Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
20.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Культура
[06-03-05]

Формула кино

"Брежнев" Сергея Снежкина

Редактор и ведущий Мумин Шакиров

Петербургский режиссер Сергей Снежкин завершает монтаж четырехсерийного фильма "Брежнев" (рабочее название "Сумерки империи").

Эта первая большая картина о генсеке, который почти 18 лет управлял Советской империей. Российские кинематографисты не так часто жаловали в кино Леонида Брежнева, который остался в памяти народа больше героем анекдотов, нежели историческим персонажем, чья деятельность привлекала бы творцов.

Возможно, поэтому экранный генсек лишь эпизодически возникал в какой-нибудь политической картине на фоне других героев, явно уступая им по значимости и экранному влиянию.

В народной памяти остается популярный артист Евгений Матвеев, который сыграл Брежнева в кино еще при его жизни в картине Юрия Озерова "Солдат свободы".

В "Сумерках империи" дряхлеющего генсека, чей образ создан известным сценаристом Валентином Черных, изображает актер Сергей Каюмович Шакуров. Режиссер сериала Сергей Снежкин не пытается документально восстанавливать эпоху и события, происходящие в начале 80-х, а снимает, как он считает, кинопроизведение, где в основе лежит художественный вымысел.

Сергей Снежкин: Основная проблема заключается в том, что исторические факты - это, например, 1941 год, начало Великой отечественной войны, 1945-й - победа. Вот это исторический факт. 1982 год - год смерти Леонид Ильича, вот это исторический факт. Все остальное - это совершенно закрытая до сих пор информация. Мы гораздо больше знаем о каком-нибудь Иване Калите на самом деле, нежели о жизни Леонида Ильича Брежнева. Потому что все это домыслы, все это желтая бульварная пресса, типа приснопамятного какого-нибудь "Московского комсомольца" или что-нибудь еще похожее.

Это уже последние буквально месяцы его жизни, дряхление. Леонид Ильич все время засыпает и видит не то, чтобы сны, а, скорее всего, воспоминания, которые приходят к нему, касающиеся начала его карьеры, пребыванию в Днепропетровске, встреча с Хрущевым, десант в Новороссийске и так далее, в том числе его какие-то привязанности, любовь. Октябрь месяц 1981-1982 года.

Мумин Шакиров: Сергея Снежкина разочаровали те книги, которые были посвящены Леониду Брежневу. Помогли ему больше люди из его окружения, которые знали генсека лично, в частности политический обозреватель Александр Бовин, который писал речи для советского вождя.

Сергей Снежкин: На ОРТ мне дали две книжки по Брежневу, одна из них - грязнейшее антисемитское произведение. Какой-то один из бывших референтов, я даже не понял, кто это написал. Там такая книга, она вся посвящена тому, кто там еврей: Андропов - еврей, все вычисляется, а если Суслов не еврей, то жил среди евреев. В общем, такой бред.

Потом мне досталась еще одна книга про Брежнева, все перепевы одних и тех же общеизвестных фактов его биографии. Но больше всего мне в этом отношении помогла встреча с Бовиным. Мне повезло, я незадолго до смерти переговорил с ним, с начальником охраны Брежнева, генералом Медведевым и с его личным фотографом Мусаэльяном, который до сих пор работает в ТАСС, по-моему. Я всегда говорю, все то, что у нас создано, это домыслы, потому что мы делаем художественную кинокартину, а не документальное полотно. Поэтому это в самом таком эпическом смысле художественная кинокартина. Это все наши домыслы о том, каким мог быть Леонид Ильич или мог не быть. В данном случае, конечно, один из главных соавторов всего этого дела - это выдающийся актер Сергей Каюмович Шакуров. По ходу дела он создал этот образ, он этот образ придумал. Он его очеловечил - и вознес, и опустил, и размазал по всем, так сказать, направляющим запада и востока, и по всем прочим.

Мумин Шакиров: В тонателье на Ленфильме завершается озвучание картины. Брежнев в исполнении Сергея Шакурова показался мне несколько карикатурным и пародийным, одним словом, герой известных анекдотов. Такое ощущение возникло при просмотре нескольких эпизодов. Но подводить итоги пока рано. Картина целиком еще не готова.

Роль молодого генсека исполняет артист Артур Ваха, знакомый зрителю по ролям плейбоев и записных красавцев. В фильме участвуют и другие популярные актеры российского кино.

Председателя КГБ СССР Юрия Андропова играет Василий Лановой, главного идеолога партии Михаила Суслова - Игорь Ясулович, жену вождя Викторию Брежневу - Светлана Крючкова.

Картина "Сумерки империи" по версии Сергея Снежкина - это история одиночества человека, который стоит у власти.

Сергей Снежкин: Любой старик - это свой особый закрытый, недоступный для постороннего проникания мир. Старение - это мир, это особый мир. Это такая крепость с закрытыми наглухо дверьми, которые иногда только приоткрываются и прочее. Поэтому он идет, ползет там по улице, еле передвигая ноги, но это ползет целый мир, мысли.

А когда этот совершенно практически разрушенный организм сидит на вершине некоей пирамиды власти, это, наверное, тем более интересно для любого художника, что там, в этой голове, роится, какие алогичные поступки, немотивированные. Вот эта цепь всех этих поступков, поступочков, желаний, нехотений, капризов и так далее создали вот эту замечательную, на мой взгляд, фреску под названием "Сергей Каюмович Шакуров и остальные его коллеги и господа актеры", которые создали все это - и политбюро, и Суслова, которого замечательно сыграл Ясулович, просто наотмашь. Я не стал добиваться портретной схожести, это знак обозначили. Единственное, что у Сергея Каюмовича есть в гриме, это брови, и все. Он не такой седой, ему подкрашивали волосы. И в каждом из персонажей - Андропов Лановым - мы делали характер.

Мумин Шакиров: Сюжет сериала построен на том, что Брежнев пытается уйти на пенсию, но окружение не дает ему этого сделать, оберегая свое положение. В результате они удерживают тяжелого больного человека на его посту, пока тот не умирает. Сергей Снежкин не дает политическую оценку эпохе и своему главному герою, скорее пытается выступить в роли интересного рассказчика, акцентирующего внимание на деталях.

Сергей Снежкин: Вот такой период, достаточно стертый в истории страны. Это вовсе не касается качества этой страны, качества ее народа и каждого отдельно жившего и живущего в ней персонажа. Но был такой период, его можно называть периодом стабильности, можно назвать как угодно, но он был. История абсолютна, что ее обсасывать и обсуждать. На ней можно строить художественные домыслы, но относиться к ней эмоционально - это достаточно... Хотя у меня все время не выходит замечательная фраза, которую привел Бунин в "Окаянных днях", когда в 1918 году он встретил в Москве, бродя по улицам, заполненным каторжанскими лицами, сахалинскими, встретил профессора, известнейшего тогда специалиста по истории Древней Руси, который шел в состоянии полной задумчивости, и Бунин у него спросил, о чем он, собственно, рассуждает сейчас. "Когда я думаю о том, как прекрасна была Древняя Русь до прихода татаро-монгол, мне хочется пасть оземь и выть от бессильной злобы". Можно и так относиться к этому делу. Можно сделать такое кино: выть от бессильной злобы, чтобы выл зритель.

В данном случае, еще раз говорю, нас интересовало, в этом есть некий, если хотите расчет, цинизм, мы взяли Леонида Ильича для того, чтобы изучить вот это дряхление, старость, эту жизнь. Когда поднимаешься по этой лестнице карьерной, это стоит огромного труда, здоровья. У него там было бессчетное количество инфарктов. Все просто так не давалось для него самого, для персонажа, для его биологической ценности. А когда ты поднимаешься наверх, отпадает, просто как лишаи при заболевании тела. Отпадают дети, у тебя нет времени ими заниматься. Поэтому мы все знаем, что с его несчастными детьми было, со спившейся дочерью, с сыном, про которого все говорят, что был достаточно приятный парень, но его просто споили. Он был замминистра внешней торговли, что такое. Нет друзей, потому что на какой-то из этих ступеней ты слишком хорошо знаешь о том, кто тебя окружает, чтобы верить людям. Он цеплялся за этих днепропетровцев. Я про это не знаю, мы это вычислили, мы создали эту модель - модель карьерного роста, понимания при советской власти. Мы это сделали.

Вот там в пустыне Калахари он достиг, он один. Единственная, кто действительно с ним осталась, это его жена в замечательном исполнении Светланы Николаевны Крючковой.

Мумин Шакиров: О своей картине "Сумерки империи", посвященной генсеку Брежневу рассказывал кинорежиссер Сергей Снежкин.

В жизни каждого, кто любит кино - есть картина, с которой начинается знакомство с кинематографом. Первый шок, первое сильное чувство, которое запоминается на всю жизнь.

Невольно вспоминаешь историю о том, как на заре кинематографа братья Люмьеры потрясли неискушенных зрителей, показав хронику "Прибытие поезда". Народ сидевший в зале, увидев, как на него надвигается пассажирский состав, в ужасе бросился к выходу.

Для главного редактора кинокомпании ЦПШ Сергея Даниеляна - первым откровением стала картина детства "Кавказская пленница".

Сергей Даниелян: Это было потрясение. Это была "Кавказская пленница", которую я осознанно помню, как я смотрел до этого, смотрел какие-то сказки, смотрел мультфильмы. Остались такие впечатления размытые. Я не помню, что это было. А первый фильм, на который я пошел в кинотеатр и посмотрел, была "Кавказская пленница". У меня просто снесло крышу, что называется. Дальше я попросил денег, чтобы завтра пойти в кинотеатр и еще раз это все посмотреть.

Были фильмы, на которые поколение моих бакинских друзей, я вырос в городе Баку, ходило достаточно много, потому что фильмов-то было, в общем, немного хороших. И были фильмы, которые мы любили, это уже было что-то вроде такого ритуала. Есть много вещей, которые я про южный город могу объяснить своим друзьям-москвичам и нахожу понимание, но есть одна загадочная вещь, про которую я никак им рассказать не могу, что такое в 10 часов вечера в теплом южном городе поход в кинотеатр под открытым небом, какое это волшебство. Вот этого я передать не могу.

Вместе смотрели "Неуловимых мстителей" раз 30-40, я не помню. Мы знали эти фильмы наизусть. Мы получали удовольствие от общения, от того, что мы все вместе это смотрим.

Мумин Шакиров: Глава компании ЦПШ Рубен Дишдишян влетел в кино на крыльях любви к знаменитой француженке Анжелике в исполнении Мишель Мерсье.

Рубен Дишдишян: Первый фильм не вспомню, какой был, смотрел, но почему-то вспоминаю, что очень большое впечатление на меня оказала серия фильмов об Анжелике: "Анжелика - маркиза ангелов", "Анжелика и король" и так далее. У нас был рядом летний кинотеатр открытый, если не ошибаюсь, это был один из немногих фильмов, на который я, кажется, три раза ходил. Помню, что мне очень нравились вот эти фильмы, в детстве запечатлелись. Мне, наверное, тогда лет 12-13 было.

Почему ощущения оставляли такие эмоциональные? Потому что я помню, что тогда был влюблен и это тоже как-то играло определенную роль, это был связанный вопрос. Я там свое что-то увидел. Помню, эта любовь даже сохранилась до последнего времени, когда сейчас мы искали эти картины, чтобы купить, как прокатчики, для телевидения, но выяснилось, что с этими картинами очень сложная и запутанная правовая ситуация между разными компаниями, они просто висят в воздухе и уже 3-4 года они не продаются те территорию России. К сожалению, наш зритель их не может видеть.

Мумин Шакиров: О своих первых киновпечатлениях рассказывали руководители компании ЦПШ Сергей Даниелян и Рубен Дишдишян.


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены