|
Мнения читателей и слушателей |
|
Информация об использовании материалов Русской Службы |
|
26-03-99
Удары НАТО по Югославии
Liberty Live - Репортаж Андрея Шароградсого
Отмена визита Примакова в Соединенные Штаты только ускорила начало бомбардировок Югославии - считают некоторые члены американской администрации.
Первоначально планировалось, что приказ об ударах НАТО по югославским военным объектам будет отдан ПОСЛЕ окончания визита.
Однако вице-президент США Альберт Гор резко настаивал, что интересы НАТО нельзя подчинять условностям в отношениях с Россией и давать таким образом президенту Югославии Милошевичу еще одну неделю на проведение этнических чисток.
Таким образом, распоряжение Примакова развернуть самолет над Атлантикой стала ключевым моментом в ходе принятия окончательного решения о бомбардировках.
Члены администрации Клинтона сейчас признают, что некоторые возможности не довести дело до войны были.
Они считают, в частности, что необходимо было задержать бывшего лидера боснийских сербов Караджича - с тем, чтобы получить от него информацию о
Милошевиче.
Кроме того, администрация слишком поздно обратила пристальное внимание на разгорающийся конфликт в Косово в марте прошлого года, когда
Милошевич стал сосредотачивать сербские войска в провинции.
Только в июне специальный посланник Клинтона на Балканах Ричард Холбрук заявил, что НАТО готово к нанесению ударов против Сербии. В то же время летняя кампания Милошевича против косовских албанцев не рассматривалась как слишком драматическое развитие событий.
Поворотным моментом стал сентябрь, когда только за один день в Косово были зверски убиты несколько десятков мирных жителей.
Именно с этого момента стала расти политическая поддержка нанесения ударов по Сербии, а командующий войсками НАТО Весли Кларк отдал приказ сосредоточить в Адриатике крупную авиагруппировку.
Холбрук, который в это время вел переговоры с Милошевичем, добился от югославского президента согласие на размещение в Косово наблюдателей
ОБСЕ.
Все это породило надежду, что применения силы удастся избежать.
Единственным, кто был в это время твердо убежден, что Милошевич понимает только силовое давление - это госсекретарь США Олбрайт. Общее же настроение в Белом доме было, что угроза применения силы -лучше самого применения силы.
Эта надежда сохранялась даже тогда, когда Холбрук отправился в Белград, чтобы дать Милошевичу "последний шанс"...
|