Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
29.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 СМИ
[09-01-06]

Смотрим телевизор

Новогодне-рождественскиие праздники на телеэкране

Ведущая Анна Качкаева

Анна Качкаева: Ну, вот и наступает послепраздник. И мы сегодня подведем первые его итоги. Год 2005-й закончился премьерой "Мастера и Маргариты" на канале "Россия". Первым событием новогодней ночи наступившего 2006-го стала лихая премьера "Дневного дозора" от продюсеров Первого. Воландовскую шайку в булгаковской Москве 30-х сменили лукьяновские и эрнстовско-бекмамбетовские "светло-темные" в Москве 2006-го.

Президент России поздравил граждан по всем каналам, кроме "Домашнего" и MTV. Это нынче такая же традиция, как еще несколько назад обязательно "Ирония судьбы", которую, кстати, 31-го показали только по Первому.

Праздничная десятидневнка, нарядная, веселящаяся, беззаботная, заканчивается. Между концертами и фильмами почти потерялись сводки с "газового фронта", хотя и "Вести", и Первый чуть ли не в прямом эфире показывали, как "Газпром" снижал давление газа 1 января. Но в отличие от украинского телевидения, где спорили, голосовали, выясняли, анализировали и возмущались, российскому телевидению не было необходимости вводить в информационную войну тяжелую артиллерию в виде аналитиков и общественно-политических программ. На всех хватило президента и пресс-секретаря "Газпрома".

Но в любом случае, наконец, страна и телевидение отгуляли. О том, что телевидение показывало в новогодние и рождественские дни, как помогало провести каникулы, чем и как каждый канал ловил своего зрителя, - об этом наш сегодняшний разговор с вами, уважаемые слушатели, и с обозревателем "Московского комсомольца" Александром Мельманом.

Я предлагаю нашим радиослушателям также ответить на вопрос: с каким каналом вы провели эти новогодне-рождественскиие праздники?

А сейчас очень коротко о новостях в нашей медийной сфере.

Час прессы. Что происходит?

Анна Качкаева: На минувшей неделе глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский агентству "Интерфакс" заявил, что считает целесообразным создание в стране специализированного детского телеканала. По словам Сеславинского, у его ведомства есть серьезные претензии по части детского телевещания к ведущим российским телеканалам. Так, по данным "Гэллап-медиа", доля детского эфира в общем объеме вещания телеканалов в 2004-2005 годах составляла чуть больше 6%. При этом, утверждает Сеславинский, больше всего времени под детские передачи в этот период отводили такие каналы, как СТС (15%), ТНТ (10,5%) и канал "Культура" (9,7%). При этом глава Роспечати не уточнил, будет ли специализированный детский канал, о котором он говорит, общефедеральным. "Тема создания детского канала продолжает оставаться актуальной. И вопрос заключается только в выработке эффективного механизма реализации этой идеи", - отметил Сеславинский.

Также 6 января в газете "Московский комсомолец" появилось очень короткое сообщение о том, что на базе MTV-Россия может быть создан детский канал для аудитории от 4 до 12 лет, и концепцию для него готовит руководитель киножурнала "Ералаш" Борис Грачевский. И, видимо, он и возглавит этот канал.

О детском телевидении мы, конечно же, поговорим, это тема очень актуальная, нужная. Я вот с Александром Мельманом перед программой разговаривала и знаю, что его коллеги разговаривали с Борисом Грачевским, но пока еще подробностей нет. Послепраздник такой не всех быстро вводит в состояние активной работы.

У меня вопрос к Александру, с каким вы каналом провели эти десятидневку праздничную? И что отметите, на что обратите внимание?

  Александр Мельман. Фото Радио Свобода

Александр Мельман: Десятидневка для меня разбилась на такие периоды. Первый период - это, конечно, был 31 декабря и ночь с 31-го на 1-е. В новогоднюю ночь я старался смотреть все каналы, но понял, и, по-моему, это показали рейтинги, что зрители тоже со мной согласились и провели ночь прежде всего с Первым каналом, потому что именно то, что сделал Первый канал на Новый год, - это такой проект под названием "Первый скорый". И это такое продолжение "Старых песен о главном". Но главное - как это было сделано. По-моему, это было сделано стильно, это было сделано очень профессионально. И мера ностальгии не зашкаливала, как раньше, она была достаточно умеренна. И все это было очень красиво и завлекательно. И вот эти клипы, которые в результате получились в программе "Первый скорый", они просто сделаны были великолепно. И я писал об этом в "МК". Например, вот этот клип "Глюкозы" под:

Анна Качкаева: :Мэрилин Монро.

Александр Мельман: Да, в стилистике "В джазе только девушки", по-моему, это просто было здорово. И вот эти все ностальгические вещи, когда опять встречались, уже через 30 лет, Ипполит (герой Юрий Яковлева) и героиня Барбары Брыльски, и как это все было сделано. И "Мы из джаза", когда Игорь Скляр играл и пел, Лариса Долина, которая тоже участвовала в том фильме. И "Покровские ворота", которые, кстати, показывались и вчера, и позавчера, и уже Равикович и Коренева там же были, в этом "Огоньке". А потом был после этого завершения стильного "Огонька" еще концертный вариант, который так или иначе Малахов вел с Лолитой, а потом еще была ретро-программа "Мелодии и ритмы 80-х". Тоже, по-моему, очень здорово. И опять это ностальгия.

Анна Качкаева: Давайте все-таки тенденции определим. Мне кажется, что этот Новый год впервые, пожалуй, телевидение не стало, грубо говоря, выпрыгивать из штанов и не стало доказывать нечто кому-то. То есть все эксплуатировали свои прежние идеи, с размахом и масштабно отмечать не стали. Да, теперь уже все поняли, какова стилистика вот этого застольного телевизионного меню, и, пожалуй, довольно точечно работал каждый канал со своей аудиторией. Если мы начнем говорить о каждом из каналов, то получится, что где-то было такое постсоветское ретро, где-то пост "Старые песни о главном" - ретро, где-то совсем ориентация на молодняк, как на ТНТ с "Комеди-клаб" или СТС, где модная тема детства зазвучала в новогоднюю ночь. Но как идея, пожалуй, не было таких прорывов. И мода на Украину прошла, мюзиклов никаких не было.

Александр Мельман: Я соглашусь, хотя я говорю, что мне кажется, на Первом канале сделали такое стильное продолжение, не повторяясь. То есть по тематике и идейно они ничего нового как бы не внесли, но чисто технически, стилево, даже, может быть, немножко в ментальном плане это сделано было хорошо. Вложились туда, это тоже было видно. А с точки зрения канала "Россия", тот самый прежний "Голубой огонек", да, они считают, что именно так люди... Но я говорю, что если в прошлом году и в прошлые годы канал "Россия" и Первый канал делили по рейтингам первое место, практически шли ноздря в ноздрю, то в этом Первый канал гораздо был успешнее, намного.

Анна Качкаева: Игорь Антонович нам сообщает, что "встречал Новый год под "Евроньюс" и "Эхо". В общем, тоже, конечно, вариант. "Там Путина не было", - говорит Игорь Антонович.

"А сейчас много пишут об умышленном спаивании и развращении россиян зависимыми от олигархов телеканалами" (Да уж и олигархов то не осталось). "Это очень беспокоит. Действительно, что-то есть в этом, когда смотришь телевидение. Как можно это остановить?". Не смотреть, вот Петру я говорю. Некоторые и не смотрели.

Александр Мельман: Здесь как раз я хотел бы ответить, потому что мы уже так зациклены стереотипно, что телевидение развращает, телевидение оглупляет и вот уже спаивает, как пишет наш слушатель. Вот вы говорите - не смотреть. Я, наоборот, скажу: смотреть и искать. И вот то, что я вчера нашел, для меня это просто было культурным шоком в лучшем смысле этого слова. Я хочу сказать и про концерт Жванецкого по "России", который поставили в прайм-тайм, то есть в 6 часов вечера. Это был тот концерт к 70-летию, о котором столько говорилось, поставят его в эфир, не поставят. Спустя полтора года, наконец, поставили. Я не знаю, уж сколько там вырезали. Но это было, и многие такие шутки проходили политического свойства. У Михаила Михайловича очень глубокие такие шутки, многослойные.

Анна Качкаева: Это я так понимаю, вчера телевидение выводило страну из постпраздника: Жванецкий, "Настройщик".

Александр Мельман: Молодцы, да. Просто я говорю, что реакция на Жванецкого была такая, как в ранние перестроечные годы, когда "а что там вырезали, а что оставили". Тем не менее, появление Жванецкого в прайм-тайм - это, по-моему, очень важно. И, конечно, настоящим культурным шоком было для меня показ фильма "Настройщик" в лучшее время выходного, то есть это два часа. И потом обсуждение.

Анна Качкаева: Это Первый канал.

Александр Мельман: Это Первый канал, да. Это очень важно - то, что сделал Первый канал. Это такая акция, можно сказать, очищения грехов, потому что то же самое оглупление, которое присутствует на Первом канале, о котором все уже говорят, и можно вспомнить и Малахова, и "Смехопанораму", и так далее. Но вот, пожалуйста. Первый канал то, что сделал - просто можно поблагодарить тех, кто это придумал. Я понимаю, что у них этот проект будет постоянный, то есть премьера и обсуждение.

Анна Качкаева: На самом деле, если вы помните, то такие попытки разовые были. После некоторых неожиданных премьер были попытки пытаться обсуждать. Если это теперь будет введено в программный ход и естественное состояние обсуждения и разговора, то это, безусловно, можно только приветствовать, потому что действительно, и об этом и мы говорили, и предложения такие возникали у наших с вами коллег, что хорошо бы после знаковых премьер или непростых, с точки зрения восприятия, произведений услышать то, что по этому поводу говорят режиссеры, специалисты, искусствоведы, актеры, журналисты, возможно, еще какие-то люди. Так я понимаю, что это, наконец-то, состоялось ровно в начале нового года.

Александр Мельман: Действительно, Кира Муратова - не только не простой режиссер, но, по-моему, один из самых лучших, великих режиссеров современности в России. Это мое мнение, но я думаю, что многие его разделят со мной. И вот Кира Муратова - не публичный человек, она была на этом ток-шоу, она прекрасно говорила, и наконец, я почувствовал, как она мыслит. Она - такая же, как ее кино, и лучше, и больше, чем ее кино. Но я понимаю, как она мыслит. И была Нина Русланова великолепная. Естественно, была Алла Демидова, естественно, была Рената Литвинова. И были еще люди помимо киношников, это был писатель Виктор Ерофеев, был Максим Шевченко, были кинокритики. Просто само обсуждение, может быть, несколько претензий к тому, как это обсуждалось. Потому что все те, кто не связан был с этим фильмом, они выказали некое непонимание идеи Муратовой, но тем не менее, каждый видел свое: и Ерофеев, и Шевченко, и так далее. И это было очень важное и хорошее обсуждение во всех отношениях: и в плане развития российского кино, и в плане того российского телевидения, которое бы мы хотели видеть и к которому пошел Первый канал. Я думаю, даже для развития нашей страны это очень важный проект. И для меня это был очень важный культурный шок в лучшем смысле.

Анна Качкаева: Это к разговору не о том, чтобы защитить телевидение, но о том, что оно было все эти десять дней очень разным. Мне сегодня на рабочем столе одна из моих коллег Марина Тимашева, она у нас обозревает культуру, театр и кино, оставила записку: "Знаю, знаю, что теперь вы все, телевизионные обозреватели, будете ругать вездесущих Галкина и компанию. И никто не скажет доброго слова про канал "Культура", который в новогоднюю ночь показал роскошный концерт Пола Маккартни". Вот об этом мы говорим и напоминаем нашим слушателям, что это было. А еще я хочу сказать, что 1 января канал "Культура" показал, и это стало традицией, роскошный концерт, прямую трансляцию из Вены. И еще страшно порадовал Марины спортивный канал, потому что в Новый год показал превосходное шоу наших лучших фигуристов, а на другой день несколько часов бальных танцев.

Поэтому, на самом деле, это ответ Петру и еще нескольким нашим слушателям, что теперь можно выбрать, с каким каналом провести ночь, начиная от "Евроньюса" до "РБК", от небольших каналов совсем молодежных и кончая большими роскошными универсальными шоу, которые предлагали каналы "большой четверки".

Теперь почитаем наш пейджер. Николай Петрович нам пишет: "Особенно удались программы на канале "Культура", ретро-программы были хороши. Также хорош был СТС с ремейком тухмановского диска "По волне моей памяти". Собственно, подтверждают наши мысли слушатели.

Ирина из Москвы: "Новогоднюю ночь провели с Юрием Темиркановым. А самое большое впечатление от последних дней - это концерт Венского филармонического оркестра, фильм "Касабланка" и, наконец, настоящий подарок Первого канала - Кира Муратова с фильмом "Настройщик" и его последующим обсуждением".

Михайлова из Санкт-Петербурга, тем не менее, нам пишет, что "надоели одни и те же лица на новогодних праздниках. Особенно противно смотреть на вульгарную Лолиты и малахольного Малахова, их бы вообще надо убрать с Первого канала". Первый канал, я думаю, в данном случае не совсем с вами согласится.

Александр Мельман: Надо разделять, мне кажется, все-таки Лолиту и Малахова и видеть тонкости, надо внимательнее смотреть телевизор.

Анна Качкаева: Александр нам пишет: "В Новый год смотрел ОРТ, а на Рождество - "Ren-TV" и "Спорт". Нынешние новогодние программы не дотягивают до "Неголубого огонька" на "Ren-TV" прошлого и позапрошлого года. Тогда Чубайс и Моника были шедеврами". Правда, на самом деле, ничего из прошлогодних идей на нынешнем телевидении уже не было. Не было "Камина", если вы помните, Бориса Йордана, не было "Неголубого огонька" "Ren-TV", не было Меньшикова единственного.

Александр Мельман: Алла Борисовна была. Ну, а Чубайс и Моника - это вообще Новый год - 2000, Миллениум когда был. Да, это было здорово сделано на "Ren-TV". Я еще хочу добавить, что эта неделя праздников для меня прошла под знаком очень хорошего кино, которое можно было смотреть по всем каналам. Здесь, мне кажется, я бы первенство отдал НТВ, где, кроме лучших западных фильмов (и "Человек дождя", и "Мост через Ватерлоо"), и наши фильмы были показаны, "Покровские ворота" были показаны раньше, чем на канале "Культура", и "Карнавал", и "Берегись автомобиля". То есть НТВ здесь просто порадовало. А вчера я просто порадовался, фильм "Авиатор" я до этого не смотрел, вчера на Первом канале с большим удовольствием этот фильм посмотрел. Так что хорошее кино было в полном масштабе.

Анна Качкаева: Владимир пишет нам, что он смотрел в новогоднюю ночь на канале "Культура". И интересуется, будет ли вещать Свобода круглосуточно. Будет. И если говорить о Санкт-Петербурге, то на новых волнах она теперь вещает, а не на средних, как было.

"В декабре смотрели "Мастера и Маргариту", и хуже мы не видели. Такое ощущение, что это произведение написано сумасшедшим". Не будем возвращаться к обсуждению "Мастера и Маргариты", тем более, что повод еще возникнет, когда выйдет сериал на DVD, и будет, наверняка, его повтор. И я думаю, что мы поговорим еще и с режиссером, и со специалистами-булгаковедами. Сегодня на "Эхе" будут это обсуждать.

Александр Мельман: Да, Мариэтта Чудакова.

Анна Качкаева: Еще у меня вопрос, связанный с этими всеми постновогодними делами. Вы как-то следили за газовым скандалом?

Александр Мельман: Да, следил.

Анна Качкаева: Как вам показалось, это было похоже на информационное шоу, или это действительно было не важно, это было таким неким вкраплением в развлечения?

Александр Мельман: Я думаю, что для тех, кто устроил это так называемое шоу, это было очень важно, вот это послевкусие, потому что действительно договорились, казалось бы, очень быстро. Потом начались противоречивые вещи, когда украинская сторона отказывалась, наша комментировала по-разному. И вот я включил программу "Время", когда это случилось, после договора, и там было просто крупнокалиберный выстрел всех наших политологов, которые обслуживают Кремль. Там был и Третьяков, и Марков, и все-все-все. Это было очень важно для Кремля, как это подать. Поэтому шоу должно продолжаться, но это серьезная вещь, потому что, по мнению других аналитиков, это был провал российской стороны.

Анна Качкаева: В общем, телевидение не рассматривало в этом году новогоднюю ночь как соревнование за очки, голы, секунды, но действительно стало фоном, таковым оставалось и выстреливало больше с точки зрения каких-то специальных проектов, связанных с кино. Хотя, конечно, качество новогодних шоу, безусловно, стало зрелищем уже давно. И теперь, видимо, так прочно закрепилось в этом художественно-выразительном контексте перепевания, ремейков, красивых студий и эффектного освещения, милых клиповых историй. Это было нарядно, живо и весело на СТС, трогательно-романтично на Первом и ностальгически с "Песней года" на НТВ у Пугачевой, где пели грузины, София Ротару. В общем, зритель мог разойтись по разным каналам и посмеяться даже над новогодними поздравлениями президентов на ТНТ, потому что "Комеди-клаб" на ТНТ развлекало зрителей и этим зрелищем, и армянский, и британский, чего в других телевидениях не бывает, но ТНТ еще и этим развлекло зрителя.

Почитаем пейджер. "Вся Россия дуреет, пьянствует, похмеляется, не зная, что делать в эти дни. А депутаты гуляют по заграничным курортам. Прошу вас, гоните тунеядцев с курортов, пусть они живут в России и мучаются так же, как все остальное население. Раиса Егоровна из Москвы".

"Ни один концерт и ни одну передачу с известными наши псевдо-поп-звездами я не смотрел. Меня тошнит от этой лжи и глупизны. А в Новый год они на телевидении по всем программам. Поэтому я включил DVD". Тоже вариант. Мы уже сегодня несколько вариантов услышали: не смотреть, идти на "Дневной дозор", смотреть "Культуру", смотреть "Евроньюс", слушать "Эхо" и "Свободу", смотреть DVD и дальше все каналы по кругу. Слушайте, просто роскошный выбор.

"Мне очень понравились на Первом канале ночные передачи, а по Пятому - концерт Малинина, Венский оркестр", - это Любовь Ивановна.

"Единственная, по-настоящему праздничная передача - это блистательный штраусовско-моцартовский концерт из Вены, ставший прекрасной традицией. Все остальное - скучища на прежнем уровне", - Александр.

"Лучший фильм новогодних праздников - "Касабланка". Необходимо посмотреть этот фильм, чтобы оценить уровень падения нынешний", - это Константин нам пишет. Но зато, видите, был и "Настройщик", и "Авиатор". Тут грех ругать телевидение, дает оно эту возможность.

"Не смотрел, какой смысл смотреть фанеру и фонограмму, подготовленную еще летом? С ностальгией вспоминаю "Огонек" на НТВ в прямом эфире", - Аркадий Маслов. Ну, не летом они это готовят, в ноябре и декабре снимают. А про то, что всякая политическая составляющая и сатира, и некая ирония, и фронда ушла из этих рождественско-святочных ночей, - это факт.

Кстати, поскольку я не видела рождественско-святочную историю, она как-нибудь особенным образом в телевидении отразилась, помимо богослужения?

Александр Мельман: Помимо богослужения, показали концерт Максима Галкина четырехлетней давности, и там была всякая псевдополитическая сатира, но сделанная очень хорошо тогдашним Максимом Галкиным. Потому что то, что сейчас делает Максим Галкин и тогда, - это разные вещи. Мне кажется, ему не хватает хороших авторов, а вот этот кризис жанра налицо. Это проблемы нового времени, когда, с одной стороны, все можно говорить, с другой стороны, как это сделать не банально и остроумно и так далее? Вот разница того Максима Галкина и нынешнего, которого показывали под Новый год, очень, по-моему, велика. Тот был лучше.

Анна Качкаева: Да, но ведь Максим Галкин, кстати, перед новогодним обращением президента позволил себе такую подводку к президенту, ну, такую, милую...

Александр Мельман: Если это фронда, то значит, мы дожили до такого времени, когда это считается серьезным критическим моментом.

Анна Качкаева: "Спасибо за ретроспективный показ на канале "Культура" фильмов Чаплина". Тоже, правда, было событием новогодним.

"Самое приятное - фильм "Настройщик", - пишут нам многие слушатели. Это показ на Первом канале.

Москва, Григорий, вы в эфире.

Слушатель: Господин Мельман употребил слово "как бы", и вообще исказился смысл предложения, который он хотел донести до нас.

Александр Мельман: А что конкретно?

Слушатель: "Как бы они хотели показать", я не могу воспроизвести это уже.

Александр Мельман: Все-таки вы должны быть точны. Я заранее могу извиниться.

Слушатель: На Лолиту я не хочу смотреть ни тонко, ни толсто. Я был на концерте Жванецкого полтора года назад. И там в основном геронтологические проблемы самого автора разбирались, поэтому я не думаю, что этот концерт был очень удачным. А вот что касается самого телевидения за эту неделю, то я считаю, что это телевидение мертвое. В августе это простительно, а в январе это непростительно. То есть люди не должны уходить в отпуск, ехать навещать свои поместья, развлекать олигархов за границей, а должны быть все на работе. Если Эрнст кого-то отпускает, то пусть сам садится в прямой эфир.

Анна Качкаева: Григорий, а вы что хотели увидеть в эти десять дней?

Слушатель: Более живое, прямой эфир. Как раньше садился Дибров в прямой эфир.

Анна Качкаева: А, чтобы разговаривали.

Слушатель: Они напополам, Дибров с Иваном, забыл фамилию. Кино, кино, кино - это, может, и хорошо. Но мертвое телевидение, короче говоря.

Александр Мельман: Григорий, если вы увидели в концерте Жванецкого только геронтологические проблемы, то это ваша проблема. Простите меня, но здесь я с вами абсолютно не соглашусь.

Анна Качкаева: Тем не менее, Надежда с вами тоже не соглашается. "Надо же, как расходятся мнения вашего собеседника с нашим. Сколько же ему лет, что у него ностальгия по старым фильмам? Перестаешь думать, что это случайность". Саша, в общем, не стар.

Александр Мельман: Да, не стар, но уже и не так молод. Поэтому советское время мне тоже в какой-то степени дорого. Поэтому у меня есть ностальгия, я это чувствую и понимаю.

Анна Качкаева: На самом деле, я то как раз в программе не увидела большого количества старого советского кино, которым были забиты программные сетки предыдущих лет, 3-4 года назад. Сейчас гораздо точнее выстраивают каналы свою сетку, и повторяют старое кино очень избирательно, сознательно, точнее выстраивая свои отношения со зрителем каждого конкретного канала. Скажем, на "Домашнем" довольно много такого мелодраматического старого советского кино. На всех остальных каналах это очень точечные ленты, культовые вполне.

Александр Мельман: Но на "Культуре", кстати, была утренняя сетка. Там показывали и "Трактористы", и "Цирк", потом была рубрика про Крючкова, про Целиковскую.

Анна Качкаева: В общем, они это как-то обвязывают.

Александр Мельман: И даже 30-х годов. Это было сделано в такой рубрике.

Анна Качкаева: Виктор Николаевич из Томска, здравствуйте.

Слушатель: У меня к российскому телевидению, знаете, какое требование? Бросить все сериалы на платные каналы. Оставить нам здоровое, бойкое телевидение, каждодневно ставящее какие-то задачи, какой-то анализ. Я - пенсионер, но я не болею той ностальгией. Почему? Потому что слезы наворачиваются - смотреть. Поэтому я хочу, чтобы это телевидение новое, которое сейчас нарождается, учитывало именно это. А Новый год мы с компанией провели с пультом в руке. Надо чип какой-то вмонтировать в ладошку, потому что перескакиваешь, нет такого зашоривания, как вы говорите: я сел на Первый канал и сижу. Нет! Сейчас весь народ, мы во многих компаниях были, переключает, бегает, что-то выискивает. И все это надоедает. Но хочется этот сериальный обзор вообще убрать с российского телевидения.

Александр Мельман: Но это же ваш выбор. Вы можете не смотреть сериалы. Вы говорите о новом телевидении, для кого-то это может быть СТС, для кого-то - ТНТ, для вас - что-то еще. Пультом вы выбираете - это же прекрасно.

Анна Качкаева: Да, но на самом деле, этот эффект перепрыгивания уже приучил к этому зрителя, и телевидение тоже прекрасно учитывает эти обстоятельства. Именно поэтому так не надрывается больше, а просто дает такой телевизионный фон и винегрет, и солянку. А то, что Виктору Николаевичу не хватает этого живого телевидения, я вполне понимаю. Потому что, например, мне рассказывали коллеги с украинского телевидения, что там творилось в эти дни. Что - понятно, это волна информационных войн перемежающихся. Если у нас она такая вертикально устаканившаяся: начальники сказали - программа "Время" отлакировала, синхрон, еще синхрон, президент, еще один президент.

Александр Мельман: А еще через неделю наши аналитические программы залпом выстрелят.

Анна Качкаева: А там на четырех каналах, к этому можно как угодно относиться, но там все друг с другом (политики, не политики, левые, правые, за Россию, против России, воровка - Украина, не воровка, хорошо поступила Россия, плохо поступила Россия) - они об этом говорили. Наверное, такого телевидения как раз нашему томичу-зрителю и не хватает.

Александр Мельман: Может быть, начнутся программы к "Барьеру!", программа Максима Шевченко, и тогда, может быть, будет это обсуждение.

Анна Качкаева: Да, но десять дней, когда все-таки некое политическое, экономическое событие происходит, это опять вопрос - нужно ли в эти каникулярные десять дней было актуально обсуждать. Потому что я знаю, что журналистов информационных программ 1-го числа двух каналов вызвали всех на работу, они все были готовы, если что отключать компрессоры, показывать, смотреть, передавать. Ну, так, может быть, нужно было и остальных товарищей вызвать, может быть, как-нибудь поговорили со страной про это?

Александр Мельман: А с другой стороны, при том, что вы говорите, что на Украине гораздо больше свободы слова на телевидении, но все-таки для Украины этот газовый конфликт был гораздо более жизненно важен для простых людей, чем для россиян, потому что они действительно могли лишиться тепла, и действительно это было для них очень важно.

Анна Качкаева: Ну, а для россиян разве не важно, какие у нее будут отношения?

Александр Мельман: Это имидж, это важно для высшей власти больше, чем для простых людей.

Анна Качкаева: Да как сказать. Может быть, меньше бы стали говорить о том, что и правильно, и проговорили бы про то, что такое нынешняя Россия. Но опять вопрос этих десятидневных каникул: можно ли под оливье и шампанское об этом разговаривать?

Людмила Ивановна из Смоленска, вы в эфире.

Слушатель: В первую очередь, что я в Новый год смотрела. Я живу в деревне, так хотела отдохнуть, посмотрела телеканал "Культура", иногда он у нас идет, иногда не очень. К сожалению, он не шел. Я выключила звук и смотрела выборочно на двух каналах: "Россия" и Первый канал.

Анна Качкаева: Понятно, вы выбирали между Первым и Вторым каналами. Это тоже, между прочим, факт. Мы с вами говорим о разнообразии телевизионном в столицах или крупных городах-миллионниках. А вот в Смоленской области, это собственно недалеко, всего лишь два канала. И ничего другого Людмила Ивановна выбрать не может. И даже "Культура" там то есть, то нет. Кстати, надо выяснить, как это она там то есть, то нет.

Владимир из Московской области, вы в эфире.

Слушатель: Я хочу вас поздравить с буднями рабочими, которые начались, наконец-то.

Анна Качкаева: И вас тоже, если вас с буднями рабочими поздравлять можно.

Слушатель: А теперь конкретно по вашим вопросам. Хотелось бы отметить, что в этом году больше созерцательности, чем развлекательности, что было отмечено всеми. Потому что из того количества персонажей, которые представлены на всех каналах, как-то невозможно, чтобы люди одновременно присутствовали и на Первом, и на Втором, и на Третьем, и на Четвертом каналах. Это к тому, что идут все программы в записи. И по поводу людей, которые смотрят наше телевидение и пытаются найти что-то, это к руководству телеканалов, потому что некоторые вещи, как "Настройщик" и "Авиатор", были сразу отмечены многими. То есть наши зрители внимательно смотрят, и то, что хорошее, они сразу отмечают.

Анна Качкаева: Правда. А вы-то что смотрели, помимо, видимо, "Настройщика" и "Авиатора"?

Слушатель: Я всего понемногу смотрел. Меня просто интересовало, как это все будет подаваться, потому что десять дней развлекать народ - это как-то из области фантастики. Очень трудно это сделать.

Анна Качкаева: А как вам кажется, развлекли все-таки?

Слушатель: Нет. Утомили, но не развлекли. На "Культуре", конечно, программы были очень интересные. Человеку можно отвлечься и подумать, и получить удовольствие.

Анна Качкаева: Понятно. Другой Владимир, уже из Москвы, нам пишет: "Просматривая фильмы 50-60-х, отчетливо понимаешь, какое убожество пришло на смену на телеэкраны". Это вот совсем другая точка зрения, отвечая вашим оппонентам, Александр.

"Почему это в новогоднюю ночь все должны уставиться в ящик? Телевидение хорошо для тех, кто там работает, там деньги. А для всех остальных - это замена человеческого общения. Антонина". И эта точка зрения имеет право на существование. Лучше, конечно, общаться, если есть возможность, телевизор тоже это уже понимает. Мы об этом как раз сегодня и говорим, что в новогоднюю ночь он точно был фоном, во все остальные дни кого-то утомлял, а кого-то развлекал.

"Кстати, чтобы не создавать пиар, я написала, что вместе с Темиркановыми в нашем доме присутствовал и Сергей Бунтман. Фильмы, о которых вы упомянули, конечно же, немножко смотрели, но "Касабланка" и "Настройщик", конечно же, - первое место. Всем спокойного нового года", - желает Ирина.

"Я с интересом посмотрела программу на Первом канале о ядах и узнал много нового об убийствах политиков и писателей. Татьяна". Эту программу о ядах повторяли, она уже не этого года.

"Вы не подскажете, когда начнет работу радиоканал "Звезда" в Москве? Они объявили о том, что частоту получили, но когда начнут точно, не сказали". В конце нового года было объявлено о том, что создан такой медийный холдинг "радио-агентство-телеканал", телеканал уже вещает, вы его можете видеть. А вот когда точно начнет работать радиостанция, пока не ясно.

"Самая лучшая новогодняя ночь на канале "7ТВ", спортивный эфирный вратарь и первая перчатка", - пишет нам Николай. Некоторые со спортом встречали. Не забыли даже "7ТВ".

"Я хочу еще напомнить еще про "Мост Ватерлоо".

Вадим из Москвы, вы в эфире.

Слушатель: Новогоднюю ночь я провел в восточном ресторане под танцы живота, а остальные дни в основном с каналом "Культура". И также я рад отметить то, что показали такие фильмы, как "Авиатор", где уж рекламы было минимум. То есть стали уважать зрителей и создателей подобных фильмов. В том числе и "Турецкий гамбит" также был показан.

Но мне хотелось бы коснуться замечания Анны о политической мертвечине на телевидении в дневное время в новостных передачах. И в этой связи я хотел бы сказать, не касаясь, не давая никакой оценки фильму "Мастер и Маргарита", о той ситуации, которая в стране, на фоне которой и проходил показ этого фильма. Все телекритики отмечали, что наш народ изголодался по серьезным передачам в это время. А что происходило в стране? Одновременно идет восстановление памятников Сталину на Урале, в Северной Осетии, писатель Веллер призывает к диктатуре. Бедный Булгаков! Как мне его жалко.

Анна Качкаева: Понятно, это тоже такая реплика.

Александр Мельман: Крутой замес: от танца живота до Булгакова, и между ними то, что происходит в стране. Это сильно, это сильно! Именно по-булгаковски, кстати.

Анна Качкаева: Да. Лидия Ивановна из Калининградской области, мы вас слушаем.

Слушатель: Я уже поговорила с редактором, что у нас нет тут вашей передачи по радио. Что понравилось? Конечно, только "Культура". У меня только три программы. Это Первый, Второй каналы и "Культура". Слава Богу, "Культуру" дали. ТНТ - я бы вообще закрыла, но я пожилой человек, молодежи, может быть, оно нужно.

Анна Качкаева: Ну, вот видите, вы - вполне толерантный пожилой человек. Это хорошо. Так значит, вы с "Культурой" Новый год встречали?

Слушатель: Да, с "Культурой". А тут концерты, одни и те же лица, переключаешь. Вообще, все передачи, что Петросяна, что "Аншлаг" - все одни и те же лица. Ведь много голосистых есть у нас артистов, но их не допускают на телевидение. У нас видно, что все продается и покупается.

Анна Качкаева: Ясно. Вы - наш новый, видимо, слушатель, я очень рада этому обстоятельству. Пожалуйста, слушайте нас дальше, обсуждайте с нами телевидение.

Вот, например, наши другие слушатели пишут о том, что "С удовольствием смотрели Галкина".

Александр Мельман: А какой концерт Галкина? 31-го или то, что показывали на Рождество?

Анна Качкаева: Не пишут, какой.

Александр Мельман: Это две большие разницы.

Анна Качкаева: Тамара Васильевна из Москвы пишет нам: "Очень было приятно смотреть 5-й канал, Малинина, нового ведущего "Русского романса" Погодина. И канал "Культура" себя очень хорошо показал".

"Наш президент, пока мы отдыхаем, решает вопросы выгодных для России контрактов. Что поделать? Он еще не собрал достойную команду государственников, но мы ему доверяем и о нем молимся", - пишет нам Наталья. То есть мы отдыхаем, а президент работает, телевидение это отражает.

Александр Мельман: А мы еще за него молимся.

Анна Качкаева: Нина из Санкт-Петербурга, вы в эфире, здравствуйте.

Слушатель: Очень вас любим и хотим поздравить вас и вашего гостя с Новым годом. Хотелось бы послушать ваше мнение относительно сатиры и комиков на нашем экране. Слава Богу, немножко удалось отдохнуть от тошнотворных "Аншлага" и Петросяна. Но все-таки есть достойные комики в лице, скажем, Нагиева и Роста "Осторожно, модерн!". Это кажется гораздо интереснее, чем многое другое комическое. И "Маша и Саша" - тоже неплохо на ТНТ смотрится.

Анна Качкаева: Да, Нина, вы правы. Это во всяком случае новая поросль нового юмористического телевидения. Это не только Нагиев и не только "Осторожно, модерн!", потому это уже тоже не самый свежий проект. Есть еще и "Хорошие шутки" на СТС, есть "Комеди-клаб" на ТНТ, о котором мы уже сегодня говорили. Это совсем другая молодая поросль юмористов, не только бывших КВНщиков, но и КВНщиков в том числе. И те, кто хочет разнообразия в смысле юмористического телевидения, вы можете обращаться к этим каналам. Это телевидение чуть-чуть более отвязное и молодое, рассчитанное на людей до 35. Там немножечко особый сленг и юмор, может быть, который не всегда понравится поколению старшего возраста. Но это другая стилистика, ритм другой, лица другие. И если кому-то хочется посмотреть, то обращайтесь к этим каналам. Там есть эти юмористические программы: ТНТ, СТС, "Ren-TV".

Александр Мельман: С другой стороны, я скажу, что для меня "Комеди-клаб" или "Хорошие шутки", или "Саша и Маша" - это тот же Петросян только для молодых, так я это воспринимаю.

Анна Качкаева: Может быть.

Александр Мельман: Вот такого тонкого юмора, качественного... Вот есть Жванецкий, Шендерович, которого сейчас нет на телевидении, вот этой глубины, конечно же, не хватает.

Анна Качкаева: У нас вообще проблема с иронией и элегантным юмором.

Александр Мельман: Двусмысленным...

Анна Качкаева: Это проблема, но и этого трудно добиться. Такие люди появляются редко. Телевидение, являясь массовым, с трудом может адаптировать их для массового зрителя.

Александр Мельман: Да, тем более, телевидение - это конвейер и должно выдавать на гора постоянно каждую неделю, каждый день, может быть, даже уже, поэтому конвейер и дает такое качество.

Анна Качкаева: "Телевидение на Новый год показало проделки Кащея. Это имеется в виду весь этот газовый шантаж, злые чары, богатые будут богаче, бедные - беднее. Деда Мороза и Снегурочки видно не было. В общем, побольше добра!" - пишет нам Владимир Иванович из Москвы, что правда: побольше всем добра. Всех с наступившим Новым годом! Выходите из постпраздника!


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены