Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
20.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 История и современность
[21-09-01]

Документы прошлого

Редактор и ведущий Анатолий Стреляный

Заявления спецпереселенцев.

Политика "ликвидации кулачества как класса" привела к образованию массового социального слоя - спецпересленцев, людей, принудительно высланных в малообжитые районы страны. О том, как попадали крестьяне в спецпереселенцы и в каких условиях они жили рассказывают их обращения в Верховный Совет СССР. В одном из заявлений использовано сокращение ОИТК УНКВД - отдел исправительно-трудовых колоний Управления народного комиссариата внутренних дел (области).

"В Президиум Верховного Совета СССР
от гр-на Архангельской области, Котласского района, Ляпуновский сельсовет, деревни Козицкой, ныне спец. Переселенца, проживающего в Коми АССР, Усть-Цилемском районе, совхоз "Новый бор" Абрамовского Павла Павловича.
Заявление.
Прошу Президиум Верховного Совета СССР в следующем: мой отец, Абрамовский Павел Семенович, в 1931 году был раскулачен и переселен в совхоз "Новый бор".
Я, его сын до 18 лет жил с отцом, а после работал и жил самостоятельно на сплаве. В 1927 г. я совсем уехал от отца и плавал на кораблях, занимая различные должности. С 1931 г. состоял членом профсоюза.
За все время моей службы, я никогда не имел никаких замечаний, к порученному делу относился хорошо. Все время был ударник. Я не знал иной жизни, как жить и честно трудиться на порученной мне работе.
В 1935 году я приехал к родителям, навестить их, поскольку я работал поблизости, в Печорском водном транспорте. В силу сыновних чувств, я, просто, хотел их видеть. Меня закрепили здесь и я остался также на положении спец. переселенца.
Я никогда не скрывался. В 1933 году я был на родине, жил в своей деревне. Сельсовет выдал мне все документы и я работал на глазах у всех и не мог думать, чтобы меня когда-нибудь поставили в положение спец. Переселенца.
Отец мой никогда не эксплуатировал чужого труда. Жил своим трудом. Отца раскулачили. Но за что этой участи подвергся я?
Я мало жил с отцом и по существу не имею никакого отношения к его хозяйству. В 1934 году я женился. Имею 4-х детей, из которых старшему 4 года. Я здесь живу отдельно от отца.
Я всю сознательную жизнь прожил самостоятельно, в кругу советских людей, работал с ними, отдавая все силы добросовестному выполнению порученного мне дела. Сам я никогда не судился, не подвергался никаким взысканием. Со стороны отца я не испытал никаких влияний.
Мне кажется, что я за отца отвечать не должен, поскольку я не живу с ним.
Я хочу быть полноправным гражданином, пользоваться всеми правами и проживать без прикрепления к определенному месту, как это есть сейчас.
Я прошу Президиум Верховного Совета СССР рассмотреть мою жалобу и восстановить меня в правах.
Год моего рождения 1909; год рождения жены 1916. Образование мое и жены - низшее.
17.IV.1940 г."

"Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Ивановичу Калинину
От Авдиенко Ивана Петровича.
Заявление.
Настоящим прошу вашего распоряжения разобрать мое заявление. Я, Авдиенко Иван Петрович, житель села Коноконово бывшей Кубанской области ныне Орджоникидзевского края 1894 года рождения. До 1912 года я жил с отцом в том селе, в 1914 году я был взят в царскую армию, где и прослужил до февральской революции 1917 года, после демобилизации старой армии я приехал домой и вступил добровольно в 1-й крестьянский полк Красной Гвардии добровольцем. И во время боя с белыми, против генерала Покровского, наш отряд из-за малочисленности не выдержал боя и стал отступать по направлению города Ставрополя, ныне гор. Ворошиловска, Орджоникидзевского края, где я с некоторыми товарищами попал в плен и когда нас вели расстреливать, то в это время был сделан налет на нас отряда товарища Кочубея Красного, которые нас спасли из-под расстрела, и мы находились при отряде до 1919 года, все время участвуя в боях против белых. Потом я заболел тифом и проболел весь 1919 года и по выздоровлению в 1920 году поступил в железнодорожную милицию на ст. Нивинномыская бывшей Северо-Кавказской железной дороги, и весь этот период я с отцом не жил, т.е. с 1914 года. Отец жил себе, я жил себе со своей семьей. В 1927 году мой отец и меньший брать, который жил в отцом, были лишены права голоса. Но в 1930 году мой отец и меньший брат, Тимофей Петрович, были восстановлены голоса и в том же году отец мой умер...
Я после смерти отца выехал в города Грозный и поступил в паровозное депо ст. Грозный Орджоникидзевской железной дороги на промывку паровозов промывальщиком по заправке люков. Проработав 10 лет, безвыходно, т.е. до 1940 года, в 1940 году, 20 марта, меня вызвали в НКВД, опросили и сказали, иди работай, но через несколько дней меня вызвали вторично в милицию. Милиция предложила выехать в 10-тидневный срок из города Грозного, а поэтому исходя из вышеизложенного, не находя себя виновным, так как я голоса не лишался, а лишался голоса мой отец и брат, которые потом были восстановлены. И как говорит Сталинская конституция, что сын за отца не отвечает. А поэтому прошу вашего распоряжения разобрать мое заявление и дать соответствующее указание об оставлении меня на прежней работе и жительстве в гор. Грозном. В чем прошу не отказать в моей просьбе.
К сему Авдиенко
19/IV-40 года".

"Президиум Верховного Совета СССР. Весьма срочно.
От Адаховского С.С. ст. Тыгда, Читинской обл, Амурской железной дороги, лесопункт №6.
Прошу Президиум Верховного Совета СССР о рассмотрении вопроса о трудпереселенцах (бывшие кулаки). В виду важности этого вопроса в связи с тем, что он остается в течение почти 10 лет "до особого распоряжения", я прошу Верховный Совет о пересмотрении его и вынесении специального решения.
В случае неполучения прямого ответа от Вас, прошу в нижестоящие организации не передавать, так как здесь ответ один и тот же: "До особого распоряжения". Я прошу прямого ответа от Вас.
Согласно сталинской конституции, я имею равное право на жизнь, как и все трудящиеся Союза ССР.
Поэтому я прошу пересмотреть вопрос о трудпереселенцах и о режиме в трудпоселках ОИТК УНКВД, так как с изменением в течение 22 лет с Октябрьской социалистической революции всей хозяйственной, политической жизни Союза ССР время пересмотреть этот вопрос и о трудпереселенцах. Существующий режим в трудпоселках ОИТК НКВД местных комендантов время отменить, ибо он устарел по отношению к данному времени и постановлениям партии и правительства. Прошу дать мне ответ. Конверт с маркой при сем прилагаю.
Адаховский.
7/XI-39 г."

Сибирская деревня в 1928 г. по данным секретной записки "О политическом состоянии деревни".

"В 1928 году мы имеем: 34 факта террора с 3-мя смертными случаями, одно массовое антисоветское выступление с участием до 100 человек, 2 факта распространения антисоветских листовок, до 240 фактов угроз и антисоветских выступлений и 6 группировок. Вся эта работа проходила уже при более продуманных оргформах, как-то: вовлечение в участие террора и группировок части средняков и бедняков... на основе недовольства соввластью. Проведение агитации на собраниях идет по линии не всегда непосредственного участия, а использование также отдельных средняков, бедняков, а иногда и батраков. Это и ряд рассуждений об общей политике и экономических мероприятиях и его отношение к этим мероприятиям еще больше подтверждает антисоветское настроение кулацко-зажиточной части села.
1. "Жду с нетерпением, когда Англия и прочие государства с своей богатырской техникой выступят против общего нашего заклятого врага - Соввласти, чего они только до сего времени ждут и думают. Надо давить ее, пока не поздно, пока она не окрепла еще".
2. "Соввласть при выборах Советов и при других мероприятиях опирается на голодранцев, с нами не считается".
3. "Где только у наших руководителей голова сидит, такие опять налоги набухали, какой-то обдувальный налог выдумали, когда же этому будет конец, придется все распродать, расплатиться, а потом поехать к Калинину и поговорить с ним, хочу убедиться сам, неужели и там сидят такие же подлецы, как и здесь. Государство нас обирает".
4. "Черта два им увеличу я посев, если я сеял 20 десятин, то буду сеять только 5, такая политика Соввласти нас научила, как нужно жить".
5. "Вот строятся коллективы и колхозы, им лучшие земли отводят, а нам оставляют плохие, хотят насильно заставить идти в колхозы, но этот им номер не пройдет, своих помещиков сжили, а они новых создают - управляющих, которые будут эксплоатировать".
В этой борьбе кулак на селе не один, ему помогают в оформлении его недовольств и методах сопротивлений, а иногда и в непосредственном сопротивлении часть реакционной интеллигенции села...
Примеры:
1. Учитель Покровской школы: "Я не пойду с крестьян собирать последние гроши, ходить и клянчить как нищий, у крестьянина и так дыр много, без ваших облигаций".
2. "Крестьяне у нас просто дурачье, трусят, нужно только решить всем ничего не платить, и дело выйдет, т.к. все равно большевики свалятся с трона", - слова агронома Павлова.
3. В результате подстрекательства бывшего офицера Демченко Андрона против предсельсовета, секретаря ячейки комсомола, выразившееся: "Они кровопийцы наши, и за них мы страдаем и разоряемся. Они нас ограбили, весь хлеб загребли". Чем возбудил присутствовавших зажиточных крестьян и словами "Бей их", побили крестьянина-бедняка и других.
Кулак в своем сопротивлении иногда использует средняка, бедняка и даже батрака через индивидуальную работу и спаивание. Некоторых по экономической зависимости от него, а некоторых, в особенности средняков, благодаря наличию извращений в проведении классовой линии на селе.
Факты же извращений нашей классовой линии, которые способствуют использованию средняка кулацко-зажиточной частью следующие: Саргатский район в начале кампании по обложению индивидуально было обложено 640 хозяйств, а в результате проверки освобождено 442 хозяйства. Аналогичная картина была, примерно, и в других районах. Искривления имелись и в части избирательных прав и в других кампаниях.
Выводы.
Кулак, будучи интеллектуально более развит остальной части крестьянства, имея поддержку со стороны отдельных антисоветски настроенных интеллигентов на селе, и будучи сам настроен антисоветски, ведет не без успеха агитацию с целью восстановления остальной части крестьянства против соввласти, используя при этом все наши недостатки, в особенности в части средняка...
Средняки.
В массе настроены советски, это подтверждается следующими фактами: а) В посевную кампанию площадь посева не снизили, несмотря на наличие к тому времени чрезвычайных мер по хлебозаготовкам и недостаточное количество семян.
б) Опытная мобилизация дала 100 % явку, среди призывающихся преобладающее количество средняков...
Отрицательного порядка суждения среди среднячества мы имеем по следующим основным вопросам, как то: индивидуальное обложение, лишение права голоса, посевная кампания, хлебозаготовки и др.
1. "Сколько нам вы не рассказывайте, а правды у Соввласти нет, налогом с нас сдирают шкуру, облагают индивидуальным налогом, как только немного начнешь поправляться".
2. "Ну их к черту с их властью и вместе с семенами, просили - не дают, посеешь - отберут. Нам дают фигу, так на будущий год и с нас получат фигу. Дураки те будут, которые увеличат посев".
3. "Не хочется хлеб молотить потому, что обмолотишь - все равно твой не будет, отберут, отбирают последние злыдни у мужика, отправляют хлеб за границу, а нам замазывают глаза".
4. "С нами Соввласть не считается, нас лишает права голоса за то, что мы имели временно батрака, т.к. некому работать".
Исходя из установки о советском настроении среднячества в подавляющем большинстве может стать вопрос, почему же средняк - основной держатель хлеба - не идет по линии советских мероприятий в хлебозаготовках? Данное явление объясняется в значительной степени следующим: а) цены рынка, б) агитация кулачества..., в) недостаточно хорошей работой заготовительного аппарата и ажиотажем с их стороны...
Выводы.
1. Средняк в общей массе настроен советски, он не против Соввласти и ее политики, но против тех извращений классовой линии, которые в некоторых местах имели место для проведения той или иной кампании.
2. Средняк не удовлетворен отношением к нему при проведении политических кампаний на селе: выборы в Советы, коллективизация и друг.
3. Некоторая часть среднячества подпавшая под влияние кулака сопротивляется нашим мероприятиям.
Бедняки и батраки.
Общее настроение бедняцко-батрацкой части вполне советские. Все их суждения: в части обороны страны, в части политико-экономических мероприятий положительные. Недовольство бедняков и батраков идет по линии неудовлетворения некоторых экономических потребностей таковых, как-то: при проведении посевной кампании недостаточно снабдили семенами, кредитами, а в момента затруднения с хлебозаготовками - недоснабжением хлеба".

Преступность в хабаровске после амнистии 1953 г.

После смерти Сталина в результате объявленной амнистии на свободу вышли десятки тысяч уголовников. Многие из них принялись за старое.

"Председателю Президиума Верховного Совета СССР Товарищ Председатель Президиума Верховного Совета СССР, разрешите к Вам обратиться с следующим вопросом. После издания Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР и Постановления Совета Министров об амнистии заключенным и на основании этого освобождения заключенных резко ухудшилось положение по охране личности граждан Союза ССР и личной их собственности. Я беру во внимание положение в г. Хабаровске, но это, по всей вероятности, есть и в других местностях. Освобожденные заключенные (конечно не все) начали неправильный образ жизни. Они не понимают гуманности, она чужда им, чужда им и совесть. С наступлением темноты по три и более человек, вооруженных финскими ножами, нападают на граждан с целью ограбления, раздевают их и отбирают все имущество, а кто пытается убежать от них, или оказать сопротивление - убивают. За последний месяц нет той ночи, чтобы не было несколько жертв и много ограблений. Даже до того дошли, что днем заходят в квартиры и грабят, а при встрече сопротивления - убивают. Об этом хорошо известно и Краевому управлению милиции. В последних числах апреля был убит полковники Советской Армии и снято с него обмундирование. Это возмутило офицеров. Так как офицерам часто приходится задерживаться поздно на службе, идя домой, - он подвергается глупой смерти - не на поле боя, а дома. Я офицер и живу вне части, в районе вокзала Хабаровск I ул. Магнитогорская, д.№16. Каждое утро я слышу от соседей подобные случаи. 30 апреля в 23-00 я возвращался домой. В это время около моего дома в 30 метрах группа бандитов ограбили двух граждан под страхом смерти. В это время автомобиль моего соседа выехал на улицу и осветил их, тогда они убежали, а потерпевшие пошли домой. В этот же вечер майор пошел проверить свое подразделение после отбоя и возвратился в нижнем белье. 1 мая в 23-00 мой сосед Сорокин Виктор шел домой и недалеко от своего дома был остановлен двумя бандитами, которые потребовали от него раздеться. Он резкими ударами отбился и убежал. А сколько подобных случаев, сколько случаев изнасилования девушек и убийств их и т.п. Эти освобожденные бандиты шатаются без работы и открыто заявляют, что к честному труду они не приспособлены и что им законы нипочем. Ко мне, как к офицеру, часто приходят соседи старики и женщин и жалуются на такое положение. Поэтому я решил написать Вам. Положение действительно тяжелое. Восьмидесятилетние старики заявляют, что такого произвола бандитизма они не помнят. С наступлением темноты прекращается хождение, и ходят лишь только большими группами, чтобы предостеречься от глупой смерти. Даже опасно одних стариков оставлять дома. Есть случаи, когда бандиты днем заходят на квартиры и ограбляют семьи. Так зверски был убит один старик. До того дошли, что днем заходят в квартиру, осматривают и, если нет подходящих вещей, цинично заявляют: "Здесь нечего брать, пойдем дальше". Ведут себя страшно развязано. На рынках грабят открыто. Имеются случаи, что днем убивали продавцов киосков и забирали деньги. Я далеко не все привел. Я не занимался расследованием этих дел, но чему сам свидетель - описал. Необходимо принять меры по усилению личной собственности и личности граждан. Граждане ждут этого. Как же быть иначе? Ходят слухи о применении к бандитам самосуда. Трудно верить во все это, но это так. Я считаю, что торговлю на рынках вещами ширпотреба, как-то: одежда, обувь, предметы декорации и домашнего обихода, украшений - запретить. Все это теперь каждый может купить в магазине. Этим будет ликвидирована спекуляция, которая дошла до больших размеров. А если кому нужно продать вещь, если она ему не нужна оказалась, то это делать через нотариуса при отделении милиции по государственным ценам, или же по цене установленной нотариусом. Это будет встречено честным народом одобрительно, ибо я слышал это от многих людей. Товарищ Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР, со всей откровенностью советского человека, коммуниста и офицера, скажу Вам, что в нашей стране более 80 % населения замечательные люди: честные, трудолюбивые, уважительные, благонадежные. Найденные вещи возвращают, бескорыстно оказывают помощь и т.д. и т.п. Стойкие преданные люди, верные сыны и дочери, воспитанные партией Ленина - Сталина. Но отъявленные бандиты, которым чужда гуманность, честь и совесть - мешают жить мирно и создают обстановку недоверия правительству, подрывают его силу, ибо показывают и доказывают, что к ним нет силы власти и они "хозяева". Конечно это не так, народ верит, что к ним Правительство пример самые строгие меры, что их (бандитов) будут рассматривать как врагов народа и что они понесут должную кару возмездия. Я прошу извинить меня за беспокойство, но тот вопрос весьма важен. Я ничего другого не имею, кроме защиты личности граждан и их личной собственности. Военнослужащий в/ч 62389 г. Хабаровск. Гвардии лейтенант Гущенко Александр Семенович. 2 мая 1953 г."

В передаче использованы документы из Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива социально-политической истории.


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены