Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
28.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Наука
[08-04-00]

"По следам Эскулапа"

Ведущий Евгений Муслин

Евгений Муслин:

Хорошо известно, что наряду с инфекциями, распространенными практически повсеместно ( грипп, корь, менингиты и другие), есть немало заболеваний, поражающих людей в строго определенных районах и никогда не выходящих за пределы этих районов. Такова, например, желтая лихорадка, распространенная только в странах Карибского бассейна. Однако, в последние годы наблюдается "выход" таких инфекций за границы своего обычного распространения. Мы попросили профессора Даниила Голубева рассказать об этой опасной тенденции.

Даниил Голубев:

Наиболее представительной группой микроорганизмов, вызывающих локальные, то есть природно-очаговые, инфекции являются так называемые арбовирусы Отличительной чертой этих вирусов является то, что их резервуаром в природе являются млекопитающие и птицы, а переносчиками инфекции к человеку - членистоногие, главным образом, клещи и комары.

Известно более 400 разновидностей арбовирусов, обозначаемых либо по характеристике вызываемого ими заболевания, как, например, вирус желтой лихорадки, или по месту первичного выделения возбудителя, вирус энцефалита Западного Нила, вирус Энцефалита Сан-Луи и другие.

Инфекции, вызываемые арбовирусами, резко отличны от других широко известных массовых вирусных заболеваний, как оспа, грипп, корь, и многие другие, которые распространены повсеместно и передаются от человека к человеку. Термин "природно-очаговая инфекция" обусловлен тем, что резервуаром инфекционного начала являются животные и птицы, которые живут в определенных условиях и, как правило, за границы своего "участка" не выходят. Человек может заболеть, если попадет в этот очаг и станет объектом нападения кровососущих переносчиков инфекции.

Ярким примером такого рода заболевания является клещевой таежный энцефалит Восточной Сибири и Дальнего Востока России. О нем по-настоящему стало известно только в 30-е годы этого столетия, когда началась активное проникновение человека в тайну. В 1937-м году экспедиция под руководством профессора Льва Александровича Зильбера установила, что возбудителем этого вида энцефалита, возникающего, как правило, в весенне-летний период, является особый арбовирус, а переносится инфекция иксодовыми клещами. Так был открыт вирус клещевого таежного энцефалита. В дальнейшем, впрочем, оказалось, что клещевой энцефалит встречается и в других районах бывшего СССР - в Карелии, Белоруссии, Прибалтике. Сейчас тревогу в связи с необычным распространением арбовирусных инфекций переживают США, в частности, северо-восточные штаты, в первую очередь, Нью-Йорк.

Евгений Муслин:

Расскажите пожалуйста о каких именно инфекциях идет речь и когда начались тревожные события, о которых вы говорите?

Даниил Голубев:

Тревога началась еще в прошлом году, когда летом и осенью в Нью-Йорке и Коннектикуте было зарегистрировано 62 случая энцефалита, причем 7 человек из числа заболевших умерли. Эти заболевания были поначалу расценены как результат инфицирования людей так называемым арбовирусом Сан-Луи, это вызвало не столько тревогу, сколько озабоченность. Дело в том, что энцефалит Сан-Луи Америке в принципе знаком. Резервуарами этой инфекции являются воробьи, а переносчиками комары рода кулекс. И те, и другие распространены повсеместно, но, тем не менее, от 10 до 30 случаев такого рода заболеваний как правило ежегодно регистрируются в стране, но правда, только в западных и южных штатах( Техас, Нью-Мексико, Калифорния). Так что поначалу эти события были восприняты как неожиданное перемещение энцефалита Сан-Луи внутри страны. Но затем было установлено, что возбудителем энцефалитов на северо-востоке США является другой арбовирус - возбудитель Западно-Нильского энцефалита, который никогда ранее не появлялся в Западном полушарии и это обстоятельство внушает большую тревогу.

Евгений Муслин:

Как же этот вирус попал с берегов Нила в Нью-Йорк?

Даниил Голубев:

На этот вопрос никто ответить сегодня не может. Строго говоря, он может быть "доставлен" сюда либо в птицах-носителях инфекционного начала, либо в комарах - переносчиках инфекции. Больной человек, если даже он и приехал в США в таком состоянии, источником инфекции не является. Правомерно обсуждать любые гипотезы возникновения указанных заболеваний в Северной Америке. Но ни одна из них не является на сегодня обоснованной.

Евгений Муслин:

Отличается ли Западно-Нильский энцефалит от энцефалита Сан-Луи по каким-либо клиническим или эпидемиологическим особенностям?

Даниил Голубев:

В принципе - нет. Оба заболевания начинаются как обычный грипп, но затем быстро могут проявится типичные показатели поражения головного мозга: некие головные боли, напряжение шейных мышц и другие. При первых же подозрениях на такого рода заболевание необходимо немедленно обращаться к врачу. Лечение - только симптоматическое, должно начинаться как можно раньше. Никаких специфических противовирусных лекарств или вакцин против этих инфекций нет.

Не может не вызвать тревогу то, что Западно-Нильский энцефалит ведет сейчас себя на северо-востоке США значительно более активно, чем энцефалит Сан-Луи в прошлом. Достаточно стойкий очаг энцефалита Западного Нила сформировался на небольшом участке одного из районом Нью-Йорка - Квинса, площадью всего в три квадратных мили. Именно здесь в октябре прошлого года была обнаружено, что примерно в 2,6 процента жителей этого района ( а их всего 46 тысяч человек) в крови содержатся антитела к вирусу энцефалита Западного Нила, а три их девяти заболевших здесь умерли. Все это, конечно, весьма удивительно, поскольку как известно, Нил в Квинсе не протекает. Понятно, что официальные медицинские власти, а с их подачи и СМИ бьют тревогу, тем более, что весной комары просыпаются от зимней спячки.

Евгений Муслин:

А есть ли сведения об угрозе новых заболеваний уже в этом году?

Даниил Голубев:

Случаев заболевания среди людей пока нет, но есть немало людей, которые уже имели контакт с вирусом, но к счастью, не заболели. Об этом специалисты судят на основании специальных исследований, проведенных с сыворотками крови, взятыми у жителей неблагополучных районов. Кстати, эти люди уже и не заболеют, поскольку вирус вызывает пожизненный иммунитет у переболевших или инфицированных, (если, конечно, не убьет при контакте с ним!) Но уже есть сведения, свидетельствующие о том, что в организме комаров, проснувшихся против зимней спячки, содержится нуклеиновая кислота возбудителя Западно-Нильского энцефалита, и, следовательно, он может вновь оказаться опасным. По крайней мере, в трех из 69 обследованных комариных образцов отчетливые следы вирусного присутствия с помощью самых современных методов лабораторного анализа обнаружены. Да, есть уже и первая жертва: в одном из районов штата Нью-Йорк - Вестчестере обнаружен труп краснохвостого ястреба, погибшего в результате инфицирования вирусов Западно-Нильского энцефалита.

Евгений Муслин:

Насколько этот факт тревожен для оценки эпидемиологической ситуации?

Даниил Голубев:

Весьма тревожен. Надо отметить, что в прошлом году первые сведения о появлении вируса были получены именно от специалистов - орнитологов зоологического сада в одном из районов Нью-Йорка - Бронксе. Они обратили внимание, что в конце июля начался необычный падеж ворон вокруг зоосада. Затем начали болеть птицы в самом зоосаде. Так, в начале сентября погибли 3 чилийских фламинго, а через несколько дней еще 2. Тщательное обследование показало, что эти ценные и редкие птицы погибли под действием вируса энцефалита Западного Нила, который раньше никогда не регистрировался в Западном полушарии. Это, естественно, навело на мысль, что необычно высокая заболеваемость людей в этом году также связана с этим агентом. И вот теперь - первая ласточка в виде погибшего ястреба.

Евгений Муслин:

А есть ли сведения о регистрации случаев заболевания этим видом энцефалита в других районах земного шара?

Даниил Голубев:

Есть, несмотря на свое африканское происхождение, возбудитель Западно-Нильского энцефалита нередка покидал родные места. Так крупные вспышки этого заболевания имели место в 90-е годы во Франции и особенно в Румынии, где в 1996-м году этой инфекцией было поражено 16 тысяч человек. Все это свидетельствует о том, что к комариной угрозе нужно относиться с большим вниманием

Евгений Муслин:

Что же делать, чтобы избежать опасности?

Даниил Голубев:

Прежде всего, надо иметь в виду, что никаких вакцин против этой инфекции нет. Для индивидуальной защиты от комаров следует пользоваться любыми доступными репеллентами. Но главный метод борьбы с инфекцией - это уничтожение мест выплода комаров с помощью пестицидов путем их распыления. Именно такую истинную войну комарам объявили в прошлом году власти штата Нью-Йорк и Коннектикут, распыляя с помощью вертолетов огромные количества пестицидов - энвилла и мелатинона, практически над всей территорией своих штатов. Кроме того, надо помнить, что стоячая вода - настоящий питомник комаров. Нужно избегать посещений таких мест в неблагополучное по инфекционной заболеваемости время.

Лилия Шукаева:

Количество детей, подверженных аллергии в развитых странах неуклонно возрастает и ученые медики пытаются понять, отчего это происходит.

Азбучной истиной считалось, что ребенка первые полгода после рождения надо кормить грудью и как можно позже вводить в его питание аллергическую пищу вроде коровьего молока, яиц или арахиса. Тогда аллергию удалось предотвратить. Однако, новые исследования показали, что во всех без исключения случаях следовать этому правилу нельзя. "Да, лучше материнского молока ничего для младенца не придумаешь, но если у родителей сильная аллергия, ребенок может получить ее от матери". - предупреждает Яламанчи Рао, детский аллерголог, сотрудничающий с Нью-Йоркской методистской больницей в Бруклине. Но положение не безвыходное. Кормление грудью нужно сочетать с определенными защитными мерами, и это либо отсрочит проявление у ребенка наследуемой аллергии, либо вообще не даст ей проявиться".

Никто не ставит под сомнение ценность кормления грудью. Два года назад "Британский медицинский журнал" опубликовал сообщение шотландских исследователей, наблюдавших 545 детей со дня их рождения. Оказалось, что те, кого кормили грудью не менее 15 недель в течение семи лет простужались вдвое реже, чем те, у кого этот период был короче или его не было совсем.

Однако, здесь речь идет о простудной инфекции. А сколько времени нужно получать грудное молоко, чтобы защититься от аллергии? Единого мнения на этот счет пока нет. Финские ученые, наблюдавшие 236 детей в продолжение 17 лет, нашли, что подверженность пищевой и респираторной аллергии, а также экземе значительно снижается у детей, если их кормят грудью более полугода. С другой стороны, исследование 664 детей, длившееся 11 лет, показало сотрудникам Аризонского Центра наук о здоровье и Тусоне, что антиаллергические преимущества грудного кормления зависят в первую очередь не от срока, а от аллергического статуса матери.

Детей, чьи матери имели низкий уровень антител, реагирующих на аллерген, продленное кормления грудью не защитило от аллергии, но создало основу для такого же уровня реакций на аллергены в возрасте от 6 до 11 лет, отмечают исследователи. У детей же, чьи матери были ярко выраженными аллергиками, кормление грудью в течение 4 месяцев и дольше стало основой таких же аллергических реакций, как и у их матерей. Они сделались гораздо большими аллергиками, чем те, кто получал грудное молоко недолго или совсем его не получал.

Тусонские исследователи выдвигают несколько объяснений своим результатам, но они не все равноценны. Самое парадоксальное есть в тоже время и самое убедительное. Грудное молоко защищает младенца от инфекции. В этом его основное преимущество. Но оно косвенным образом может увеличить риск аллергии. При благоприятных условиях в организме каждого ребенка существует равновесие между двумя типами иммунных клеток - тех, что помогают бороться с инфекцией, и тех, что выдают аллергический ответ на появление вполне невинных белков. У большинства детишек развивающихся стран при вторжении в их организм носителя инфекции иммунный ответ со стороны клеток первого типа, то есть борцов с инфекцией, преобладает над ответом клеток второго типа. Но если дети защищаются от инфекции полустерильной пищей, что характерно для развитых стран, клетки второго типа могут в иммунном ответе организма взять верх.

Исследования последних дет подтверждают это. Недавно "Британский Медицинский Журнал" опубликовал результаты наблюдений, проведенных в Италии над курсантами авиационного училища. Ученые обнаружили, что курсанты, которым пришлось перенести серьезные инфекции, полученные через пищу или воду, редко страдали от респираторной аллергии. "Гигиена и чисто западная полустерильная диета, - пишут исследователи, - меняя соотношение нормальных и патогенных микроорганизмов в пищеварительном тракте могут взрастить аллергию и таким образом внести свой вклад в распространение аллергической астмы и ринита, от которых страдают дети развитых стран".

Что тогда делать матерям? Для начала кормить новорожденного молозивом, которое вырабатывается в груди тотчас после рождения ребенка, еще до того, как появится молоко. В молозиве содержится вещество, которое называется трансформирующий фактор роста - бета. Этот фактор способствует выработке толерантности организма по отношению к пищевым аллергенам, которые могут спровоцировать аллергическую реакцию вроде экземы. Такая толерантность сохраняется все детские годы.

Определяя дальнейшие защитные меры следует, говорят исследователи, исходить из степени риска. Если ни у одного из родителей нет аллергии, риск для их ребенка возрастает до 20-30 процентов. Если аллергики оба, риск достигает 40-70 процентов.

Доктор Роберт Зейгер, главный аллерголог Медицинского центра Кайзера Перманонто в Сан-Диего, изучал детей с высокой степенью риска аллергии. По его наблюдениям тех, кому во младенчестве не давали коровьего молока, яиц и арахиса, и чьи матери сами избегали этих продуктов, пищевая аллергия и экзема преследовали в первые два года жизни очень мало. Столь же полезно, как показали наблюдения, если кормящие матери-аллергики и их дети будут избегать таких продуктов, как рыба, моллюски, соевое молоко, шоколад, клубника и орехи. Если мать собирается кормить своего будущего ребенка грудью, ей следует остерегаться этой пищи и некоторое время перед родами.

Доктор Рао говорит, что матери, намеревающиеся кормить грудью своих детей, должны, будучи в родильном отделении больницы требовать, чтобы никакой так называемой формулы их детям не давали. Формула - это, по сути, коровье молоко, и ее обычно дают ребенку, если в час кормления роженица спит. Даже одной или двух бутылочек коровьего молока может оказаться достаточно, чтобы новорожденный сделался чувствительным к аллергенам. Совсем несложно нацедить грудного молока про запас и попросить медсестру накормить им ребенка. если мать вовремя не проснется или будет отсутствовать. В крайнем случае существует и гипоаллергическая формула нутрамиген или алиментум: в этих смесях белки коровьего молока находятся в таком состоянии, что вызвать аллергическую реакцию не могут.

Врачи рекомендуют не давать детям твердую пищу, пока им не исполнится полгода, после чего начинать с рисовых хлопьев на воде. Потов вводить овощи, потом -фрукты (цитрусовые в последнюю очередь). До года не давать яичного белка. Желток - пожалуйста! Сварили яйцо вкрутую и вынули желток. И никакой готовой пищи, вроде мороженого или печенья - все это делается либо на яйцах, либо яичном белке. Само собой разумеется, что нельзя ни курить поблизости от маленького ребенка, ни держать около него животных, которые могут спровоцировать аллергию. Для этого у них много возможностей: шерсть, мех, перья и запах.


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены