Оглавление
Поиск Эфир Сотрудники Архив Программы Новости
Радио СвободаРадио Свобода
Кризис
Террор
Кавказский кризис
Косовский кризис
Российские деньги
Выборы в России
Мнения читателей и слушателей
Архив
Российские информационные империи
Пушкину - 200 лет
Правительственные кризисы в России
Карта сервера и поиск по материалам Русской Службы
Информация об использовании материалов Русской Службы

16-11-99

Программы - Седьмой Континент
Ведущий Алексей Цветков

Федеральный судья в США вынес заключение по делу компании Microsoft - рассказывает Александр Костинский.

Александр Костинский:

Вечером 5 ноября судья Томас Пенфилд Джексон молча выслушал доводы обеих сторон в процессе Соединенные Штаты Америки против Microsoft и вынес решение - Microsoft нарушила антимонопольное законодательство. В постановлении суда, в частности, сказано: "Microsoft использует свою мощь и сверхприбыли для подавления любой фирмы, действия которой могут привести к усилению конкуренции против какого-либо из основных продуктов Microsoft" (конец цитаты). Далее сказано, что Microsoft недобросовестно конкурирует с компаниями, производящими программное обеспечение, и поэтому, по ее вине новые разработки, так необходимые пользователям, не появляются на рынке.

Судья Томас Джексон - борется с цифровым монополизмом с октября 1997 года, когда компании Sun Microsystems и Compaq обвинили Microsoft в нечестной конкуренции. По словам потерпевших, Microsoft заставляла их, под угрозой лишения лицензии на Windows 95, устанавливать на новые компьютеры программу Интернет - навигации, Internet Explorer 4.0, борясь с популярной уже тогда бродилкой компании Netscape. 11 декабря 1997 года судья вынес решение, которое запрещало Microsoft требовать от фирм - покупателей Windows 95 лицензировать и устанавливать какую-то конкретную версию бродилки.

Основным аргументом в пользу такого решения было то, что судья посчитал Internet Explorer самостоятельным и независимым от Windows 95 продуктом, а требование присоединить Explorer к другим программам - недобросовестной конкуренцией. Microsoft не согласилась с этим заключением и подала апелляцию.

Разбирая апелляцию, группа экспертов пришла к огорчительным для Томаса Джексона и его консультантов выводам: обе программы используют общую внутреннюю библиотеку COMCTL32.DLL, причем для нормальной работы необходимо использовать ее последнюю обновляемую версию. То есть, Internet Explorer нельзя назвать полностью независимым продуктом, а требования Microsoft к партнерам - исключительно нечестной конкуренцией.

Возникает вопрос почему Microsoft так упорно и с таким риском защищает право интегрировать, то есть объединять в одно целое свои разные программы? Для ответа на него стоит вглядеться в стиль и стратегию ведения бизнеса компании и понять, почему мнения о ней так сильно разнятся, а также рассмотреть принципы управления в быстроменяющихся средах, ведь действия судьи решительно влияют на правовое регулирование отрасли в целом.

Дело в том, что именно интеграция разных продуктов принесла Microsoft ведущее положение в цифровом мире. В 1990 году на рынок поступил комплект Microsoft Office как простой набор отдельных программ - редакторов: текстовый - Word, табличный - Excel, презентационный - Powerpoint и баз данных - Access. Выпустив его, Microsoft с большим тщанием изучала поведение и желания пользователей и пришла к выводу - клиентам удобно, если все необходимые приложения собрать в единый продукт. Успех был оглушительным. Интеграция продолжалась и в пакет вошли новые программы обработки графики, просмотра и редактирования фотоизображений, звука и так далее. Сегодня Microsoft Office принадлежит более 80 процентов рынка комплексных приложений. Присоединение Internet Explorer продолжило основную линию компании.

Драматизм ситуации был в том, что Microsoft задержалась с выпуском своей сетевой бродилки и начал раскручиваться так знакомый Биллу Гейтсу механизм превращения программы Netscape в фактический стандарт отрасли. К этому времени стало очевидно, что Интернет в ближайшее время станет не только основной информационной, но и главной финансовой магистралью. Internet Эксплорером Гейтс буквально прорубал себе окно в 21 век, порой нарушая правила игры.

Специалисты давно выделили, как основное достижение команды Гейтса - глубокое изучение потребностей клиента. Джефф Тартер подчеркивал: "Причина успеха Microsoft не только в выносливости и ресурсах. Секрет компании в том, что она прислушивается к заказчикам внимательнее любого другого поставщика программного обеспечения на рынке" (конец цитаты).

Но секрет успеха не только в этом. Хочется остановиться на другой менее заметной, но не менее важной составляющей побед Microsoft, правда, она же и служит причиной резкого неприятия многими, как фирмы, так и ее основных продуктов. Это - методика планирования и управления развитием компании и вытекающий из нее механизм распространения программ.

Стало общим местом утверждение, что мы живем в эпоху компьютерного информационного взрыва. Стремительно увеличивается разнообразие структур и связей в системе продвижения цифровых товаров и услуг. Поэтому, для успешного развития необходима соответствующая "взрыву" система диагностики возможных перемен и предсказания дальнейших изменений.

На первый взгляд Билл Гейтс кажется "типичным представителем" основного сейчас в Соединенных Штатах стиля управления, называемого - преактивизмом, или - упреждающим планированием. По образному описанию Рассела Аккоффа: "Преактивисты обращены в будущее. Они стремятся ускорить изменения и использовать открывающиеся при этом возможности. Они пытаются оседлать поток и добраться до первой его волны. Затем они стараются "застолбить участок" и собрать пошлину со всех, кто прибывает позже. <:> Планирование в преактивной организации состоит из предсказания будущего и подготовки к нему. Преактивисты больше заботятся о том, чтобы не упустить возможности, нежели о том, чтобы избежать ошибок. Они полагают, что ошибки совершения обходятся дешевле и их легче исправить, чем ошибки упущения".

Казалось бы точный портрет компании Microsoft. Но тогда неясно, за счет чего она настолько оторвалась от конкурентов. По-видимому, команде Гейтса удалось продвинуться дальше и во многом избежать основной опасности преактивного планирования в динамичной среде - чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Это как предсказание погоды: прогноз успешен лишь относительно короткое время. Преодолеть это противоречие можно, придя в активное взаимодействие со средой, что позволяет избежать наиболее болезненных "ошибок формулирования не тех вопросов и решения не тех проблем". Такой подход называют интерактивным. В отличие от упреждающей методики управления, считающей, что рыночную среду, как и погоду, достаточно только изучать, интерактивисты проектируют желаемое будущее и ищут пути его построения, энергично изменяя рынок.

Следствием такого подхода стала практика Microsoft выбрасывать на рынок сырые программы. Клиенты невольно сами участвуют в разработке и доводке продуктов до приемлемого уровня. Этот подход привел к коммерческому успеху. Практически все приложения, входящие в Microsoft Office, в своей первой версии были довольно слабыми. Windows for Workgroups просто вызвала недоумение. Программу Windows NT 3.1 специалисты подвергли уничтожающей критике за медлительность и множество ошибок.

Джесс Берст отмечал по этому поводу: "В истории Microsoft множество случаев, когда, начав с посредственного продукта, она доводила его до высшего класса независимо от того, каким долгим и изнурительным был этот процесс". Другой причиной невысокого качества первых версий программ стало их существенное усложнение, что неизбежно ведет к задержке вывода продукта на рынок, ведь циклы тестирования и отладки, так называемые бета - испытания становятся все длиннее и Билл Гейтс сотоварищи в отличие от конкурентов неожиданно возложил тестирование на массового потребителя.

Но, на наш взгляд, именно такая практика рождает у части пользователей резкое сопротивление и неприятие Microsoft. Андрей Чернов выражает подобное неприятие так: "Каждый пользователь, установивший на свою машину операционную систему от Microsoft должен осознавать, что с этой секунды все его данные и электронные коммуникации находятся в смертельной опасности, поскольку из-за заложенной ущербности на стадии проектирования этих операционных систем, а также многочисленных ошибок эти изделия Microsoft с той или иной степенью регулярности будут пытаться уничтожить данные пользователя или сделать их доступными третьим лицам, а также организовать доступ этих лиц к управлению компьютером" (конец цитаты).

Успех команды Гейтса, на наш взгляд, в том, что им удалось вовлечь пользователей в создание и совершенствование своих программ. Основная же проблема Microsoft, что сделали они это без согласия клиентов, ведь Билл Гейтс отчетливо понимает главный принцип интерактивного планирования: "Лучше планировать и создавать для себя, часто неважно, насколько плохо, чем быть объектом чужих планов - неважно, насколько хороших".

В самой Microsoft в процесс планирования включены большинство сотрудников. Билл Гейтс никогда не проводит длинных и бесполезных совещаний руководства. Даже важнейшие решения, рождаются в результате энергичного многоуровневого обсуждения. Причем каждый участник имеет запас времени для обдумывания и обоснования своих взглядов. Ни Билл Гейтс ни Стив Баллмер, не принимают строго индивидуальных решений. В компании "должно созреть общее мнение". Это говорит о том, что внутренняя политика компании опирается на демократию целей и средств, что формирует мощную, воодушевленную команду единомышленников.

Но понимая все это на уровне Microsoft, Гейтс не может не осознавать - раз нельзя разрабатывать программы только силами сотрудников фирмы, то необходимо включить покупателей в число сознательных и заинтересованных участников совершенствования продукта. Сегодня они - подопытные кролики, посаженные в клетку совместимости. Да, удобную, но все - таки клетку. У специалистов же по системному программированию подобная ситуация вызывает просто отторжение, как в случае Андрея Чернова: "Весь этот бардак естественным образом оправдывается соображениями совместимости, которые в переводе означают сопротивление вложенных денег любым переменам, за исключением приставок, примочек и прочих расширений для устаревающего и разлагающегося".

Коснувшись сложностей управления на современных цифровых рынках вернемся к суду и попробуем оценить возможные варианты развития событий.

Во-первых, заметим, что не стоит преувеличивать монополизм Microsoft. Доля компании составляет всего несколько процентов мировых продаж программного обеспечения. Только в области операционных систем для персональных компьютеров и офисных приложений Microsoft может считаться монополистом. Понимая законную озабоченность специалистов несовершенством Windows, нельзя не отметить, что несколько процентов Microsoft объединяют наш мир в единое цифровой целое. И никто еще строго не показал, что недостатки Windows фатальны.

Во-вторых, подчеркнем: именно потребности и желания не слишком продвинутых в компьютерной области покупателей, а это подавляющее большинство человечества, сформировали облик программных продуктов компании Microsoft. Они голосуют долларом за интеграцию программ, удобства и "примочки", а совершенство операционных систем, видимо, их волнует меньше. Так что Билл Гейтс и его команда не только "оседлавшие дракона", но и вознесенные ветром клиентских ожиданий и потребностей. Неужели критики всерьез думают, что Microsoft не в состоянии выпустить качественный программный продукт? В состоянии, конечно, но качество и внутренняя красота, к сожалению, лишь один, и как оказалось не самый главный, из параметров определяющих успех у клиентов. Любопытно, что судья Томас Джексон клянется, что он защищает интересы потребителей, но если вспомнить сотни миллиардов долларов добровольно отданных этими самыми потребителями Биллу Гейтсу, то закрадывается сомнение не защищает ли в данном случае закон устаревшую экономическую абстракцию?

В-третьих, удивляешься, читая заключения судьи Джексона, насколько он мало озабочен возможными последствиями своих решений. За каждой строкой стоит первозданная простота - если станет плохо Microsoft, то всем остальным сразу станет хорошо. Вообще, судебный процесс показывает, насколько становятся серьезными опасности информационной неосведомленности, ведь фоновое мышление судьи застряло на представлениях полувековой давности, и он подразумевает, что ради прибыли Билл Гейтс готов уничтожать конкурентов и жертвовать интересами клиентов. Все как раз наоборот: интерес и даже прихоти клиентов - главная и неустанная забота Microsoft и поэтому она получает такую баснословную прибыль.

Из возможных судебных решений наибольшее опасение вызывает - дробление Microsoft. Это все равно, что разрезать пополам ледокол, плывущий среди торосов на том основании, что две образовавшиеся команды судна будут лучше заделывать пробоины каждый в своей части и быстрее приплывут к цели. Разрушенную Microsoft сейчас никто не заменит, ведь ее сконцентрированные ресурсы поддерживают динамическое равновесие всей бешено развивающейся отрасли.

Microsoft также могут лишить права самостоятельно предпринимать серьезные шаги на рынке без согласования со специальной правительственной комиссией. Но это подразумевает, что десяток правительственных чиновников могут лучше учитывать потребности клиентов и дальновиднее планировать развитие отрасли, чем многотысячный штат компании, который последние 25 лет только этим и озабочен. Но этот вариант не исключен. Вот образчик "юридического задания", которое дало Министерство Юстиции Соединенных Штатов судье Джексону: "Принять предварительные и затем окончательные меры, которые были бы необходимыми и достаточными для восстановления условий конкуренции на рынках, которым незаконное поведение Microsoft нанесло ущерб". Чего здесь больше наивности или ограниченности?

Нам бы не хотелось, чтобы сложилось впечатление, что мы оправдываем недобросовестные приемы конкуренции и отрицаем саму возможность правового регулирования цифрового рынка. Мы только за соразмерность качества и глубины нормативных документов размерам проблемы. Размеры же ее таковы и последствия так многообразны и непредсказуемы, что правовые решения можно искать только на пути перехода Windows в общественную собственность, но с сохранением коммерческих механизмов дальнейшей разработки в ответ на бурную динамику цифровых рынков.

По нашему мнению область таких решений существует, ведь Билл Гейтс совсем не похож на диктатора Генри Форда, который под конец жизни увольнением несогласных и импульсными решениями чуть не довел свою компанию до банкротства. Гейтс не столько сам управляет и планирует, сколько создает условия для управления и планирования другим сотрудникам Microsoft, раскрепощая их творчество. В этом он удивительно напоминает Линуса Торвальдсена и других своих ярых противников - лидеров движения за свободно и бесплатно распространяемые программы.

Гейтс - идеалист, а не стяжатель. Деньги у него не цель, а средство, но закрытость Microsoft порождает подозрения в злом умысле. Может быть руководству Microsoft стоит расширить рамки компании, опираясь на опыт свободно распространяемого софта, реально включив в процесс планирования, разработки и оценки всех желающих? В это сообщество смогут войти со своими ценными предложениями и Джексон и сотрудники Министерства Юстиции, которые возможно поймут, что регулирование это - процесс, и даже такой выдающийся судья, как Томас Пенфилд Джексон не может принять окончательные необходимые и достаточные меры, как невозможно выставить положение руля раз и навсегда на извилистой горной дороге.

Радио "Свобода", программа "Седьмой континент". Нашу передачу завершит небольшая подборка новостей Интернета, подготовленных Вадимом Алексеевым.

Вадимом Алексеев:

В связи с быстро растущими требованиями цифровые сети связи около 10-ти миллионов домов в США к 2003 году будут модернизированы. Полностью компьютеризированные дома, подключенные еще и к Интернету, уже сегодня становятся реальностью. На данный момент 650 тысяч из 99-ти миллионов американских домов удовлетворяют самым последним требованиям современной цифровой связи. Об этом сообщило агентство Рейтер.

Руководитель Virgin Group Ричард Брэнсон объявил о том, что его компания собирается уже в феврале запустить собственный вэб-портал. (Помните, совсем недавно мы говорили с вами как раз о вэб-порталах.) В беседе с новостями Silicon.com господин Брэнсон сказал, что запускает этот проект после более чем трех лет кропотливой работы над ним. Вэб-портал будет запущен сразу в полном объеме. "Мы уверены", - заявил Ричард Брэнсон, - "что наш проект произведет фурор в Интернете". В настоящий момент сайт компании Virgin.com представляет лишь информацию о деятельности фирмы. Но с февраля он преобразится в крупнейший международный портал. По мнению Ричарда Брэнсона только его компания сможет создать действительно всеобъемлющий вэб-портал, превосходящий по своим возможностям и объему предоставляемых информации и услуг все существующие в настоящее время.

Американское правительство объявило в октябре, что в течение ближайших двух лет оно позволит компаниям, занимающимся электронной коммерцией в Интернете, отправлять по электронной почте письма родителям, касающиеся возможности использования информации об их детях, но лишь с условием, что информация останется целиком в компании и не будет передаваться третьим лицам. Это компромиссное решение было выработано в связи с принятием нового закона, касающегося "прайвэси" детей младше 13-ти лет, выходящих в Интернет. Новый закон сильно ударит по сайтам, которые предлагают детям различные диалоговые игры в обмен на персональную информацию о них с целью ее дальнейшего распространения компаниям, ориентирующимся в своей деятельности именно на эту возрастную категорию. Новые правила войдут в силу в апреле будущего года. Промышленности будет дано шесть месяцев на переустройство своих маркетинговых схем, а затем к предприятиям будут применяться санкции. К частной информации относятся имя ребенка, адрес его места жительства, телефон и другая идентификационная информация. Федеральная комиссия по торговле также заявила, что она запретит компаниям применять различные специальные приемы для выуживания у детей конфиденциальной информации. Той информацией о детях, которой компании уже располагают, им будет позволено пользоваться без получения разрешений у родителей. Новый закон стал результатом исследований около полутора тысяч сайтов, на одном из которых в качестве поощрения детям предлагались наличные деньги, облигации и депозитные сертификаты. Некоторые эксперты, правда, говорят о проблеме, которая возникает, когда дети разбираются в компьютерных технологиях значительно лучше своих родителей, в этом случае им ничего не стоит выступить в роли последних. Об этом сообщило агентство "Ассошиэйтед Пресс".

Все ссылки в тексте программ ведут на страницы лиц и организаций, не связанных с радио "Свобода"; редакция не несет ответственности за содержание этих страниц.



ОглавлениеНовостиПрограммыРасписаниеЭфирСотрудникиАрхивЧастотыПоиск
© 1999 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены.
Обратная Связь