Оглавление
Поиск Эфир Сотрудники Архив Программы Новости
Радио СвободаРадио Свобода
Кризис
Террор
Кавказский кризис
Косовский кризис
Российские деньги
Выборы в России
Мнения читателей и слушателей
Архив
Российские информационные империи
Пушкину - 200 лет
Правительственные кризисы в России
Карта сервера и поиск по материалам Русской Службы
Информация об использовании материалов Русской Службы

21-09-99

Российские деньги

Liberty Live - Последствия дела о "российских деньгах" и слухи о возможной отставке Ельцина

Ведущий программы "Liberty Live" Савик Шустер обсуждает тему с московским политологом Андреем Пиантковским. В программе участвуют корреспонденты Радио Свобода в Москве Ильмар Муртазаев и Карен Агамиров.

Савик Шустер:

Министерство юстиции США не обнаружило свидетельств нецелевого использования Россией средств, выделенных США и МВФ. Как сообщил в интервью телекомпании "NBC" советник президента США Бергер, расследование будет продолжаться, и Вашингтон требует от России жестких мер по борьбе с коррупцией. Отстраненный от должности Генеральный прокурор России Юрий Скуратов отказался участвовать в слушаниях парламентской комиссии США, так как это противоречит статусу Генерального прокурора России. Российская делегация, которая вела переговоры в Вашингтоне с представителями американских правоохранительных органов, по поводу истории с отмыванием российских денег в американских банках не смогла получить убедительных доказательств преступного происхождения этих денег. С таким заявлением выступил российский премьер-министр Владимир Путин. Эту тему ведет Ильмар Муртазаев.

Ильмар Муртазаев:

Тон заявлениям российских официальных лиц задал премьер Владимир Путин. Выступая после встречи с президентом, он заявил, что сообщения в СМИ об отмывании российских капиталов через "Банк Нью-Йорка" подтверждения не получили. По словам главы правительства, к такому выводу пришла группа правоохранительных органов России, которая вернулась из США. В нее входили сотрудники Генеральной прокуратуры, МВД и ФСБ. Эти специалисты обсуждали с американскими коллегами вопросы, связанные со скандалом вокруг "Банка Нью-Йорка", а также получили документы, имевшиеся у американской стороны. По оценке российского премьера, проблемы отмывания незаконных капиталов нет, но есть проблема утечки капитала. Эту же версию выдвинул и глава специальной российской группы, заместитель директора ФСБ Виктор Иванов. Сегодня он сообщил, что его делегация не получила никаких материалов, доказывающих причастность к махинациям вокруг "Банка Нью-Йорка" российских должностных лиц. Кроме того, нет никаких свидетельств прокачки через "Банк Нью-Йорка" средств МВФ. Вместе с тем, материалы, добытые в ходе следствия, свидетельствуют о возможной причастности к прокачке средств через "Банк Нью-Йорка" ряда российских банков и их руководителей. По словам Иванова, рабочая версия расследования говорит о том, что открыт один из каналов бегства капиталов из России. Но, по его мнению, это скорее экономическая категория, и все страны в той или иной мере сталкиваются с этой проблемой. И премьер, и заместитель директора ФСБ построили версию, ранее выдвигавшуюся первым вице-премьером Виктором Христенко и министром финансов Михаилом Касьяновым. Похоже, российское правительство склоняется к тому, что в скандале вокруг "Банка Нью-Йорка" следствие столкнулось с частным случаем утечки капитала. О том, что это такое, рассказывает бывший министр экономики Андрей Нечаев.

Андрей Нечаев:

Утечка капитала - это понятная вещь, это, когда деньги вывозятся из страны, причем, как правило, в данном случае речь идет о нелегальном вывозе денег, потому что, согласно российскому законодательству, можно вывозить капитал и легально, но для этого надо получать разрешение Центрального банка, такие разрешения в принципе выдаются, но на относительно небольшие объемы, по сравнению с теми объемами, которые эксперты приводят в своих оценках вывоза капитала. Причиной вывоза капитала является высокий уровень налогообложения в России. Это, на мой взгляд, основная причина, плюс желание некоторых людей создать себе условия для возможной нынешней или будущей жизни на Западе, то есть своего рода страховой фонд. Все-таки, как правило, даже вывезенные на Запад деньги, те, которые не были потрачены на приобретение недвижимости и на приобретение каких-то материальных ценностей, они потом частично возвращаются в Россию и работают в России. Конечно, эти деньги не прошли налогообложение, и в этом смысле, это деньги, вывезенные незаконным путем, плюс не было получено разрешение Центрального банка на их вывоз.

Ильмар Муртазаев:

Проблема вывоза капитала опасна не только, и не сколько тем, что периодически будут возникать крайне щекотливые политические ситуации. Главное следствие бегства капитала - отсутствие реальных инвестиций внутри России. По оценкам экспертов, ежегодно из страны убегает не менее пятнадцати миллиардов долларов. Суммарные же потери независимой России оцениваются в 100-120 миллиардов долларов. Это - пять нынешних государственных бюджетов. О причинах этого процесса говорит Андрей Нечаев.

Андрей Нечаев:

В первую очередь, это реакция на политическую ситуацию, на то, что российские предприниматели не уверены в том, что не произойдет какого-то кардинального изменения в экономической политике, а , главное, что не произойдет кардинального изменения в политической ситуации и, соответственно, скажем, не будут пересматриваться итоги приватизации, и, вообще, не будет каких-то покушений на собственность, то есть Россия - это страна, где право собственности и право собственника гарантировано крайне слабо. Есть и чисто законодательные пробелы, и главное, что законодательство очень часто не исполняется, и мы знаем массу примеров, когда законопослушные акционеры не могут доказать свои права, и директор предприятия росчерком пера лишает акционеров права быть акционерами. Это первый фактор. Второй, который, мне кажется, может быть, даже не менее существенный, это высокий уровень налогообложения, поэтому предприниматели ищут и различные пути ухода от высоких налогов. В том числе, и скрывая часть доходов, в частности, часть валютной выручки от экспорта за рубежом.

Ильмар Муртазаев:

Заявления российских чиновников по времени совпали с высказываниями их американского коллеги. Как заявил вчера помощник президента США по национальной безопасности Бергер, официальные американские власти не имеют фактов, подтверждающих нецелевое использование средств МВФ и финансовой помощи, предоставляемой США. Тем не менее, по словам Бергера, американская администрация продолжит расследования, и, в дальнейшем намерена жестко контролировать движение денег. Трудно считать случайностью то, что заявления сделаны примерно в одно и тоже время. Завтра в Конгрессе США начинаются специальные слушания, посвященные проблеме "Банка Нью-Йорка".

Савик Шустер:

Андрей, огромен скандал с коррупцией но, в России не часто говорится, что Запад потрясен не столько уровнем коррупции здесь, сколько уровнем коррупции у себя. Никто не ожидал, что на таких высоких постах в банках и в других местах, и даже в МВФ, могут оказаться нечестные люди. Это может иметь свои политические последствия, несомненно. Вот, как вы считаете, в России, какие это будет иметь политические последствия?

Андрей Пиантковский:

Ну, мне представляется, что это не является таким драматическим событием российской политической жизни. Потому что российский обыватель и российский политический класс не узнал ничего нового ни о себе, ни о своих высших руководителях. Дело в том, что во время так называемых "информационных войн" господа олигархи подробнейшим образом гораздо убедительнее, чем это сейчас делает ФБР, рассказали нам друг о друге все. Каждую субботу Доренко рассказывал с математической точностью, приводя документы и диаграммы, о том, как Потанин украл сотни миллионов долларов бюджетных денег. На следующей неделе все газеты Потанина тоже самое рассказывали о Березовском. И, в общем, здесь нет никаких откровений, и, в какой-то степени, для американцев тоже. Мы с вами разговаривали в начале июня, я был в Вашингтоне на семинарах в целом ряде американских республиканских организаций, и я говорил, что я удивлен атмосферой этих семинаров, и что они мне очень напоминали митинги левой оппозиции в Москве. Терминология была та же - "бандитский капитализм", "антинародный режим Ельцина" и так далее. Мне кажется, что тут ничего относительно России ни для россиян, ни для американцев не открылось. Что касается участия их собственных достаточно уважаемых людей финансового мира, таких, как вице-президенты "Банка Нью-Йорка" и определенные чиновники МВФ, то это, конечно, было каким-то откровением для американцев, и это будет в очень резкой форме использовано Республиканской партией в предвыборной кампании против Гора.

Савик Шустер:

Скажите, вот фактор России, он важен в этой предстоящей в США предвыборной кампании?

Андрей Пиантковский:

По большому счету, он не важен, потому что Россия не играет сейчас такой стратегической роли супердержавы, как во времена СССР. Тогда была суперлига мировой политики, в которой были две команды - СССР и США. Сейчас, скорее, на пороге 21-го века складывается суперлига из США и большого Китая. Но, республиканцы, конечно, сделают все, что в их силах, чтобы русский фактор стал одним из центральных в кампании, потому что Гор уязвим не только политически, как крупнейший функционер Демократической партии, но и лично, как многолетний председатель комиссии "Гор - российский премьер-министр" и личный друг Черномырдина, написавший известную нам резолюцию, которую, к сожалению, мы не можем процитировать в прямом эфире, на докладе ЦРУ о коррупции в российских верхах.

Савик Шустер:

Следующая тема - это разговоры о возможной отставке Ельцина. Конечно, это слегка "желтая" тема. Тем не менее, так на эту тему говорят все, от премьер-министра до заместителя главы администрации, до лидеров всех партий, до рядовых политиков, то, конечно, эту тему затронуть надо. Многие эксперты предрекали досрочную отставку президента Ельцина 19 сентября. Сегодня 20-е, отставки не было. У Александра Шохина - депутата Государственной Думы другая точка зрения, у него другой сценарий развития событий. Материал Карена Агамирова:

Карен Агамиров:

Александр Шохин уже имеет опыт удачного политического прогнозирования. Напомним, что именно он угадал с поправкой на один день дату отставки кабинета Евгения Примакова. Сегодня Шохин не исключает, что президент вполне может решить досрочно прекратить свои полномочия. Но зачем, ему, президенту, это нужно? Чтобы реально повлиять на исход новых президентских выборов, а именно чтобы провести в президента своего кандидата. Ведь преемник получает в случае досрочной отставки Ельцина ряд преимуществ.

Александр Шохин:

В лагерях его конкурентов возникает замешательство и те политики, которые отложили выяснение вопроса о том, кто из них более достоин поста в кандидаты в президенты от той или иной политической силы, они вынуждены заниматься решением этого вопроса не в следующем году, ближе к регулярным президентским выборам, а уже сейчас, накануне парламентских выборов. Это, безусловно, может расколоть существующие блоки.

Карен Агамиров:

Теперь, что касается даты возможной отставки президента. До Шохина наблюдатели говорили о 19-м сентября, чтобы совместить досрочные президентские выборы с парламентскими, и, заодно, чтобы исключить из числа соискателей президентского жезла Юрия Лужкова, который в день думских выборов, 19 декабря, будет избираться мэром Москвы. Шохин с такой постановкой вопроса был не согласен, и как видим, он оказался прав. Сегодня уже 20 сентября. Детально проанализировав избирательное законодательство, Шохин пришел к другому выводу: Борису Ельцину если уходить досрочно, то надо это сделать в период от 19-го до 24-го октября. И вот почему: часть 7-я статьи 32-й Закона о гарантиях избирательных прав граждан прямо запрещает регистрировать кандидатов более чем в одном избирательном округе.

Александр Шохин:

Из этого следует, что на момент регистрации кандидата в президенты, кандидат не должен быть зарегистрирован в другом избирательном округе, будь то выборы в Думу, или выборы губернатора или мэра. Если он оказывается зарегистрированным в другом округе, тогда Центральная Избирательная Комиссия может отказать ему в качестве кандидата в президенты.

Карен Агамиров:

Вот тут может начаться свистопляска. Желающие идти в президенты будут вынуждены сойти с депутатской дорожки. А здесь вступает в силу Закон о выборах депутатов. В нем записано: "Если представитель федерального списка, входящий в первую тройку, покидает ряды, то Центризбирком аннулирует регистрацию избирательного объединения". Завершение регистрации по выборам в Государственную Думу должно состояться за 55 дней до выборов, то есть, 24 октября. Если после этого кто-либо из политиков захочет покинуть первую тройку, то:

Александр Шохин:

Зарегистрироваться кандидатом в президенты - это будет означать, что Центризбирком будет обязан аннулировать регистрацию этого избирательного объединения. Президент может уйти в отставку не позже 29 октября, поскольку досрочные выборы назначаются через 3 месяца после прекращения полномочий, но в первое воскресенье до истечения 3-х месячного срока. Первое воскресенье - это 23 января. И немногим раньше 24 октября, поскольку, если уж он задействует эту технологию, то ему нужно не дать избирательным объединениям возможность перерегистрироваться, выдвинуть новые списки и так далее. Самый ранний срок - 19 октября. При условии, что президентская команда поведет себя благородно и даст хотя бы возможность избирательным блокам посуетиться и попытаться перерегистрироваться.

Карен Агамиров:

Александр Шохин хочет своим прогнозом подсказать оппонентам Кремля - в их интересах, чтобы Ельцин досидел в своем офисе до истечения срока. А потому им бы следовало начать договариваться и между собой, и с президентской командой о правилах игры.

Александр Шохин:

Многие политики призывают президента Ельцина покинуть свой пост, взять на себя ответственность за все, что делается в стране, и за неудачные реформы, и за коррупцию, и за взрывы и так далее, и, что называется, освободить площадку, с тем, чтобы ее раньше можно было занять другим политикам. У президента Ельцина, оказывается, есть тоже очень мощный рычаг воздействия на ситуацию, который может оказаться очень мощным политическим взрывом. Если президент воспользуется им, то, в принципе, не позавидуешь ведущим политикам. Поэтому, нужно выйти на другую предвыборную технологию, которая будет включать в себя элемент политического договора между основными политическими силами и, в некотором смысле, цель обнародования сценария, до которого я довел свои исследования, заключается в том, чтобы подтолкнуть основные политические силы к выработке этого политического договора.

Савик Шустер:

Я не думаю, что в администрации президента вот есть такие люди, которые могут столько же времени, сколько Александр Шохин изучать Закон о выборах. Но вот вы воспринимаете всерьез возможность отставки Ельцина?

Андрей Пиантковский:

Давайте разделим два вопроса - конструкцию Шохина, и, вообще, идею отставки президента. Изящная конструкция Шохина, на мой взгляд, основана на очень спорной и юридически уязвимой трактовке избирательного закона. Эта фраза, что кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу, она в контексте закона явно относится к одному избирательному событию. Если идут выборы в Думу, то кандидат не может регистрироваться одновременно в Москве и Екатеринбурге, а если идут выборы в Законодательное собрание Урюпинска, то он не может регистрироваться в разных районах. Поэтому, если Шохин считает, что он прав, то удивительно, почему он не видит другую, очевидную, вещь - не надо дожидаться интриг Ельцина, но надо снимать Лужкова с обеих выборов - мэра и депутата Думы, потому что он зарегистрирован в округе общенациональном по списку "Отечества" и в единственном округе Москвы по выборам мэра. Поэтому, это - неубедительная трактовка, и она, конечно, будет оспорена в Конституционном суде, если кто-то попытается ей воспользоваться. Что касается возможной отставки, то я не понимаю, почему отставку Ельцина надо связывать с признанием им ответственности за какие-то негативные процессы, произошедшие во время его президентства. Возможность добровольной отставки до дня выборов - это нормальный политический инструмент, используемый любым лидером демократической страны. Например, британский премьер-министр всегда выбирает тот момент выборов, не дожидаясь конца пятилетнего срока, который более выгоден для его партии. Или, это может быть момент, который невыгоден для его оппонентов. В этом плане, конечно, 19 декабря - это был самый невыгодный день для Лужкова и других претендентов. Но Ельцин не пошел в отставку сейчас именно потому, что это выглядело бы как уход под давлением. А, в принципе, у него остается эта возможность маневра.

Савик Шустер:

Вы считаете, что Ельцин, такой политик, с такими политическими инстинктами, такой человек, такого "человека власти" в России несомненно нет, и такой человек, который никогда даже слышать об этом не хотел, даже представить себе такое трудно, он вдруг поймет, что для того, чтобы не дать оппонентам выиграть, ему надо уйти, уйти в историю.

Андрей Пиантковский:

Это уже вторичные решения. Мы все не заметили, когда сейчас все хором обвиняют Ельцина в интригах и в том, что он уйдет раньше срока, все не заметили, что он принял для себя гораздо более фундаментальное решение - он отверг все серьезно обсуждавшиеся в его окружении неконституционные сценарии - объединение с Белоруссией, чрезвычайное положение и так далее. С начала августа абсолютно ясно, что также, как в 1996-м году, Ельцин принял принципиальное решение не отменять выборы, а идти на них, также сейчас он тоже принял решение - не идти ни на какие авантюры, с тем, чтобы остаться на более длительный срок, потому что они будут самоубийственны, а идти на выборы и передачу власти. После того, как это фундаментальное решение принято, то уходить 9-го июля, или 9-го марта, или еще когда-то - это уже вопрос тактики.

Савик Шустер:

Но, как вы сказали, абстрагируясь от анализа президентства Ельцина в целом, в данной ситуации он действует как человек, в самом деле, стоящий на стороне демократии?

Андрей Пиантковский:

Абсолютно, потому что самое важное для России сейчас - это демократический переход от первого избранного президента ко второму, потому что первого президента можно избрать случайно или по дурости, а вот переход от первого ко второму - это самый ключевой и чувствительный момент в демократическом процессе. Если мы сорвемся сейчас, то уже никогда у нас не будет никаких выборов.



ОглавлениеНовостиПрограммыРасписаниеЭфирСотрудникиАрхивЧастотыПоиск
© 1999 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены.
Обратная Связь