Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
28.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Евразия
[29-03-01]

Кавказ и Центральная Азия

Грузия глазами Художника - Вахтанг Кикабидзе

Редактор программы Тенгиз Гудава

Ведущий программы Тенгиз Гудава. С грузинским артистом Вахтангом Кикабидзе беседовал корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Юрий Вачнадзе.

Тенгиз Гудава:

Пожалуй, единственным неудачным творческим дебютом Вахтанга Кикабидзе был его политический дебют. Впрочем, "Союз Граждан Грузии", который был создан в начале 90-х под Эдуарда Шеварднадзе, живет и властвует поныне. Вахтанг Кикабидзе был среди тех именитых граждан Грузии, кто положил свой авторитет в фундамент этого "Союза".

Артист, солист эстрады, именно Художник с большой буквы - Вахтанг (или Буба) Кикабидзе - гость нашей программы. С ним в Тбилиси беседует Юрий Вачнадзе. Первый вопрос - дежурный: как оценивает Художник сегодняшнюю ситуацию в Грузии?

Вахтанг Кикабидзе:

...Я сейчас вспомнил один анекдот, который, наверное, ответит на ваш вопрос. Да извинят меня радиослушатели, я ничего такого страшного не скажу, наверное. В лагере, в зоне, воры объявили голодовку из-за общих плохих условий, и неделю голодают, ну и остальные несчастные - на их языке считаются фрайерами - они тоже обязаны голодать, и уже, значит, неделю голодают, лежачая голодовка, и, значит, на восьмой день какого-то нового впустили в барак. Тот со всеми поздоровался, сел, достал лук, нарезал сухари в чай и начал есть. Самый главный вор - пахан - поворачивается: "Ты кто такой"? Он имел в виду - почему, мол, кушаешь. Тот говорит: "Я педераст". "Черт побери", -пахан отвернулся к стене. На другое утро тот опять что-то ест, и этот уже не выдержал, слез, все у него отобрал и говорит: "Это надо еще доказать". Так сегодня мы и живем все, все время надо что-то доказывать кому-то. Это непонятная жизнь. Один мой друг написал статью в прошлом году в Москве, в журнале "Огонек", если я не ошибаюсь, и он назвал статью: "Бубизм как образ жизни". Не кубизм, а бубизм. Я говорю: "Почему так назвал"? "Потому что ты на все по-своему смотришь и, наверное, это правильно, если смотреть так, как надо смотреть - тогда можно рехнуться". Надо очень большой заряд юмора иметь сегодня, чтобы жить.

Юрий Вачнадзе:

Да, но вы знаете, я думаю, что не до юмора людям, которые думают о куске хлеба?

Вахтанг Кикабидзе:

Нас называют "довоенное поколение". Когда война началась, уже были пацанами, и все понимали, что происходило. И я улицу хорошо помню, вот тбилисскую. Я не помню таких нищих людей, как сегодня... Есть категория очень красивых нищих женщин. В основном они стоят в подземных переходах. Женщины, которые не умеют просить... Мой сын как-то мне сказал: такая, говорит, красивая женщина стоит в переходе на Арбате, в подземке. Она сказала сыну: "Купи мне батон хлеба. А то деньги у меня отнимут". Видно там, наверное, тоже какой-то синдикат, за ними следят, наверное, и здесь, и там - везде. И вот, пока он работал в Москве, он каждый день покупал ей батон хлеба. Все порождает, как это по-русски выразиться - неправильная система нашего бытия. Нельзя не любить родину! Нельзя за копейки продавать то, на чем держится жизнь твоих соотечественников! Я имею в виду энергетику, имею в виду заводы - все вот, все, что угодно. Сейчас я думаю, что здесь идет необъявленная война с народом очень маленькой и сильной группы коррумпированных людей. Нам даже не надо рассказывать, кто чем живет и как он обеспечивает своих детей, потому что мы их пофамильно знаем. Но когда приезжает человек, который, допустим, хочет помочь, из какой-то благоустроенной страны и потом не может понять: почему эти деньги не ушли допустим на сельское хозяйство, а куда-то они испарились? Им это непонятно, потому что они воспитываются с детства, как законопослушные граждане...

Играть в демократию в ущерб народу - это очень страшное преступление. Русские нашли такое слово очень интересное - "беспредел". Нельзя не наказывать человека, который за рубль продает миллионной стоимости объект. Я очень гуманный человек сам. Но в данный момент я, наверное, один из первых выступил бы за то, чтобы было очень суровое наказание людям, которые занимаются коррупцией. К сожалению, не только у нас - я и в России часто бываю, на Украине, в Средней Азии - в правительстве сидят, в основном, пусть на меня не обижаются, я и тех знаю, и тех - малообразованные люди.

Юрий Вачнадзе:

Нет у вас такого впечатления, что все троишники сидят?

Вахтанг Кикабидзе:

Ну, троишники - три с плюсом, может быть, вот так. Нельзя преподавать, допустим, банковское дело эстрадному певцу, или преподавать технологию торговли... Так же, как лучше меня, допустим, никто там в парламенте не знает, что такое эстрада. Нельзя прощать неграмотность. Это оскорбляет нацию. Как раньше говорили: "Театр начинается с гардероба". Я всегда поражался нашим лидерам, как они одевались...

Юрий Вачнадзе:

Но был момент много лет назад, когда Буба Кикабидзе вроде бы попробовал принять участие в политической жизни страны, но насколько обществу стало ясно, для него это было не его дело - так, во всяком случае, мы все объясняем - так для себя решил Кикабидзе. Как бы вы могли объяснить вот эту трансформацию в вас?

Вахтанг Кикабидзе:

Все было немного иначе. Не так было просто, было тяжелое положение в Грузии, и я считаю, и сейчас сегодня тоже, что я был абсолютно прав, когда все бросил и стал там, где надо было стоять. Но после того, когда все более-менее успокоилось, меня позвали присутствовать на каком-то совете, я, честно говоря, до конца не понимал, что происходит, но пришел, и был совет в кабинете президента Грузии. Он ко мне всегда с симпатией относился. И, наверное, в первый раз за практику Эдуарда Амвросиевича - я единственный человек, который, может, он и не помнит сегодня - там были другие люди, которые сейчас в правительстве сидят, и я встал и сказал: "Извините меня Эдуард Амвросиевич, я здесь не могу находиться. Это не мое дело. Я не могу решать, как, допустим, вы должны воспитывать своих детей. Я не знаю, как надо бороться с коррупцией. Я не знаю, как надо пахать землю, единственное, что я знаю - это то, что надо говорить правду"... Но я думаю, что, наверное, не очень, наверное, такие люди, нужны в таких советах, потому что слез никто не проливал, когда я оттуда ушел.

Тенгиз Гудава:

Вахтанг Кикабидзе - народный артист Грузии. Лауреат трех государственных премий Советского Союза за актерские работы в фильмах "Не горюй!", "ТАСС уполномочен заявить" и "Мимино". Всего снялся в 27 фильмах, последний, у Георгия Данелия - "Фортуна" - в прошлом году. Сам снял два фильма: "Мужчины и все остальные" и "Будь здоров, дорогой". Лауреат российской премии Леонида Утесова. Лауреат высшей награды Грузии - Ордена Вахтанга Горгасала Третьей степени. Лауреат ряда международных премий, в частности Международного Ордена "Рыцарский крест святого Константина Великого", который был учрежден в 312-м году, а первым из русских его получил Петр Первый. Вахтанг Кикабидзе трижды был представлен на звание народного артиста СССР и трижды вычеркивался из списка, так как, по словам самого артиста, "Все время отказывался выступать на правительственных банкетах". Начал эстрадную карьеру в 1959-м году. Играл на барабанах и был солистом ансамблей "Диело" и "Орера". В настоящее время активно гастролирует, поет новые песни и, разумеется, старые, столь полюбившиеся публике. Живет в Тбилиси. С Вахтангом Кикабидзе беседует наш корреспондент Юрий Вачнадзе.

Юрий Вачнадзе:

А как вы считаете, говорится ли правда народу, или все то, что говорится - в лучшем случае - полуправда?

Вахтанг Кикабидзе:

Я думаю, что, конечно, это, в лучшем случае - полуправда. Но дело в том, что народ сегодня все знает. Народ - это огромное количество разномыслящих людей, которые могут в один момент вот собраться и вынести наказание - не дай Бог! Поэтому с народом играть в эти игры полуправды нельзя. Это все до поры до времени бывает. Не надо из народа делать дурака. Вот эта маленькая нация - грузины - и те, кто еще здесь живут, которых мы считаем своими и грузинами - это и евреи, и армяне, и азербайджанцы, и русские - они все грузины, понимаете, у них менталитет грузинский, и они уже на последнем издыхании. Люди ходят по улицам с опущенными головами. Грузины, которые всю жизнь юморили - да?.. Это нация, которая любит смеяться. Но нельзя выезжать на этой доброте и делать из них бомжей. Я одного энергетика спросил недавно: почему у нас все время нет света?... Я когда приехал, меня поразило - я вошел в дом, и свет не выключается, мы привыкли, что каждые 15 минут, что-то включается - выключается, и знаете, что он сказал - это бывший энергетик, я его очень уважаю, порядочный человек, старше меня, он сказал: "Наверное, кто-то у них уже не покупает". Вот, что можно страшнее этого сказать? Я бы очень хотел, чтобы у меня, моих детей, друзей, моих соплеменников было бы хорошее правительство. А в данный момент - у нас хороший народ, а про правительство я ничего сказать, к сожалению большому, не могу.

Юрий Вачнадзе:

Буба, рано или поздно, но страна выйдет на широкую дорогу капитализма, но есть один момент: а что делать с моралью, что делать с искусством? Вы пришли на эстраду, но вы принесли свою городскую песню - городскую песня, которая до вас была с большим разбросом, со знаком плюс, со знаком минус - может, вы можете сказать как-то иначе и вообще выразить свое отношение к положению художника в стране - это не только эстрада, но и вообще?

Вахтанг Кикабидзе:

Любой талант, особенно нашего поколения - мы то с улицы приходили, мы тоже были в вакууме, но не было такой давки. Я с большой горечью смотрю на талантливую молодежь, которая не может выйти из вакуума. Им некуда деться. Ну, сколько можно быть в Тбилиси - да? Тбилиси город маленький, у людей денег нет, если сейчас в нормальной стране рассказать, сколько у нас стоят билеты на концерты, и сколько артисты получают - это просто смешно, никто не поверит. В России создали шоу-бизнес, здесь этого нет, потому что здесь бизнеса тоже нет. Здесь бизнес такой, что кто-то что-то где-то цапнул, и ему плевать, можно заработать на Мерабе Сепиашвили деньги, или нет. Есть какие-то молодые люди очень талантливые. Поэтому они постепенно превращаются в что-то непонятное. Вот этот молодой талантливый человек готов где угодно, что угодно быть, лишь бы прокормиться. Рыба-то с головы портится. О голове, об искусстве никто не думает. Я уверен, когда сейчас будут опять бюджет считать, на искусство, наверное, выделят копейки, если вообще что-то выделят. У нас всегда были поэты хорошие. У нас всегда были очень хорошие врачи. У нас были инженеры хорошие, архитекторы хорошие - кто смог, тот уехал. Многие, наверное, грузины знают, как тяжело им находиться вне Грузии - этим людям. Куда не сунешься в любую больницу - вам говорят: вот, идите, там, и грузинскую фамилию называют - "вот это очень хороший врач"; если его сюда привезти, он будет с голоду умирать - понимаете... То же самое происходит с артистами. Все очень интересно, можно вот на все ответить, если зайти в любой комиссионный магазин, антикварный в Тбилиси, и там лежат удивительные вещи, которые продаются за копейки. Поэтому очень жалко ребят молодых, потому что плохая жизнь, как русские говорят - "хреновая", она убивает таланты.

Юрий Вачнадзе:

Вы знаете, что общество заражено нигилизмом. И с каждым годом, к сожалению, становится все хуже и хуже, несмотря на оптимистические заявления, так сказать, лидеров... Вы Буба Кикабидзе, вот вы разделяете этот нигилизм, или вы оптимист?

Вахтанг Кикабидзе:

К счастью, я оптимист. Я знаю, что все на свои места станет. Обязательно! Потому что пока существует народ, он все равно точку поставит. Но я хотел бы, чтобы точка начиналась с сельского хозяйства, с овощей, с хлеба, с песни, с туризма, с борьбы с коррупцией, очень серьезной. И я думаю, что - в моих советах, наверное, не нуждаются наши политики - но я думаю, что надо вот в эти группы обязательно вводить людей - у любой, и маленькой, и большой страны есть люди, которых народ считает совестью своей - понимаете... Вот такие люди там должны быть, которые не побоятся за свою жизнь и скажут правду. Наказание должно существовать какое-то, наказание. Я думаю, вот я когда снимался в фильме "Приключения Гекльберри Финна" - в тот период в Англии наказывали как: раздевали догола преступника и вымазывали его дегтем, и потом обваливали его перьями, и голого такого, несуразного гнали по улицам - люди смотрели. Разные есть наказания, понимаете. Если вот, один раз, я помню, мне Гия Данелия рассказывал, была неприятность у великой актрисы Софи Лорен. Она отказала очень серьезному журналисту в интервью один раз, два раза, три раза. И тогда обиженные на нее они нашли какое-то старое интервью и вырезали одну фразу, где она говорит - видно, ее спрашивают: а что вы любите? А она сказала: "А я люблю жареную картошку". И вот эту фразу крутили во всех передачах, и голос был узнаваемый. Вот идет кадр, вдруг ее голос, пауза и ее голос: " А я люблю жареную картошку, а я люблю жареную картошку..." И она стала для соотечественников смешной за неделю... Понимаете... Что-то должно быть такое, чтобы вот этот человек, который грабит, чтобы он на улицу не мог выйти, чтобы ему было стыдно. Когда раньше в опере плохо пел, там, тенор или баритон, в него бросали сырыми яйцами, если он "петушка" давал во время пения, и сразу с галерки летели яйца. Не били его... Но он знал, что он сегодня не имел петь эту арию. Понимаете... Что-то должно быть. И об этом должно думать правительство, и, в первую очередь - президент. Надо, наверное, подтягивать народ, раз у нас такое ЧП, народ мудрый, он всегда найдет выход, понимаете. Народ умеет сеять, умеет строить, народ умеет драться, народ умеет терпеть. Поэтому надо рядом с ним быть, а не от него подальше уходить.

Юрий Вачнадзе:

Самый последний вопрос: вот в Грузии сейчас правит "Союз Граждан", который задумывался с благородными и большими целями, достаточно дискредитированными сейчас, сегодня. Сумеет ли "Союз Граждан", по вашему мнению, вывести страну из кризиса, вернуть утраченные территории, поднять экономику, словом, как-то возродить страну почти из пепла?

Вахтанг Кикабидзе:

Я думаю, что "Союз Граждан" - это не та маленькая кучка людей, о которой все время говорят, что они "Союз Граждан". Союз Граждан - это Союз Граждан, населяющих вот эту страну, и если, допустим, завтра ко мне придут и что-то спросят, или к вам, или к вашему соседу, или к моим друзьям, они тоже граждане, и они тоже имеют свое мнение - вот тогда смогут. А если не придут и будут сами вот так сидеть - они так из "Союза Граждан" превратятся в "союз врагов". Я так считаю, и это никого не должно обижать, потому что название очень такое серьезное и помпезное: "Союз Граждан Грузии". А мы кто такие? Мы что, не граждане, что ли?! А я, например, не хочу, чтобы из-за какого-то неправильного гражданина меня тоже ругали, потому что я себя считаю Гражданином именно Грузии, и всегда гордился этим - понимаете... Поэтому "Союз Граждан", который находится в большинстве в парламенте - они должны выйти к гражданам, всех собрать и сказать: "Ребята, давайте, дальше может вы подскажете нам, как нам вместе выкручиваться из этого дерьма", - я очень извиняюсь за выражение. Тогда, наверное, что-то и придумают.


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены