Оглавление
Поиск Эфир Сотрудники Архив Программы Новости
Радио СвободаРадио Свобода
Кризис
Террор
Кавказский кризис
Косовский кризис
Российские деньги
Выборы в России
Мнения читателей и слушателей
Архив
Российские информационные империи
Пушкину - 200 лет
Правительственные кризисы в России
Карта сервера и поиск по материалам Русской Службы
Информация об использовании материалов Русской Службы

15-05-99

Кризис в Югославии

Liberty Live - Интервью с Алексеем Арбатовым

Андрей Шарый взял интервью у Алексея Арбатова, заместителя председателя Комитета Государственной Думы России по оборонной политике.

Андрей Шарый:

Было ли решение о вводе российского контингента в Приштину следствием несогласованности в политическом и военном руководстве России или результатом заранее разработанного плана?

Алексей Арбатов:

Больше отвечает действительности вторая версия - это определенный политический ход, на мой взгляд, ход очень глупый и безответственный. Потому что, несомненно, военные действовали с санкции президента, но то, что об этом не знал министр иностранных дел, что это не было санкционировано Советом безопасности, что президент не выступил, и не взял на себя всю ответственность, на мой взгляд, это непонятно и возмутительно. Я понимаю, какие соображения за этим стоят. Близкое окружение президента пытается уберечь его репутацию на случай, если там что-то не получится. Если не пропустят этих миротворцев, если они окажутся в изоляции, если их перестреляют, если будет неудача, то тогда они хотят прикрыть президента, чтобы на него не пали последствия. Но я считаю, что это крайне безответственная линия. В таких вопросах президент обязан класть свою голову на плаху и брать на себя всю полноту власти. Иначе он как раз увеличит вероятность каких-то непредвиденных катастрофических происшествий, потому что все гадают: то ли это санкционировано, то ли нет. Не проводится соответствующего политического и дипломатического обеспечения. Хотя бы, скажем, по коридору для самолетов, которые должны привозить подкрепления и так далее.

Андрей Шарый:

Политики российские и западные, те, которые участвуют в переговорах о масштабе и форме российского участия в миротворческой операции в Косово, периодически выступают с довольно бодрыми заявлениями о том, что переговорный процесс движется вперед. Однако, результатов этого движения пока незаметно, и ситуация российского батальона становится все более критической. На ваш взгляд, на каких основах, каким образом может быть достигнуто это конкретное соглашение между Россией и НАТО по вопросу об участии России в миротворческой операции?

Алексей Арбатов:

Я думаю, что это должно быть соглашение, по которому России была бы предоставлена значительная зона, соответствующая тому контингенту, который Россия готова перебросить туда, вероятно, на северо-западе автономного края, и российский контингент подчинялся бы командованию ООН и координировал свои действия с НАТО. Как сейчас выясняется, уже сегодня надо срочно координировать действия и предпринимать активные меры по разоружению албанских террористов - КОА и по защите мирного населения, прежде всего, сербского, которое уходит из Косово или которое остается там. Пока ничего этого не делается. Союз НАТО, нарушая резолюцию Совета Безопасности ООН, не разоружает КОА, сербские беженцы подвергаются угрозам и насилию, прямому физическому воздействию, есть даже убийства, и здесь необходимы активные действия России вместе со странами НАТО.

Андрей Шарый:

Господин Арбатов, а в чем, по-вашему, заключается опасность прямого подчинения российского контингента командованию НАТО в Косово?

Алексей Арбатов:

Россия не является членом организации Североатлантического договора, поэтому российские войска не могут подчиняться натовскому командованию. Кроме того, эта операция осуществляется под эгидой ООН, по резолюции Совета Безопасности ООН и даже в резолюции записано, что ООН осуществляет командование этой операцией. Россия, как государство, не входящее в блок НАТО, не может и не желает подчиняться НАТО, особенно, учитывая то, какую роль сыграл этот союз во всей предшествующей истории. То есть роль фактически стороны-агрессора. Теперь единственный способ все-таки обеспечить ооновский характер миротворческой акции - это организовать дело таким образом, что Россия наравне со странами-членами НАТО будет осуществлять там миротворческую операцию под эгидой ООН.

Андрей Шарый:

Скажите пожалуйста, как могут, по-вашему, развиваться далее политические события в Косово и вокруг Косово, а также в самой России, учитывая все, что вы сказали, и учитывая нынешний уровень проблем в отношениях между Россией и западными партнерами Москвы?

Алексей Арбатов:

Если в Косово удастся договориться на приемлемых для России условиях, тогда возникнет, пока еще маленький, тоненький, но все-таки некоторый канал или нить для сотрудничества между Россией и НАТО, которое было грубо подорвано и сорвано в результате натовской агрессии против Югославии, которая произошла вопреки позиции России и в нарушение Устава ООН. Если договориться не удастся, и российские миротворцы там подвергнутся опасности, и их придется вывести оттуда, тогда между Россией и НАТО на долгое время возникнет новое противостояние и соперничество в самых жестоких формах. Отношения будут разрушены на долгие годы. Я очень надеюсь, что удастся договориться, потому что альтернатива этому очень плохая. Это новая гуманитарная катастрофа в Косово, которая теперь уже произойдет с сербами. Это полное бессилие или нежелание НАТО предотвратить эту гуманитарную катастрофу, возможно, это размещение российских войск в Сербии - крупного контингента на долгосрочной основе, для того, чтобы обеспечить защиту этого государства на основе договора о безопасности, который наверняка будет тогда заключен. И новая линия военного противостояния пройдет по границе Косово и Сербии, теперь уже между Россией и НАТО.



ОглавлениеНовостиПрограммыРасписаниеЭфирСотрудникиАрхивЧастотыПоиск
© 1999 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены.
Обратная Связь