Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
28.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Культура
[15-01-06]

Выставочный зал

Художественное стекло

Редактор и ведущая Лиля Пальвелева

Лиля Пальвелева:

Название города Гусь-Хрустальный прозрачно. Все знают - здесь производят и гранят хрусталь. Но не только. Еще художественное стекло самого высокого качества. Это продукция небольшого предприятия под названием <Художественные промыслы> - вазы, подсвечники и то, что принято называть <мелкой пластикой>. Дизайн - современный. Цвета - самых чистых, насыщенных тонов: изумрудно-зеленый, рубиновый, густо-синий, ярко-оранжевый. Кроме того, многие вещи еще и расписаны красками, эмалями и золотом.

Все это великолепие сейчас можно увидеть в Москве, в Фонде народно-художественных промыслов, на выставке <Волшебный калейдоскоп>.

Наталья Полонникова, куратор выставки, подчеркивает: в Гусь-Хрустальном владеют уникальными технологиями.

Наталья Полонникова: На нашей выставке представлено стекло под кодовым названием РЗЭ (редкоземельные элементы). Простому человеку непонятно, что это такое. Оно меняет цвет под разными углами освещения или под разными лучами. Соответственно, если на улице светло, а у вас стоит в помещении ваза, она будет такого розоватого цвета. Как только становится на улице темно, она тоже меняет цвет и будет серовато-голубоватых тонов. То есть, совершенно другое впечатление производит это стекло. Оно единственное в мире. Секрет производства, конечно же, они держат в секрете.

Что еще для них характерно? Здесь очень много красного цвета. Это тоже связано с химией, с исследовательскими какими-то работами, прежде всего. Потому что красный цвет получить достаточно сложно. Иногда для красного добавляют селен. Но если передержать при обжиге стекло, то оно получится оранжевого цвета, то есть, сделать красный цвет достаточно сложно, чтобы он был такой яркий, насыщенный, такой как в Гусь-Хрустальном. Для каких-то оттенков красного добавляют иногда измельченный рубин. Поэтому красное стекло всегда будет дороже.

Лиля Пальвелева: Хорошо, мы в основном говорили о технологии. Наверняка ведь работают какие-то художники, которые специализируются именно на стекле, чтобы такие разные вещи получались?

Наталья Полонникова: Коллектив там совершенно небольшой. Есть небольшая часть художников - их всего три, и небольшая часть выдувальщиков, и тех, кто расписывает. Может быть, максимум человек 20 от начала и до конца делают эту работу. Поэтому это нельзя назвать массовым производством. Это ручной труд.

Лиля Пальвелева: И это авторские работы.

Наталья Полонникова: Безусловно, хотя участвует выдувальщик. В стекле это совместная работа, это не одного человека:

Лиля Пальвелева: Здесь есть одна витрина с несколькими вещами, связанными с темой яблоко. Дерево черное с красными яблоками и отдельно - это сосуды какие-то в виде яблок?

Наталья Полонникова: Нет, это просто фрукты - груши и яблоки. Любая вещь что-то символизирует. В частности, яблоко - это символ мудрости и знания.

Лиля Пальвелева: Там какое-то очень сложное сочетание цвета. Яблоки внутри белых сосудов.

Наталья Полонникова: Это вы смотрите на вишню во льду. Это пресс-папье <Вишня во льду>. Это многослойное стекло, то есть сделали сначала вишню, потом залили прозрачным стеклом. Здесь три стекла - зеленое, красное и бесцветное.

Лиля Пальвелева: Я смотрю, у вас есть отдельная новогодняя серия. Расскажите об этих экспонатах.

Наталья Полонникова: Это различные елочки, гномики, колокольчики с новогодней тематикой и круглые декоративные тарелки с собаками, с зимней деревенькой. Роспись в основном проводится золотом. Золото должно отжигаться для того, чтобы при том, что вы хотите помыть тарелочку или вазу, оно не слезло.

Лиля Пальвелева: Это настоящее золото?

Наталья Полонникова: Настоящее. Конечно, это - очень тоненькая пленочка, но золото настоящее. Там специальные растворы. Никогда не выпытываем и не стараемся, потому что у каждого есть какие-то свои секреты и технологии. Тем не менее, люди в поисках этих секретов и получают что-то новое. Здесь представлено несколько таких вещей, например, таких как кракле. Это приехало к нам из Венеции, только несколько в иной форме.

Что такое кракле или крокелюр? Это, когда в стенках такая мелкая сеточка, как будто потрескавшееся стекло. Если вы потрогаете, то поверхность будет совершенно гладкая и с внутренней стороны, и с наружной. Никаких трещин реально нет, они визуальные. Появилась такая техника в Венеции. Очень долго ее пытались повторить. Несколько веков никак не могли додуматься, что же делают для того, чтобы появились такие трещинки декоративные. Наконец, может быть, случайно, может быть, в качестве многолетних поисков оказалось все очень просто. Горячее стекло опускают в холодную воду, и появляются такие микротрещинки внутри. Они никак не сказываются на качестве, но такой красивый дополнительный декоративный возникает эффект. Это уже известно повсеместно, а не только в Венеции.

Лиля Пальвелева: Вы хорошо разбираетесь в художественном стекле. Вопрос, может быть, не очень обычный. Люди, которые коллекционируют такие вещи, они какими свойствами характера, как правило, обладают?

Наталья Полонникова: Я думаю, в первую очередь, осторожностью. Потому что стекло настолько хрупкое, поэтому требует нежного обращения. Они всегда, если рассматривают вещь, то настолько бережно! Мне кажется, что даже с маленьким ребенком не так бережно и нежно обращаются, как они со стеклом. С такой любовью, с такой нежностью. Обязательно проводят руками по нему, чтобы не было никаких выступов, чтобы стекло было гладким.

Лиля Пальвелева: Как сообщает Наталья Полонникова, выставка художественного стекла будет действовать до конца января.

А теперь время рубрики <Уникальная коллекция>. В Мордовском краеведческом музее хранятся старинные тарелки с изображением видов Петербурга, а также дворцов в Гатчине и Павловске. Выпущены они Императорским фарфоровым заводом, который всегда специализировался на элитной продукции, но однажды, на короткий срок, решил снизойти до того, что в наши дни назвали бы ширпотребом. Говорит заведующая историческим отделом Мордовского музея Светлана Дёмина.

Светлана Демина: Продукция Императорского фарфорового завода в основном предназначалась для Двора и придворной знати. В нашем музее есть серия тарелок с печатным рисунком. Императорский фарфоровый завод после 1814 года выпустил небольшую серию посуды, где впервые была применена печать. В связи с увеличивающимся спросом мастера Императорского фарфорового завода не успевали выполнять все заказы и расписывать вручную предметы заказанных сервизов. Тогда было решено применить печатный рисунок, который наносился на тарелку. Это можно сравнить с переводной картинкой современной. Первоначально он имел черно-белый цвет, но так как этот рисунок был простоват, то мастера его вручную начинали подкрашивать. Несмотря на такие хитрости, все-таки печатный рисунок уступал в своем очаровании, в своей тонкости ручной росписи. Посуда с печатным рисунком, даже пускай и умело подкрашенным мастерами, не пользовалась особым спросом у придворных и у царской семьи. Поэтому изделия с печатным рисунком производились очень небольшой период времени на Императорском фарфоровом заводе.

В последующие годы уже к технике печатного рисунка на Императорском фарфоровом заводе никогда не возвращались. Поэтому эти тарелки очень редко встречаются в коллекциях музеев России, и составляют гордость нашей коллекции.

Лиля Пальвелева: Рассказ Светланы Деминой записал наш корреспондент Игорь Телин.


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены