Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
28.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Личное дело
[12-01-03]

Старый новый год

Автор и ведущая Татьяна Ткачук

Татьяна Ткачук: Этот выпуск программы выходит прямо под Старый новый год, и потому я решила, что будет правильно, если мы сегодня немного поговорим об этом празднике, который во всем мире отмечают только россияне и бывшие жители России.

Мои гости сегодня - писатель, поэт Александр Струнин, большой специалист в области гаданий; и солистка ансамбля Дмитрия Покровского Ольга Юкечева, знающая, наверное, все и о колядках, и о традициях празднования Старого нового года.

Здравствуйте, господа, с наступающим вас!

Александр Струнин: Здравствуйте!

Ольга Юкечева: Здравствуйте! Всех слушателей тоже поздравляем с наступающими праздниками!

Татьяна Ткачук: Что Вы знаете об истории этого праздника - Старого нового года?

Александр Струнин: Дело в том, что прежде новый год был раньше, чем Рождество; теперь в связи с переносом все изменилось. Мы считаем новый год от Рождества Христова, а на самом деле в России все наоборот. И Строгий пост у нас на самые праздники выпадает. В Европе празднуют сначала Рождество, а потом уже Крещение, а от Рождества до Крещения этот период идет святочный - гадания, колядки, о которых расскажет моя красивая помощница.

Ольга Юкечева: Если позволите, я расскажу с точки зрения, как это было в народе, так как я больше соприкасаюсь с народной традицией. От Рождества Христова до Старого нового года считаются святые вечера, а от Старого нового года до Крещения даже можно назвать их и иногда называют страшнЫе вечера. Это время, когда от Рождества Христова до Старого нового года славят Христа, потому что Христос родился; а потом считается, что в Старый новый год Господь на радостях, что у него родился сын, как раз с 13-го на 14-е, выпустил всю нечисть и позволил ей гулять по полям и лесам. И уже дальше начинаются страшнЫе вечера, когда появляются страшные маски. Народ, чтобы оградиться от нечистой силы, боясь ее, сам наряжается и таким образом пытается напугать. Еще я могу сказать о том, что Старый новый год, именно 14-е число - это Васильев день, а перед Васильевым днем день святой Маланьи или Меланьи, как ее называют. Тоже существует такое поверье, что эта Меланья, она якобы замуж за Василия выходила. Я даже такую не побоюсь сказать версию, что это - "Маланьина свадьба", "наготовили как на Маланьину свадьбу" - это, возможно, отсюда идет, от этой традиции.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Ольга Юкечева, спасибо, Александр Струнин.

Я немного добавлю еще исторических фактов.

Когда на Руси приняли христианство, Новый год стали отмечать сначала 1 марта. Потом, в 15-м веке Новый год стали отмечать 2 сентября. И вот в 1700-м году Петр I решил прекратить это безобразие:

"...поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января.- Я цитирую указ Петра. - А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает".

Потом в эту историю вмешался Владимир Ильич, издав в 1918-м году декрет "О введении в Российской республике западноевропейского календаря". И люди вновь запутались - петровский новый год передвинулся на 14-е января. Впрочем, не отмеченный красным ни в одном календаре, этот праздник замечательно отмечается, наравне с Новым Новым годом, а некоторые люди относятся к нему даже с куда большим трепетом и волнением.

Интересно, кстати, как повели себя слушатели программы "Личное дело". Как обычно, я разместила на сайте радио "Свобода" вопрос: "Будете ли Вы отмечать Старый новый год, и если да, то как?" И вскоре обнаружила, что две третий писем приходят с пометкой "не для публикации". Люди восприняли этот вопрос, как очень личный, - куда даже более личный, чем вопросы, которые я задавала, скажем, о сексе или о семейном деспотизме.

Почту читала Мария Персанова:

Поскольку слушатели не хотели, чтобы их письма получили огласку, имена и фамилии написавших нам упоминать не станем. Один из авторов пишет, что Старый новый год будет встречать с мамой, а потом, уже под утро, встретится со своей компанией и продолжит празднование.

"Буду, буду, буду отмечать!!!" - пишет другой слушатель, сопроводив письмо таким количеством восклицательных знаков, что остается только догадываться, как именно он отметит праздник.

"Это будет повод еще раз собраться в тесном кругу среди близких людей, - пишет наш слушатель из Риги, - просто попробуем разных вкусных вещей, допьем то, что осталось после 1 января, поиграем с маленьким мальчиком, посмотрим телевизор. Если бы не было хотя бы такого хиленького повода, то, может быть, еще месяц бы не увиделись, а бутылка шампанского так и осталась бы не распитой".

"Этот праздник, после предновогодней суеты и Рождества отмечается с глубоким пониманием происходящего события. - Это цитата из еще одного письма. - Человек успокаивается, погружается в себя и, находя теплые воспоминания, неспешно созерцает их. Я считаю, что это праздник души, а не тела, самоочищения от выпавших на нашу долю за год тревог и волнений. Поэтому у меня к нему очень теплое и нежное отношение... На это время я обычно планирую недельные каникулы, но это будет не только сидение за праздничным столом, но и прогулки, и отдых в лесу на зимней даче. И это прекрасно, поверьте мне".

Татьяна Ткачук: Охотно верю и хочу, чтобы вы услышали, как воспринимает Старый новый год еще один человек - известный российский модельер Слава Зайцев.

Слава Зайцев: Почему мне Старый новый год ближе и дороже, нежели обычный Новый год? По всей вероятности, воспоминания детства, прежде всего воспоминания о маме. Мы жили достаточно бедно, единственный праздник, который могли отметить, - это Старый новый год. Перед Новым годом у мамы (она была уборщица и прачка) было обычно очень много работы, и праздник не получался. Потом была разгрузка, мама имела возможность быть дома и пекла пироги и плюшки. И первый шлепок теста для апробации был предоставлен мне. Я помню сковородку, кипящее подсолнечное масло, бросался туда шлепок, и я видел, как он начинал подниматься, загораться, румяниться. Я хватал кусок этого оладушка, судорожно сжимал в зубах, потому что он был очень горячий, и наслаждался просто этим божественным куском, потому что это можно было себе позволить именно накануне Старого нового года.

Татьяна Ткачук: И у нас первый звонок. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

Людмила Павловна: Здравствуйте, я из Москвы, Людмила Павловна. Мое детство прошло в глухой провинции, и Старый новый год для нас был очень большим праздником. На Новый год, на 1-е января, была, конечно, елка в школе, подарки, а дома особенно не отмечали. А вот Старый новый год - гуляние с песнями, колядования, ребята переодетые, ряженые. Идем по улице от дома к дому, все в снегу переваляемся, шум, смех, стучим в ворота, поем: "Как пошла коляда вдоль по улице гулять, вдоль по улице гулять, с Новым годом поздравлять". Просили: "Отворяйте сундучки, доставайте пятачки". Знаете, подавали - обычно пироги, карамель, конфеты. А ведь на пятачок можно было в кино сходить. Так что, дай Богу тому, кто в этом дому, и вам спасибо, что заставили вспомнить такую детскую радость.

Татьяна Ткачук: Спасибо Вам, Людмила Павловна. Мы Вас поздравляем с наступающим Старым новым годом и желаем Вам, чтобы Вы по-прежнему отмечали этот праздник.

Интересно, что же таит в себе и чем притягивает это необъяснимое для иностранцев словосочетание "Старый новый год"? Рождественские Святки, как бы внутри которых оказывается Старый Новый год, длятся с Сочельника, 6 января, до Крещения - 19 января, и издревле считаются, как уже сказали оба мои гостя, самым лучшим временем для гадания. А самый-самый "гадальный" вечер - накануне Васильева Дня, то есть как раз в ночь с 13-го на 14-е!

Говорят, что гадания на Василия всегда сбываются.

Я посмотрела по старым книгам, как можно погадать, и выяснила, что как раз у жителей провинции, деревень и сел, возможностей в этом смысле гораздо больше, чем у городских жителей. Скажем, есть такое гадание - подслушать разговор под чужой дверью: если ты услышишь слово "иди" - это к замужеству, а если "сиди" - рискуешь остаться старой девой. Можно, конечно, побродить по городскому подъезду, но если дверь внезапно откроют, рискуешь быть отправленным не замуж, а подальше. Кинуть валенок за ворота к соседям тоже могут только новые русские, живущие в коттеджах, если валенок найдется... Ну, а уж совет компании мужчин отправиться в сарай и тянуть зубами соломинки из стога сена (если вытянешь с соцветием на конце - все будет хорошо, а если травинка окажется голая - все плохо) и вовсе неосуществим вовсе в городских условиях.

Александр, обычная семья или компания друзей, собравшаяся в городском доме отмечать Старый новый год, может развлечь себя каким-нибудь легко осуществимым и любопытным святочным гаданием?

Александр Струнин: Почему же нет? Конечно. Самое главное запомнить, что гадание состоит из двух частей. Первая часть - это собственно гадание, а вторая - собственно толкование. Поэтому нужно как-то включить случай, чтобы он участвовал. Жуковский, если вы помните, в "Светлане" писал: "Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали. Снег пололи под окном, слушали, кормили счетным курицу зерном, ярый воск топили". Вот это перечислено несколько гаданий, которые вы уже назвали часть из них: слушать под окном или под дверью; на курице, у каждой свое зернышко; "полоть" снег - бросали вверх снег, или, как вы рассказывали, травинки вынимали. Вверх снег против ветра бросали, он падает на тебя или пролетает мимо, если на тебя - то это значит к замужеству.

Теперь, что касается современности. Чтобы случай включить, можно, например, на лифте погадать. Ждете и прислушиваетесь, куда пойдет лифт: вверх - к счастью, любви, удаче, карьерному росту; скоро двинется - значит скоро сбудется; если лифт пойдет вниз - к переменам или путешествию; самое плохое, если лифт застрянет. Но при этом обязательно должен быть кто-то, кто бы толковал эти действия лифта. Для этого лучше, чтобы в гадании участвовал какой-нибудь человек, который может помочь с толкованием. Можно гадать на телевизоре, например: загадываете будущее, включаете первый, второй, третий канал, по числу гадающих, и слушаете: что скажется - то и сбудется. Если непонятно, умный растолкует. Но тут очень важно пропускать рекламу, потому что бездарное в гадании не участвует. Можно гадать на компьютере, если среди вас есть программист, который может включить программу случайных чисел: на каждое число заранее найдите или придумайте словесное выражение, лучше в стихотворной форме, назовите его "оракул". Много разных гаданий можно отыскать, даже посмотрев в Интернете.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Александр.

Ольга, расскажите, пожалуйста, что такое настоящие колядки, Вы немножко уже сказали об этом, но хочется поподробнее. Этой традиции уже больше 10 веков, и скажите нам сразу - можно ли устроить колядки в городе?

Ольга Юкечева: Я думаю, что можно. Но сначала мне хотелось бы немного дополнить. Мне кажется, сейчас идет возвращение к каким-то истокам, и все больше и больше молодежи (я могу судить по концертным выступлениям и общению с молодежью во время этих концертов), все больше и больше молодежи хочет познавать свои истоки и корни, и все больше народа включается именно молодого в старые древние традиции. Поэтому сейчас, безусловно, мы приноравливаем какие-то старые гадания, старые праздники приноравливаем к новой жизни. Так вот, чтобы помнить старое и уже как-то понимать, что мы находимся в теперешнем времени, я думаю, что, продолжая список этих гаданий, можно делать так: допустим, если раньше было принято выходить к забору девушкам или обнимать забор и считать четное количество палочек или нечетное, то к забору и сейчас можно выйти - к любому, даже к кованному какому-нибудь. Можно, например, взять из спичечной коробки спички и посчитать - четное или нечетное. Если четное - с парой останется девушка или выйдет даже замуж, а если нечетное, то одинокая будет. Точно так же ступеньки считают, идут по ступенькам по любой лестнице: "Вдовец-молодец, вдовец-молодец", - так можно идти считать, - "молодец-старик, молодец-старик", и какой попадет. В основном гадали девушки, и гадали о том, выйдет она замуж или нет. Я хотела бы добавить к тому, о чем вы уже говорили: "Сиди - иди", и еще - "лежи". "Лежи" - это к болезни, вы не произнесли это слово. Такое тоже встречалось, если услышишь, это не очень хорошо. Не очень хочется разочаровывать наших слушателей, но слово "лежи" - полежать придется, поболеть, лучше его не слышать.

Затем, безусловно, колядки. Это время, когда можно ходить колядовать, мало того, я даже помню в моем детстве родители наряжались и ходили по домам. Я думаю, что и сейчас можно нарядиться, я думаю, что до сих пор существуют маски, и детям своим мы покупаем. Точно так же можно переодеться, и сознательно переодеться в совершенно неузнаваемые какие-то одежды - мужчины в женщин переодевались и так далее, женщины в мужчин, изменяли голоса. В Крещение потом все святой водой умоются, я надеюсь...

Но я прошу всех, как по-старинке: если крещеные люди, все-таки снимайте крестики и пояса снимайте, и не благословляйтесь, когда вы гадаете, когда ходите колядовать.

Татьяна Ткачук: Ольга, скажите, пожалуйста, это связано с тем, что церковь не благословляет колядки, считается, что они пришли из язычества к нам?

Ольга Юкечева: Конечно. И потом это все-таки заглядывание в судьбу.. Как я уже говорила, считается, что нечисть, она вся сейчас гуляет, несмотря на такой большой праздник, как рождение Христа. Но нельзя свою судьбу пытаться разгадать, Господь Бог нам дает жизнь, нашу какую-то судьбу, и поэтому, когда мы пытаемся внедриться в не свою епархию, то это всегда наказуемо. Но эта традиция есть, от нее никуда не денешься, она хороша по-своему, поэтому надо гадать, и даже церковь довольно благосклонно к этому относится.

Татьяна Ткачук: Ольга, простите, что я перебиваю Вас, но, мне кажется, мы вплотную подошли к тому, как в истории религии и повседневной жизни тесно переплетается древнее языческое и христианское. По этому поводу - Петр Вайль.

Петр Вайль: Самое необычное богослужение, которое мне приходилось наблюдать в жизни, происходило на окраине Рио-де-Жанейро, в храме Макумбы. Распятие там соседствовало со статуей богини Ямании. К образу Богоматери складывали кораблики из фольги и бутылочки рома. Само неистовое действо напоминало хлыстовские радения. В Бразилии едва ли не полторы сотни миллионов называют себя христианами, но и я языческий, вывезенные еще рабами из Африки культ Макумбы, исповедуют чуть ли не полторы сотни миллионов. Чтобы получить численность бразильского населения, эти цифры не надо складывать: христианство и макумба - одни и те же люди. Церковь с древних времен повела себя осторожно, приспосабливая языческие обряды к своей практике, природные праздники к своему календарю. Яркий пример православия - день Ивана Купала в летнее солнце солнцестояние, он же день рождества Иоанна Крестителя. Или прекрасный Яблочный спас, когда храмы наполняются ароматами августовских яблок, принесенных прихожанами. Стихийные явления космоса и природы приобретают христианский облик, делаясь частью организованной веры. Нет другого выхода, как только приспосабливать древние верования к гораздо более поздним культурным религиям. Каждый из нас в своей повседневной жизни знает, с какой неизбежностью сочетаются разумные поступки с непредсказуемостью случая. Ты вышел в булочную, но домашние напрасно ждут хлеба к завтраку - ты поскользнулся и попал в больницу. Так и в большом мире не протяжение последних двух тысяч лет. Религия пытается упорядочить жизнь, а природная, языческая жизнь пробивается где и как хочет. Вероятно, поэтому ростки язычества в человеке и в обществе неистребимы.

Татьяна Ткачук: Ольга, вернемся к одному из самых ярких проявлений ростков язычества в обществе - колядкам.

Ольга Юкечева: На самом деле существуют разные типы колядок. Сначала колядки, как христославие. Как правило, даже еще в старые времена ходили семинаристы, они носили вертепы и пели христославия. Мало того, даже священнослужители во время святых вечеров ходили по деревне, поздравляли крестьян, они пели христославия, то есть песни, которые славили Христа. Молодежь, девушки ходили пели щедровые песни, то есть они желали счастья, добра, богатства хозяевам, и за это им тоже давали еду, деньги платили. А парни молодые, те поразухабистее были, они более вольнолюбивые и непослушные, поэтому они наряжались в маски и ходили всех пугать, потому что женщины немножко побаивались этого. Так что каждый может выбрать себе свою колядку и свою поздравительную песню.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Ольга. Мы Вас потом еще попросим спеть нам такую песню, я знаю, что вы это делаете хорошо. А сейчас у нас слушатель на линии, это междугородний звонок, давайте послушаем. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

Наталья Васильевна: Здравствуйте. Это Наталья Васильевна из Нижегородской области, город Лукоянов. Я вспоминаю, как мы в детстве жгли костры на Старый новый год, на дорогу выносили старые вещи, старые башмаки и жгли костры. С этим костром как бы мы прощались со всем плохим, что было у нас в прошлом году, и загадывали, что в новом году у нас все будет хорошо, все старое у нас уходит вместе с огнем. И сейчас то же самое делаем.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Наталья Васильевна. Это необычный и новый для меня обычай - я много прочитала о том, как гадают и на что загадывают, но вот про костер и про значение пламени не читала нигде. Спасибо Вам за звонок.

Старый новый год русские празднуют повсюду, где бы ни жили. Зовут друг друга в гости на этот вечер, держат наряженную елку до 14 января, - забавно видеть, как на помойках именно в этот день появляются выброшенные ели, сами-то европейцы избавляются от новогоднего древа чуть ли не первого января... О том, как этот праздник отмечают в Париже, рассказывает корреспондент радио "Свобода" во французской столице Семен Мирский.

Семен Мирский: В течение 70-ти лет существования СССР празднование Старого нового года русскими эмигрантами во Франции воспринималось как еще одно проявление протеста против советской власти на покинутой родине или на родине предков по принципу: большевики, мол, ввели в России в феврале 18-го года григорианский календарь, но их календарь нам не указка. И что же мы видим за десятилетие с небольшим, прошедшее со времени падения той самой власти? Русские парижане, правда, не все, по-прежнему празднуют Старый новый год. И в честь торжества с привкусом архаизма легендарные русские рестораны Парижа организуют вечера с борщами-пирожками, шашлыками кавказскими, голубцами и ватрушками. Но вот что интересно: Новый год по старому стилю празднуют не только дети и внуки самых старых эмигрантов, поколения героев знаменитой песни поручика Голицына и корнета Оболенского, к празднику подключаются понемногу и эмигранты самой последней полны, а также их дети. Чего стоит такое объявление, напечатанное в выходящей в Париже газете "Русская мысль": "Приглашение на праздник новогодней елки от Деда Мороза и Снегурочки, которые, сняв свои усыпанные снежными узорами рукавицы, пишут вам это письмо. Дорогие друзья, мальчики и девочки, тети и дяди, веселые и озорные, взрослые и серьезные! Собирайтесь-снаряжайтесь в путь-дорогу и у нашей новогодней елочки окажитесь накануне Старого нового года. Музыка, веселье и подарки ждут вас. Ничего не забывайте, друзей и детей забирайте, а мы вас встретим и приветим 13-го января 2003-го года в 12 часов". Такое вот приглашение весело встретить Старый новый год.

Татьяна Ткачук: Ольга, Вы сказали, что нужно уметь выбрать свою колядку. Какие они бывают и есть ли у Вас Ваша любимая?

Ольга Юкечева: Я сказала о том, что каждый выбирает себе свою. Если человек чуть-чуть боится этого ряженья и соприкосновения с нечистыми всякими вещами, то может петь просто христославие, ходить по домам, петь и таким образом радовать своих знакомых и получать за это конфетки, денежки и прочее. Кто-то может петь просто песни с пожеланием добра и счастья, а кто-то может просто-напросто нарядиться и ходить, приставать, как это было принято раньше - цыганами наряжаться и ходить просто выпрашивать и подворовывать. Мало того, тоже я прошу слушателей всех: все денежки, которые наколядованы будут в этот праздник, они ни в коем случае не "спускаются" на покупку полезных вещей, их обязательно нужно прогулять, купить еды всякой, питья и только-только праздновать. Если говорить о христославиях и колядных песнях щедровых, то у меня есть такие песни, я вам спою сейчас, чтобы вы понимали, чем отличаются христославие от колядных щедровых песен.

Христопение:
"Скиния златая ковечеже завита
Видящей днесь младенца Бога повита
Радуйся, Мария, радуйся, присно дева
Во рождестве сына твоего..."

То есть здесь обязательно должна славиться дева Мария и младенец Христос. А непосредственно колядки, они так и поются:
"Ехала коляда с конца в конец
Заехала коляда к Александру, к Александру.
Александр, не гуляй, вари пиво, жени сына..."

И называется его сын, допустим. Вот такого типа колядки. На самом деле там выпрашивается и, как слушательница одна говорила: "дайте лепешку, свиную ножку". Все это выпрашивается, мешок подставляется и платится.

Александр Струнин: Так же и в гаданиях поэтический момент: "Суженый, суженый, приходи поужинать" или там: "Огонь жгу, судьбы жду, воск топлю, счастье тороплю". Тут главное такой поэтический момент, и в ряженье, и в гадании; во всем этом важен поэтический момент. Мы говорили с вами о том, как на это смотрит церковь, тут ведь надо Писание вспомнить. Ведь Иосиф, который был прообразом Христа в Ветхом Завете, он ведь гадал на чаше, толковал сны. Поэтому толкование это ведь тоже гадание, заглядывание в будущее. Короче говоря, предугадывать есть дело поэтично царское, а пролетать, как говорится, типично пролетарское.

Татьяна Ткачук: Спасибо, вам. Замечательную колядку Ольги Юкечевой дополнил Александр Струнин. У нас еще один слушатель на линии. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

Александр: У нас везде несуразица какая-то. Само сочетание "Старый новый год" нелепо, в нем вызов всему остальному миру: вот мы какие - у всех первого января празднуют новый год, а у нас 1-го января и 14-го, еще раз повод выпить. Традицию помнят только настоящие православные, которые 1-го января встречают строгим постом. Мы же готовы встречать еще и по восточному календарю Новый год. Жаль, что забыли, что раньше новый год начинался 1-го сентября, был еще повод встретить самый старый новый год. Спасибо.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Вам Александр. Но мы об этом не забыли, мы об этом говорили в программе, и о том, почему люди празднуют Старый новый год на Руси, и о первом сентября, и о других датах, в которые в этой стране отмечался новый год в разные эпохи. А я хотела бы вернуться к гаданиям и задать свой вопрос Александру.

Александр, а правда ли, что в прошлом году - 2002-ом - гадать на Святки было нельзя, потому что год "зеркальный", цифры можно прочесть как слева направо, так и справа налево. И вообще гадать - не грех ли это?

Александр Струнин: Вы знаете, во-первых, я из тех, как говорится, людей, которые предпочитают "льзя" слову "нельзя". Дело в том, что у нас "нельзя" существует всего лишь 10, как пальцев на руках, и "не гадай" там такого нет. Это десять заповедей, которые вы прочтете в Писании.

Кстати, между прочим, если бы волхвы или волшебники в переводе со старославянского, если бы они ночью спали, то они не пришли в Вифлеем, куда надо и не увидели бы они Иисуса Христа, но они, к счастью, не спали. Что же они делали? Они гадали, оказывается. На чем гадали? На звездах гадали. Значит, они не спали, а гадали. Так что ж, тогда получается, если не спать то можно, оказывается, и Христа увидеть, только надо проснуться, очнуться, отбросить все лишние "нельзя".

Мы не фарисеи, мы все-таки православные люди, это у фарисеев много "нельзя". Они запрещали Иисусу и теперь запрещают нам, все запрещают, все живое, все радостное, запрещают увеличивать количество празднований по поводу рождения Христа. Да чем больше будет праздников, тем лучше! Вопрос только в том, как эти праздники отмечаются - песнями и стихами или алкоголем? Самое главное - это увеличивать количество любви и радости в мире, я так полагаю, вслед за Иисусом Христом. А количество запретов так велико, что увеличивать его разумным людям, православным людям не следует. Вот все, что я хочу по этому поводу сказать.

Татьяна Ткачук: Спасибо Вам, Александр. Вы знаете, например, когда спросили Екатерину Андрееву, телеведущую ОРТ, гадает ли она на Святки, она ответила совершенно категорически: "Нет, и не хочу даже комментировать свой ответ! Не хочу знать свое будущее, никакой мистики!"

А вот ее коллега, ведущая программы "Пальчики оближешь" на ТВС Татьяна Горошина с удовольствием делилась с журналистами, что гадает на Святки регулярно. Они с подругами и свечки жгут так, чтобы воск капал в воду, а потом отгадывают, что за фигурки получились, и бумагу поджигают, а на стене в пламени свечи изображения разгадывают, и даже спиритизмом занимаются.

Ольга, на Ваш взгляд, что-нибудь из того, что я перечислила, имеет под собой хоть малейшую научную основу, если вообще так можно говорить о гаданиях?

Ольга Юкечева: Наверное, какую-то научную основу, безусловно, это имеет: температура воздуха и так далее, сколько воска налилось, рука дрогнула или не дрогнула, в одну точку упал этот воск или нет, - можно, безусловно, подводить всякую научную базу под эти вещи.

Я, например, не люблю гадать и не гадаю уже давно себе, с тех пор, как вышла замуж, скажем так, я не гадаю. И даже, когда у меня рождался ребенок, я просила не говорить мне, когда было УЗИ. Все должно идти своим чередом. Но у меня есть концерты, и я с удовольствием гадаю тем людям, которые хотят испытывать свою судьбу, и я очень радуюсь за них, когда это они делают с удовольствием. Поэтому могу еще несколько гаданий сказать, как можно гадать.

Кроме того, что воск топится и льется в холодную воду, я могу сказать, что это обозначает. Если, допустим, со свечи падает в воду воск и появляются звездочки, это очень хорошо, это к развитию творческому и улучшению, карьерный рост, это очень хорошо, когда звезды. Если вдруг эти звезды еще выстраиваются в какую-то дорогу или просто дорожка такая выстраивается - это тоже очень хорошо. Но если дорога в виде штанов, два рукава таких образовываются, то этот человек на перепутье, и это не очень хорошо, потому что человеку нужно эту проблему решать. Когда мы смотрим на тень, это примерно гадание, как и на кофейной гуще, когда мы жжем бумагу, опять же, смотря какую бумагу, лучше брать жесткую, потому что тогда фигуры вырисовываются более явственно. Можно, например, то, что делали раньше - брать золу, камин есть у очень многих людей и печи в домах деревенских, то, что называется, сеяли золу: через сито она просеивается, а утром смотрят - есть ли какой-то след на этой золе. Раньше девушки смотрели: если от лаптя след, значит, будет жених бедный, если от сапога - то богатый, если след плетки, дорожка - то, значит, будет бить муж со страшной силой. Применительно к современной жизни, опять же, как говорил Александр, должен быть какой-то толкователь, человек, который правильно все толкует. На мой взгляд, каждый человек по внутреннему ощущению должен понимать какие-то вещи. Во-первых, надо всегда расценивать всякую ситуацию с хорошей точки зрения...

Александр Струнин: Вот это самое главное: программировать надо на доброе, на хорошее...

Татьяна Ткачук: Спасибо Вам, Ольга. У нас еще один слушатель. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

Светлана Викторовна: Здравствуйте. Меня зовут Светлана Викторовна, я из Подмосковья. Тут разговор идет о добрых людях, о добрых чувствах и о Старом новом годе, как я поняла.

Татьяна Ткачук: Да, и о добром празднике.

Светлана Викторовна: Вы знаете, Старый новый год в детстве, и вообще всегда любой Новый год, и обычный, и старый всегда встречали в кругу семьи. Каких-то особенных моментов не было, но с детства этот праздник перешел во взрослую жизнь. И так как я учитель в школе, мы всегда с учителями на Старый новый год собирались, человек, наверное, восемь, эта традиция так и продолжается, и ходили по знакомым своим, по учительским семьям, к детям, какие нам нравятся, просто к хорошим людям, и колядовали - специально выучивали старинные колядки, желали людям добра, счастья в новом году. Вот это наше любимое было занятие.

Татьяна Ткачук: Спасибо Вам за звонок, Светлана Викторовна. Мы поздравляем Вас с наступающим Старым новым годом. Я надеюсь, что в нашей программе Вы услышите еще и какие-то интересные гадания, и можно будет попробовать в эту новогоднюю ночь их осуществить.

Я, например, прочла, что можно еще воск выливать не в воду, а в молоко, приговаривая: "Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска", а затем выставить миску к порогу, и внимательно наблюдать: если появятся очертания цветка - это успех на личном фронте, если дверь - переезды, дальние дороги, крайне нежелателен крест - он к болезням. Мы стараемся сегодня о плохих приметах не говорить, все-таки хороших больше.

Если со всеми остальными предсказаниями нужно ждать - сбудется - не сбудется - то с мнением любимых модельеров по поводу того, как мы должны одеваться в будущем году, ситуация проще. Доверяешь модельеру - иди, покупай и носи. Слава Зайцев вот уже много лет показ Новой коллекции устраивает именно в ночь с 13 на 14 января. Почему он выбирает этот день, и во что собирается одевать своих клиентов в 2003 году, - эти вопросы Вячеславу Михайловичу задала Мария Персанова.

Вячеслав Зайцев: Подготовленная на Старый новый год новая коллекция от кутюр ассоциируется у меня с памятью детства. Я получал подарки - теперь я дарю людям то же самое. Показав коллекцию, я спокойно уезжаю в Париж, потому что обычно в 15-20-х числах во Франции открывается сезон от кутюр. Мне всегда хотелось сделать раньше, чтобы никто не сказал недовольные слова в мой адрес, что я что-то "сдул": я был первым!

Я не пытаюсь пугать своих клиентов, коль скоро у меня в основном одеваются женщины элегантного возраста, которые уже имеют свой стиль, и я стараюсь разрабатывать стиль изнутри. Для нашего общества классика - это азбука хорошего вкуса, и человек, одетый в классический костюм, вызывает в первую очередь больше симпатий, нежели, когда присутствует больше авангарда или просто модные какие-то тенденции. Отчетливо обновленная классика, более умиротворенная и с элементами романтизма, утонченно-изысканной роскоши. Вторая тема - фольклор, который я начал разрабатывать активно. Фолк - это такой глоток свежего воздуха. В фолке все получает новое воплощение за счет применения совершенно удивительных по красоте французских тканей из Лиона, декорированных очень забавно, но в традициях как бы русского костюма, но совершенно в современном прочтении. Затем будет представлена интересная группа одежды для дома и для отдыха из ручного трикотажа, к которому я не обращался почти десять лет. Были специально заказаны образцы, связанные в моем родном городе Иваново, которые я дополню декором. Вот это будет такая приятная тема, которая всегда вызывает добрую улыбку и желание спрятаться в эту одежду.

Если говорить в общем о коллекции - она будет окрашена темой романтизма, такая более чувственная, нежели прагматичная. И также я пролистываю страницы своей памяти - 60-70-80-е годы. Не потому, что это тенденция мировой моды, - я сам представитель этой мировой моды! - мне хотелось бы, чтобы новое поколение могло обратить внимание на то, что было для меня дорого в те годы. Поэтому я даю интересные толкования идеям 60-70-80-х годов. Очень фрагментарно, но это интересно.

Новый год - к нему очень долго готовишься, не сам, а помогаешь людям создать новый образ, сшить одежду, готовишь коллекцию, а собой не занимаешься. В Старый новый год, - когда уже все сделано, все позади, - можно подумать и о своем умиротворении души, создать маленький семейный праздник, пригласить друзей... Именно на Старый новый год.

Татьяна Ткачук: Русские, живущие за границей, из тех, кто не поленился поставить себе тарелку НТВ-плюс, конечно, смотрят повторы всех новогодних голубых огоньков, - ведь на сам-то Новый год многие уезжают или уходят в гости. Но это можно сделать и без нашей помощи, а мы вернемся к гаданиям. Среди них, оказывается, есть очень смешные. Например: на пол кладется ведро, отверстием к себе, девушке завязывают глаза, и с расстояния метров в пять она ползет к ведру на четвереньках. Задача: попасть головой в ведро! Если попала - выйдет в этом году замуж. Правда, есть шанс раньше попасть в Кащенко... Александр, существуют ли еще какие-нибудь смешные гадания, способные не столько серьезно предсказать судьбу, сколько просто развлечь компанию?

Александр Струнин: Например, есть такое гадание "что сгорит - говорит": в салатницу наливают воду, опускают плавающие свечи, к краям салатницы прикрепляют, можно жвачкой, полоски бумаги с именами женихов или с желаемыми событиями. Покачиванием этой салатницы устраивают в ней шторм. Свечки поджигают бумажки, они сгорают и написанное непременно сбывается. Есть очень красивое гадание - зеркала и свечи, создание такого коридора, одно зеркало должно быть больше другого, тогда образуется такой коридор, в котором можно увидеть суженого. Смешные, вы говорите? Может быть с курицей - смешное гадание, когда она выбирает зернышко твое именное? Та девушка, чье зернышко она выбирает, выходит замуж в этом году.

Ольга Юкечева: Если позволите, я добавлю. Можно не с курицей, на самом деле, как вы говорили, а так: девушке завязываются глаза. Кладется несколько предметов на стол, кладется, допустим, медная монетка какая-то, уголек, водичка ставится в стаканчике, кладутся ножницы - несколько предметов. Я повторю еще раз, чтобы не забыть: уголек, монетка, ножницы, водичка и кусочек хлеба. Завязываются глаза девушке и, раскрутив ее около стола, можно рукой протянуть, куда попадет ее рука, в какой предмет. Если попадает в кусочек хлеба - значит к богатству, будет достаточно богатый год, если уголек - это к бедности, если ножницы - то это сидеть в девках долго, есть стакан с водой, муж будет пьяница однозначно, а если медная монетка, не хлеб, а именно медная монетка, - год будет по деньгам не очень удачный.

Александр Струнин: Очень смешное еще есть гадание на морской свинке...

Татьяна Ткачук: Спасибо вам. Александр, обязательно о морской свинке мы поговорим сразу после звонка. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

Виктор Минаевич: Здравствуйте. Это Виктор Минаевич из Пущино. Мы праздновали, это было давно уже, лет 30 назад, праздновали и Новый год 1-го января, и Старый новый год 14-го января. Мы уходили в лес, тогда еще были молодые, разводили костры большие, на лыжах, там трасса была освещаемая, катались на лыжах, вокруг костра устраивали хороводы, прыгали через костер. Все было хорошо, было весело очень. Одевались в валенки, полушубки.

Татьяна Ткачук: Виктор, скажите, пожалуйста, а сейчас Вы уже не отмечаете Старый новый год?

Виктор Минаевич: Сейчас уже прошло много лет, уже тяжело, я уже не хожу в лес.

Татьяна Ткачук: В лес с костром - тяжело и трудно, я понимаю, а дома отмечаете праздник?

Виктор Минаевич: Теперь разве что на лыжах днем, да и то редко.

Татьяна Ткачук: Спасибо Вам за звонок, мы поздравляем Вас с наступающим новым годом, желаем Вам счастья, здоровья, успехов в новом году. Мне бы хотелось вернуться к разговору с Александром Струниным. Я знаю, Александр, что у Вас живет совершенно магическая морская свинка, и она Вам гадает. Расскажите нам, пожалуйста, немножко о ней.

Александр Струнин: Я в принципе хочу сказать, что сейчас морские свинки у нас очень развиты, и они продаются на Птичьем рынке, на Птичьем рынке сплошные морские свинки, так что уже можно назвать не Птичьим рынком, а рынком морских свинок. Вы знаете, это очень интересные животные - они вегетарианцы, и поэтому их очень легко заставить гадать. Для этого нужно взять бумажку, свернуть ее в рулончик, написать там пожелание, или имя женихов, или какие-то магические стихи, а потом перевязать ее травинкой, и вот эти травинки они будут доллары для свинки. Она будет выходить и вынимать за травинку эту бумажку, будет развязывать эту травинку, поскольку она будет ее съедать, а бумажка будет падать вам. Таким образом будет включен случай, поскольку со свинкой ведь не договоришься, какую именно бумажку она достанет! Таким образом, случай будет работать, вы будете получать свое гадание. Так что, видите, какое смешное есть гадание на морской свинке.

Татьяна Ткачук: Спасибо Вам, Александр. Я думаю, что те, кто заинтересуются такого рода гаданием, как раз успеют в этом году купить морскую свинку, выдрессировать ее и к следующему Старому новому году уже погадать с ее помощью.

Ольга, знаю, что Вам доводилось много ездить по России, в том числе и с экспедициями. Вы когда-нибудь попадали на чисто народные празднования Святок, Старого нового года, что-то особенное запомнилось?

Ольга Юкечева: Безусловно, очень много всяких вещей было. Я, кстати, хочу добавить все-таки насчет костра и сжигания старых вещей - это не совсем нетрадиционная вещь. В основном это на Масленицу делалось, в некоторых областях существует поверье, что нужно все старое сжечь. Мало того, та Меланья, святая Маланья, которая перед Василием идет Кесарийским, она ведь, если смотреть в языческие источники, жена Грома, она сама как молния, Маланья - от слова "молния". Поэтому сжигать нужно было все старое, это оттуда еще идет.

Я была на замечательном празднике, в основном на юге России, там лучше все сохранилось в этом смысле, там с вертепами получше. Можно было еще в начале века, где-то в 20-е годы 20-го столетия даже в Смоленской области Сергей Колосов находил вертепщиков, которые ходили по домам, а уж колядовали и подавно. До сих пор, теперь уже на юге бывшего Советского Союза, как раз в Старый новый год играется праздник Маланка. Я такой праздник в Черновицкой области наблюдала - потрясающий карнавал! Я не была никогда в Бразилии, не могу сравнить, но я видела по телевизору, мне кажется, что по той энергии, которая тебя закручивает, по тому веселью, по тем маскам, это был такой восторг души! Вы знаете, просто счастье было, что я там оказалась, как будто бы это был какой-то сон: как люди друг с другом общаются, они ходят друг к другу в гости, они все наряжаются, специально готовят еду друг для друга, специально варят самогон друг для друга, они угощают с такой радостью друг друга, чем больше, тем лучше. Потому что это действительно поверье: если к вам придут друзья в Старый ли новый год, в Святки, старайтесь их накормить получше, и сами ешьте хорошо, если вы к кому-то пришли. Потому что, чем добродушнее вы будете, чем вы будете добрее и доброжелательнее, и больше будете брать и отдавать, то весь год будет такой.

Я сейчас вам спою одну песню, которую вы все, безусловно, запомните и обязательно споете всем своим друзьям, которые либо к вам в гости придут, либо, когда вы придете. И я хочу даже в вашей передаче всем нашим слушателям ее спеть и пожелать таким образом счастья и добра.
"Дай Бог тому, кто в этом дому
Добрый вечор, щедрый вечор,
Добрым людям на здоровье,
И житье-бытье, и богатство.
Добрый вечор, щедрый вечор
Добрым людям на здоровье"

Вот такое пожелание - всем-всем.

Александр Струнин:

Может быть, я тоже пожелаю тогда?
"Пожелаем в добрый час у нарядной елки,
чтобы в год овечки вас не пугали волки.
Пусть бараны и козлы не мешают планам,
времена не будут злы, не грозят обманом.

И еще желаем вам, детям перемены,
чтоб, как козы по горам, не скакали цены.
Надевайте что к лицу или по погоде,
не копируйте овцу в человечьей моде,

платья мягкие милей. Строго между нами,
можно украшать мужей мелкими рогами.
Отдохнем в тени лозы, дружно уповая,
что капризный год козы нас не забодает.

Потому живи, не трусь, будь душой здоровым.
Ну, с овечьим годом, Русь, с Рождеством Христовым!"

Татьяна Ткачук: Спасибо вам за эти необычные поздравления и пожелания.

Время нашей передачи, к сожалению, подходит к концу, и на прощание - еще несколько интересных фактов.

В центре Лондона представители бывших дворянских семей отмечают чисто российский праздник пышным балом "Дух России" - в прошлом году на нем собрали средства для детских домов России.

Ямальские кочевники - исключительно мужской компанией - под Старый новый год уходят в тундру, чтобы попить чайку и похвастаться друг перед другом успехами в охоте или рыбалке. Неплохая традиция, но, боюсь, женщинам других регионов России может не понравиться...

София Ротару в одном из интервью раскрыла тайну своего переезда в Ялту - оказывается, этот переезд был своеобразным наказанием семье Ротару за празднование Старого нового года в советское время, братья певицы даже были задержаны. Это были непростые для всех времена, за одно неправильное слово могли уволить с работы, вычеркнуть из жизни, лишить всего.

Теперь Новый год - и по грегорианскому, новому календарю, и по юлианскому, старому, могут, слава Богу, отмечать все.

Мы - поздравляем всех вас со Старым новым годом и желаем вам отметить этот праздник достойно, от души и весело.


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены