Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
2.5.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Интернет
[11-10-04]

Сканер - совершенно необходимое устройство для современного компьютера

Автор и ведущий Александр Костинский

Александр Костинский: В сегодняшней передаче речь пойдет о сканерах. Сканер сегодня совершенно необходимое устройство для современного компьютера, хотя многие пользователи так не считают. Видимо, они не подозревают о тех серьезных преимуществах, которые дает быстрый качественный ввод изображений в компьютер. В студии Радио Свобода компьютерный журналист, писатель и сценарист Евгений Козловский начинает обсуждение темы сканеров.

Евгений Козловский: Чем интересен сканер? Тем, что он, являясь очень сложным, технологически головоломным устройством, наравне с мышью был придуман довольно давно. И сама система сканирования почти не меняется. Технология сканирования достигла совершенства. Если раньше сканер еще можно было считать предметом роскоши, планшетники стоили 500-600 долларов, то сегодня вы можете купить простой сканер за 70 долларов, но он вас вряд ли удовлетворит. Если потратите 150 долларов, то вы купите себе для дома роскошную машину. Уже сейчас планшетные сканеры стали более ли менее прилично сканировать прозрачные оригиналы, то есть негативы, слайды, а не так давно, слайды сканировались только на специальных барабанных сканерах. Это обалденных размеров машина, у нас в издательстве такая стояла. Огромный прозрачный барабан, который всякий раз протирался специально выдаваемым спиртом. И даже наши верстальщики, которые сканировали материалы, не покушались на этот спирт при их склонности, потому что понимали, что не получат тогда картинок.

Александр Костинский: Сейчас сканировать фотографии можно на том же планшетном сканере. Есть специальный блок для сканирования обыкновенных фотопленок.

Евгений Козловский: И тогда было возможно, дело в другом. Дело в том, что тогда речь шла о барабанном сканере. Если мы возьмем роскошно проявленный, отлично снятый слайд, а у идеального слайда можно считать, что количество градаций 4D, четверка логарифмическая, следовательно - десять тысяч градаций. И эти десять тысяч мог считать с пленки только этот самый роскошный барабанный сканер. Дорогой планшетник, имеет не более 3,6D, но этого вполне достаточно. Качества хорошего планшетного (не барабанного) слайд-сканера, хватит, если не на создание оригиналов для фотоальбома за двести долларов, то, во всяком случае, совершенно спокойно для глянцевого журнала. Но мы должны иметь в виду, что дома нам это тоже не нужно, это избыточно. И поэтому вполне можно уложиться с запасом в те же 150-170 долларов.

Александр Костинский: Первое, такой сканер позволяет вводить в компьютер различные изображения из журналов, книг, с фотографий, негативов, позитивов и так далее. Позволяет, несмотря на то, что даже средняя фотография достаточно серьезных размеров - 10 на 15 сантиметров, а негатив 36 на 32 миллиметра.

Евгений Козловский: Меньше. 36 - это ширина пленки с перфорацией, а тут получается 24 мм.

Александр Костинский: Казалось бы, мало, но все равно этот кадр с хорошим качеством сейчас можно ввести в компьютер. Это первая функция сканера. Вы можете взять любое изображение на бумаге, пленке и так далее, и ввести его в компьютер, сделав цифровым. А перевод в цифру означает, во-первых, легкость размножения, рассылки, во-вторых, возможность хранить большие объемы, что просто удобно и компактно.

Евгений Козловский: Не просто удобно и компактно, а, и потому, что цветные фотографии со временем обязательно выцветают, цветные негативы обязательно теряют все цвета, кроме пурпурного. Кроме того, пожар, наводнение, ванна протекла у соседа и так далее. Вообще говоря, сканер можно купить, если у вас его еще нет, с тремя такими, целями. Первое: перевести ваш изобразительный архив в цифровую форму. Ваши фотографии, ваши, если остались ненапечатанными или плохо напечатанными, негативы и слайды. Особенно слайды. Слайды трудно было печатать, оставляли их просто так, чтобы смотреть, показывать. Они царапаются, выцветают. Второе: для того, чтобы вводить в компьютер изображения. Я, например, веду каталог своих компакт-дисков, DVD-дисков, и у меня около содержания каждого диска стоит такая привьюшка. По ней я сразу могу понять, как диск выглядит, где находится. И третье - это для перевода страницы из книжки в текст. То есть сканер дурак, он очень умный, но умный в своем деле. Поэтому, если вы берете страницу книжки, то он выдает картинку. Он не понимает, что там за буквы. Существует целый корпус программ, распознающих печатное слово. В отличие от программ распознавания речи, образов, тексты распознаются сегодня очень прилично. Потому что проще, потому что сами тексты вещь весьма формализованная.

Александр Костинский: И шрифтов не так много, они просто забили в программу шрифты.

Евгений Козловский: Буквы формализованы. Если говорить о русских текстах, тут безусловный лидер Abbyy FineReader, у него в полном варианте реализовано распознавание 150 языков, среди которых даже есть языки программирования, можно распознавать листинги старых программ. Есть распознавание чуть ли не эсперанто. Существуют и на Западе программы, которые с русским, я их проверял, справляются хуже, чем Abbyy FineReader. FineReader комплектуются легкой версией большинство сканеров. Причем этой легкой версии для нормальной жизни сверх головы хватает. Если вы хотите иметь полную версию, которая точно переводит картинки на нужные места, тогда - пожалуйста, покупайте полную версию.

Александр Костинский: То есть первое - переводим в цифровой вид фотографии, изображения. Второе - архивирование, а третье - у нас распознавание текста, это принципиальная новая вещь. Допустим, вы пишете статью, вы берете книжку, отсканировали страницу и после распознавания получаете текст. Вы можете текст поместить в редактируемую статью.

Евгений Козловский: Да, но дело не только в этом. Текстовый файл просто ничего не весит в цифровом виде по сравнению с картинкой. Существуют такие, например, программы: вы отсканировали очередную сотню визитных карточек, которые получили на разных презентациях, компьютер их распознал, вы их оставили как картинки, а под них подложили распознанный текст. Вы узнаете визитки, как картинку, а поиск ведете по тексту. Дальше: существует такая программа Adobe Acrobat Reader. Она позволяет наоборот назад переводить текст в картиночный вид, как бы напечатанный на виртуальных листах. Она при этом может позволять, делать поиск, если все распознано и так далее. Так вот, предположим, вы журналист, за свою жизнь написали восемьсот статей в разных журналах, газетах. И все это у вас пылится где-то в кладовке, найти ничего невозможно. Вы однажды покупаете сканер и начинаете их сканировать. Вы хотите не просто статьи иметь, которые у вас в тестовом виде и так уже были, вы хотите иметь вид публикации. Пожалуйста, FineReader распознает текст с точным расположением картинок, тут же картинки вставляет, шрифты меняет, все, как положено, потом можете чуть-чуть подправить. Все распознано, но распознано как на страницы Word, а выглядит так, как в журнале. И вы печатаете в этом самый PDF (так называется формат файлов Adobe Acrobat) прямо из текстового редактора Word. И вы таким образом получаете файлы абсолютно или на 95% повторяющие страницы вашей публикации. Жена благодарит, теща в восторге, покупает шампанское, вы наконец выбрасываете, сжигаете весь этот склад журналов, и у вас на одном CD-ROM лежат все ваши 800 публикаций. Причем, любую из них в любой момент можно распечатать в том же самом виде и цвете, как было в журнале. При том, что они имеют и вид вполне журнальный, и поиск у вас есть.

Александр Костинский: Я еще замечу. У современного человека накапливается довольно много документов. Причем эти документы он получает в единственном экземпляре, иногда эти документы жалко отдавать, иногда в каких-то инстанциях их требуют отдать и теряют, например, медицинские карточки.

Евгений Козловский: Я же сказал про архивы. Под архивами я имел в виду фотографии, негативы и все документы. У меня все документы лежат в файлах, все права, которые я могу потерять, паспорт, пенсионное - все они лежат в файлах. Они распознаны, я могу их распечатать, я могу их принести, если, не дай бог, украли, показать. Все это у меня есть обязательно, это само собой. Конечно, сканер, сейчас необходим, как пылесос, как компьютерная мышка, особенно при нынешних ценах. Само собой он должен быть в каждой семье. Сейчас уже можно рассказать, чем они друг от друга отличаются и как выбрать сканер.

Александр Костинский: Иногда пишут разрешение 3600 точек. Для печати достаточно 300 dpi (300 точек на дюйм), а на сканерах написано 3600 или 10 тысяч точек. Зачем это нужно?

Евгений Козловский: Объясню, зачем это нужно. Во-первых, надо иметь в виду, для какой печати. Скажем, для печати журнала 300 DPI достаточно. Для печати, скажем, роскошного фотоальбома или альбома репродукций Сальвадора Дали за 300 долларов, возможно, нужно разрешение побольше и глубина цвета и так далее. Для дома тоже все зависит от того, не хотите ли вы эту картинку увеличить при печати. Если вы имеете открытку 10 на 15 и хотите получить такую же на вашем струйном принтере, то вам даже и 300 много. Если вы хотите напечатать на листе А4, увеличить, можете отсканировать 600 точек на дюйм и увеличить физические размеры. Вот зачем это надо. Но главная причина сегодняшнего повышения разрешения - возможность сканирования пленки.

Александр Костинский: Потому что кадры маленького размера.

Евгений Козловский: Слайды и негативы. Раз они маленькие, значит их нужно увеличивать. Разрешение в 2400 - это только-только, чтобы сканировать негативы, поэтому стали делать разрешение выше. Что нужно иметь в виду при покупке? Оптическое разрешение или подлинное разрешение - это количество светочувствительных элементов на сканирующей линейке, на дюйм. Только оно вас должно интересовать. Потому что в инструкциях пишут, например: оптическое разрешение 600, а программное разрешение 1200. Или: оптическое 600, механическое 1200.

Александр Костинский: Важно оптическое?

Евгений Козловский: Только оптическое. Что такое механическое 1200? Это действительно 1200. Но что это означает? Это означает, что каретка двигается с шагом меньшим 1/1200 дюйма. Но кому на фиг нужен этот шаг, если мы получим вместо квадратика правильного прямоугольничек? То есть мы должны будем оптическое разрешение по горизонтали программно увеличить вдвое. Плохо получается. Поэтому, смотрите только на оптическое разрешение. Дальше: оптическое разрешение 600 точек на дюйм, а ниже уже вы, наверное, не встретите, хватит сверх головы, кроме негативов и слайдов. Если сканировать негативы и слайды, значит там должен быть специально вставляемый слайд-модуль. Что это такое? Это лампа, которая находится над планшетным стеклом, и которая параллельно с линеечкой двигается, и негативы или слайды просвечивает насквозь. Причем сделать такую лампу на всю ширину планшета можно, но это дорого стоит (три тысячи долларов не очень дорогой сканер). Поэтому эта ширина бывает на узкую пленку или на шестисантиметровую пленку. Такие модули, бывает, отдельно покупаются и навешиваются, а бывает, что они прямо вставлены в крышку сканера. Последние недорогие модели прямо в крышку встроена подсветка для пленок. В одной из моделей есть автоподатчик пленки, вы просто снаружи запускаете пленку, она затягивается, сканирует шесть кадров и выплевывает назад. Планшетные сканеры по вполне доступной цене.

Александр Костинский: Долларов 150-200 прекрасное разрешение.

Евгений Козловский: У меня до сих пор стоит специальный слайд-сканер, с не очень высоким разрешением типа 1400 или 1700 точек на дюйм, который стоил когда-то 1100 долларов.

Александр Костинский: А сейчас он входит, как деталь в 170-долларовый планшетный сканер.

Евгений Козловский: С лучшим разрешением 2400, а то и 4800. Если вы собираетесь сканировать негативы и слайды, то должны обратить внимание на это. Дальше, на что еще вы должны обязательно обратить внимание. Сам механизм сканирования довольно хитрая штучка, но он отработана, все сделано. Главное потом - это обработать это все. И вот тут иногда бывают головоломные проблемы. Надо написать правильный драйвер.

Александр Костинский: Вы страшные вещи говорите. Кто должен написать этот правильный драйвер? Пользователь?

Евгений Козловский: Нет, это должен написать производитель. Но дело в том, что сканирующие модули, как и многие другие вещи, вроде LCD-панелей в проекторах и так далее, делает очень ограниченное количество фирм и поставляет их другим фирмам, которые на этой основе потом собирают собственно весь продукт. Они вместе с модулем поставляют какие-то протоколы, чтобы понимать, какие где сигналы. Они даже порой пишут сами драйверы с пользовательским интерфейсом. Но все равно это уже становится делом тех, кто выпускает готовые сканеры. И вот фирмы, которые выпускают готовые сканеры, если они хотят понизить цену "до цены семечек", какие-нибудь китайцы "без имени", они не очень обращают на это внимания. И при отличной механике, при прекрасной матрице вы не можете этим сканером пользоваться или пользуетесь с большим трудом. Он не понимает интерфейсных карт, он не может настроиться. Поэтому все же гоняться за дешевизной все равно не надо, даже зная, что линейка сканирующая хорошая. Желательно иметь на коробочке название фирмы, которая успела завоевать престиж и не хочет его потерять, вы понимаете, что тут вас обслужат по максимуму. Со сканированием негативов тоже очень важна обработка. Дело в том, что негативы имеют цветную подложку противоореольную. Все видели негативы, они такие красновато-коричневатые. Если вы отсканируете этот негатив как позитив, а потом в Photoshop сделаете инверсию, у вас получится черт знает что, что-то зеленое, синее. И вы это синее никак не уберете. Я уж сколько мучался, все движки двигал в Photoshop, ничего не сделал. Потому нужно сразу после сканирования откорректировать, вычитает цвет подложки. И очень приличная фирма Microtek, выпускавшая сканеры, давала специальный список пленок, Kodak, Fuji, у всех разные подложки. И все равно вы могли попасть на пленку, которой там нет, вы ее подгоняли.

Александр Костинский: А у них, под эти пленки была написана специальная программа обработки, которая вычитает цвета подложки?

Евгений Козловский: Да. А вот Epson еще тогда чем меня поразил? Такой простенький, недорогой слайд-сканер сканер с разрешением 1200 анализировал цвет то ли межпленочного пространства, то ли еще чего. Он думал очень долго, в пять раз дольше, чем Microtek. Современный Epson, который имеет слайд-модуль в крышке, тоже долго думал, но зато, подумав, он выдавал идеальную цветовую гамму. Если вы собираетесь из журналов сканировать фотографии, имейте в виду, что каждый журнал имеет типографскую сетку. Если приблизишь изображение к глазам, то видна его структура. Поэтому у хороших программ есть специальный фильтр, который можно настроить. На сканере можно делать еще великолепные вещи, его можно использовать как некую цифровую фотокамеру, то есть снимать сканограммы. Иногда выставки бывают, я сам иногда делаю. У хорошего сканера довольно приличная глубина резкости. Вы можете монету положить, камешки морские, и все это получается интересно. Тем более, у него объем фотографируется. Я больше скажу: первые цифровые студийные фотокамеры были сканерами. Модель садилась неподвижно, и сканер довольно быстро сканировал получаемое изображение.

Александр Костинский: Есть еще такой профессиональный класс сканеров, когда вам надо отсканировать большую географическую карту. В Российской Государственной библиотеке есть план сканирования, допустим, ручных рисованных карт 18 века, 16 века. И для этого существует огромный, с очень дорогой матрицей под 40 тысяч долларов фотоаппарат, который просто снимает с огромным разрешением сразу всю карту размером со стол.

Евгений Козловский: Это и есть проекционный сканер. А есть еще сканеры, сейчас они почти не распространены, но были, - ручные сканеры. Маленькая штучка, вроде сканеров, которые в магазинах снимают код.

Александр Костинский: А сейчас для перевода с английского, они встраиваются в устройства напоминающие ручку.

Евгений Козловский: У меня есть две ручки, которые берешь, и перевод получается. Специальные такие сканеры. Есть сканеры протяжные, которые позволяют протягивать длинные листы. Есть сканеры газетные. Есть сканеры, которые как роботы ползают на колесиках и так далее. Существует ряд специальных сканеров для специальных работ. Но, вообще говоря, если вы купите себе за 150 долларов современный сканер со слайд-модулем и с оптическим разрешением 2400, то вам его хватит.

Александр Костинский: Вывод какой: покупайте сканеры, и ваша жизнь станет лучше и разнообразнее?

Евгений Козловский: Если вы живете чуть-чуть в цифровом мире, если у вас есть компьютер, странно не иметь такой возможности. Это как без рук, как без мышки.


Все ссылки в тексте программ ведут на страницы лиц и организаций, не связанных с радио "Свобода"; редакция не несет ответственности за содержание этих страниц.


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены