона. Мне кажется, большой ошибкой было то, что ни США, ни Европа, не смогли определить, стоит ли брать всю юго-восточную Европу под свое крыло, или только отдельные страны, как сейчас пытаются делать. Таким образом, уже сейчас будут возникать внутрирегиональные противоречия. Что же касается участия России в реализации подобных планов, то говорить серьезно об этом, мне кажется, не стоит. Экономическая слабость нынешней России очевидна, деньги, инвестиции и проекты, которые необходимо туда давать - это очень большие деньги. Как я уже говорил, даже Европа не в состоянии справиться с этим сама, и США тоже не могут сделать это сами. Единственная роль, которую может сыграть Россия, определенную роль, приемлемую для всех сторон, и для региона, и для Европы, и для США, это роль своего рода участника политического процесса. Что же касается экономической части, то насчет этого у меня большие сомнения. Может быть, Россия еще как-то может участвовать в военной части проекта.

Петр Вайль беседовал в прямом эфире Радио Свобода с немецким политологом Кристофом Ройеном и российским - Артемом Улуняном.



ОглавлениеНовостиПрограммыРасписаниеЭфирСотрудникиАрхивЧастотыПоиск
© 1999 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены.
Обратная Связь