Оглавление
Поиск Эфир Сотрудники Архив Программы Новости
Радио СвободаРадио Свобода
Кризис
Террор
Кавказский кризис
Косовский кризис
Российские деньги
Выборы в России
Мнения читателей и слушателей
Архив
Российские информационные империи
Пушкину - 200 лет
Правительственные кризисы в России
Карта сервера и поиск по материалам Русской Службы
Информация об использовании материалов Русской Службы

09-07-99

Programs - Russia
Ваши письма
Ведущий Анатолий Стреляный

"Больно становится, - пишет нам один христианин-протестант, - когда безбожники или язычники говорят о "святой Руси", "нехристях с Запада", "врагах-протестантах". Слово "протестант" произошло не от слова "протест", а от латинского "pro testamentum", что значит "за завет". За Новый Завет. А "православие" значит "правильное славие" - правильное поклонение Богу. Но разве такое уж значение имеют обряды? Дорогие православные и инославные христиане! Давайте показывать пример христианского единства неверующим! Давайте призывать их к покаянию вместе, а не тянуть их каждый под свои правила!" Вряд ли всем нашим слушателям понравится этот призыв, как не всем понравился бы и призыв к безбожникам показывать пример верующим. Обычно сторонимся мы людей, которые не живут, а показывают пример окружающим.

В прошлой передаче говорилось о таком природном свойстве человека, как потребность иметь вождя и поклоняться ему. С течением времени это проходит и у отдельного человека, и у народа. Я сказал о чехах, что они любят пиво, а не вождя, поэтому у них и нет его - не пива, а вождя, пиво потому и есть, что нет вождя. Как и следовало ожидать, слушатели, любящие истину и не очень любящие радио "Свобода", сразу мне напомнили, что у немцев, когда у них был вождь, пиво не переводилось, да и у чехов - когда они состояли в социалистическом лагере... Некоторые так настойчиво мне это напомнили, что надо, видимо, что-то сказать. Да, у немцев при Гитлере пиво было - до тех пор, пока всё не вышло, даже хлеба и воды под конец не везде и не всем хватало, как известно. К тому шло и у чехов, к тому идет у белорусов, один из которых пишет на "Свободу" о своём президенте, подумывающем отдалиться от России и приблизиться к Западу: "С одной стороны, мне приятно, что поглощение Беларуси Россией вроде бы откладывается, а отношения с Западом, возможно, улучшатся. Но с другой стороны, обидно, что целая нация становится заложницей прихотей "царя", который ведет ее, как стадо баранов, куда хочет". В письме сообщается, чем этот "царь" балует своих людей по пути нынешним летом -десятипроцентной сметаной, порошковым молоком, "если достанешь".

Письмо из Литвы: "Не буду вас ни хвалить, ни ругать, но прошу не забывать, что вас слушают не только жители России. У нас в Литве плохое положение в сельском хозяйстве. Наши мужики, поучаемые социал-демократами, социалистами и коммунистами, готовят разные акции, требуют дотаций, повышения пошлин на дешевое продовольствие из Европы, хотя мне кажется, всегда умнее покупать что дешевле, например, польский сахар, который в два раза дешевле нашего. Купили наши торговцы где-то в Израиле помидоры по четверти доллара за килограмм, продавали здесь по доллару-полтора, и все равно не сравнить с нашими ценами. Я думаю, если литовские мужики не могут работать по-настоящему, то это их вина. После краха коммунизма прошло почти десять лет. Сколько еще им нужно, чтобы научиться? Правительство Литвы тратит большие деньги на поддержку деревни, а им всё мало. Говорят, вот на Западе правительства щедро дотируют сельское хозяйство, поэтому там продукты такие дешевые. В Китае, думаю, не особо балуют крестьян дотациями, но привезённое оттуда мясо опять в два раза дешевле литовского. Вот у меня просьба: расскажите, как в Европе на самом деле с этими дотациями. Желательно привести цифры: сколько, кому, на что дают. С уважением Зенонас Лицкус. Каунас".

Цифры мало что скажут, господин Лицкусс. Ясно и без них, что ошибается тот литовский крестьянин, который наслушался социалистов-коммунистов и думает, что на Западе с помощью их братьев по разуму кормят лодырей и неумёх. Давать ли мужику деньги за то, что он мужик (в чем, собственно, и состоит смысл дотаций), а если давать, то - сколько и как, каждое общество решает по-своему. Многое зависит от того, хорошо ли оно понимает несколько простых вещей. Вы их, видно, понимаете очень хорошо. Первое. Чтобы кому-то дать, надо у кого-то взять. Второе. Деньги, которые человек не должен возвращать, он обычно употребляет не самым лучшим образом. Так что почти любая дотация в конечном счете причиняет ущерб всем, включая и тех, кого осчастливили. Но о "конечном счете" мало кто думает. "В конечном счете все мы покойники", - сказал один крупный западный экономист, чьи плохо понятые выкладки сейчас на знамени советских академиков. Третье. Свободное общество дотациями откупается от тех своих членов, которые угрожают спокойствию в стране. Самых требовательных их них моё село называет горлохватами. Все годы, что Маргарэт Тэтчер была у власти, люди этой породы пытались схватить её за горло, да не на ту напали: смогла-таки приучить целые отряды рабочего класса и трудовой интеллигенции жить без больших подачек. Теперь говорят ей "спасибо".

Это я говорю в связи с письмом Зенонаса Лицкуса из Литвы. Как исправный (видимо) налогоплательщик он больше не хочет, чтобы за его счет государство подкармливало слабых крестьян, чьи аппетиты разжигают коммунисты и социалисты. В любом обществе люди ни за что так охотно не борются, как за привилегии. Суета вокруг общего пирога не прекращается ни на миг. В этом смысл политической жизни.

Письмо из Северного Казахстана. Пишет проповедник из общины христиан-менонитов. Близ одного поселка он со своими духовными братьями и сёстрами устроил палаточный лагерь. Встают в половине седьмого утра, в восемь приступают к чтению Библии, в одиннадцать к ним приходят дети местных жителей. Дети, пишет он, "два часа читают Библию, молятся, поют, учатся самостоятельно мыслить". Во второй половине дня с ними проводятся "подвижные игры". После ужина взрослые остаются одни, готовятся к вечернему богослужению, в 22 оно начинается. "В палатку собирается человек тридцать. К сожалению, не очень много. Человек десять слушают снаружи. Печалит факт присутствия некоторого любопытства среди наших слушателей. Как будто не Богу помолиться пришли, а на концерт или лекцию. Однако, не унываем, ведь Господь с нами. После служения задают вопросы. Чаще всего такой: "Почему, если Бог нас действительно любит, Он допускает наличие зла в этом мире?" Спрашиваю в ответ: "Кто же творит это зло? Не вы ли сами?" В полночь все вместе пьём чай, вспоминаем о прошедшем дне, благодарим Бога за него и просим благословения на ночь". Понятно, что этим лагерем (письмо о нем на радио "Свобода" написал один из устроителей) живо интересуется округа. Читаю: "Приходят разные люди. Представители власти демонстрируют свои полномочия. Местный частный бизнес - хозяин мельницы, вблизи которой стоят наши палатки, слегка интеллигентен и весьма пьян. Он заявляет, что очень любит Бога, но совсем не понимает, зачем мы здесь. Был нашим гостем и хозяин частного спортзала. При нём свита: некто угрожающего вида, с хвостиком на затылке, и Дима - "качок". Они внушали нам основные положения своей веры: "Сила есть - ума не надо" и "Кто сильнее, тот и прав". Бог, по их понятиям, - самый сильный из всей "братвы". Приходила молодая женщина- казашка. Она родила ребёнка вопреки воле своих родителей, и они выгнали её из дому. Постараемся чем-нибудь ей помочь. Осчастливливали нас своими визитами воинственные "свидетели Иеговы". Заглядывали бродячие раскольники из пятидесятников. Больше всех нами задет местный православный священник иеромонах Фаддей Кравченко. Он называет нас "еретиками", "врагами русского народа", "врагами православия", "товарищами баптистами" (хотя мы меннониты). Это всё можно прочитать в написанных от руки листовках, которые он расклеил на автобусных остановках и возле магазинов. Мы теперь молимся, чтобы и он стал верующим".

Я читал письмо от менонитского проповедника из Северного Казахстана. Не скучают люди, "достают" друг друга кто чем может: один - воинственностью, другой - кротостью. Кстати, иеромонах Федот, по-моему, ничуть не меньше верующий, чем его недруги: иначе зачем бы он писал (от руки!) и расклеивал свои листовки? В такую-то жару...

В прошлой передаче прозвучало письмо бывшего офицера КГБ, ветерана войны в Афганистане. Он считает, что служил не политическому режиму, уничтожившему миллионы людей, в том числе несколько человек в его роду, а государству, поскольку был сотрудником не 5-го управления, которое преследовало инакомыслящих, а 2-го, - выявлял агентов западных спецслужб, наркодельцов. Я привел его слова: "Мне себя упрекнуть не в чем" и сказал, что только единицы из его бывших сослуживцев думают о своей роли в истории иначе: отдают себе отчет в том, что если бы не усилия Запада с его агентами, советское государство могло превратить в Афганистан весь мир. Еще я сказал, что мне было бы приятно познакомиться с этим отставником: судя по письму, это живой человек, думает не только о себе. Вот и всё. Читаю теперь письмо из Минска: "Простите, если это будет вам неприятно, но, по-моему, Анатолий Иванович, вы слегка перегнули палку. У меня возникло сочувствие к этому человеку. Мне самому приходится встречаться с людьми, которые и сейчас в нашей стране вынуждены служить режиму, а не стране, не государству. Многие уходят с этой службы - уходят в бизнес и начинают действительно заниматься делом, хотя прежние связи заставляют их становиться частью олигархического капитализма, сотрудничать с бандитами, приспосабливаться к миру, в котором конкуренты не борются между собой за потребителя, а уничтожают друг друга".

В нашей почте до сегодняшнего дня не было писем, в которых говорилось бы о людях, которые служат режиму Лукашенко и тяготятся этим. Мы знаем, что таких людей в Белоруссии немало и в госбезопасности, и в прокуратуре, даже в милиции, есть они и в президентском дворце. Мы знаем, что обычно это люди с высшим образованием, что для них, как выясняется, не прошло без следа то, что они узнали в горбачевское время о сталинизме. Кто-то уже ушел от греха подальше, кто-то собирается. Но письмо об этом - первое.

Письмо из электронной почты, подпись - "Виктор". Читаю: "Всё, что вы делаете, - хорошо спланированная идеологическая диверсия, рассчитанная не на один день, которая в сочетании с другими видами подрывной деятельности приводит к желаемому результату.Но что вы будете делать, когда кончится время предателей Горбачевых,Ельциных, остальной своры воров? Не знаете? А вы подумайте!"

"Желаемым результатом" автор считает окончательное порабощение России евреями. "Всем известно,- сообщает он, - что евреи более 2500 лет воспитывались в ненависти к русским". Из того, что он написал, следует, что, по истечении времени Горбачевых-Ельциных, хорошо спланированная многовековая идеологическая диверсия провалится, - Россия не будет порабощена еврейством. Я, конечно, подумаю, что мне тогда делать, но мне хотелось бы знать также, что будете делать вы, Виктор: кого назначите следующим врагом России? И всё-таки маловато у вас гордости великороса: русской нации даёте только 2,5 тысячи лет. Украинцам ваши соперники с Украины дают все десять тысяч, а в некоторых письмах доказывается, что на первых порах всё человечество состояло из них, потом раздробилось - русские раздробили, чтобы легче было всех поработить. Не Адам и Ева были первыми людьми на Земле, а Остап и Маруся, как писал еще до войны Остап Вишня.

"Пишет вам ученик девятого класса Владимир. Мне 14 лет вашу радиостанцию слушаю уже полгода, но решил больше не слушать, так как ваша "Свобода" - лживая, буржуазная и пронатовская радиостанция. Мои родители говорят, что при советской власти они могли спокойно прожить месяц на свою зарплату и еще съездить куда-нибудь, сейчас же кое-как неделю протягивают. Не врите, что раньше прилавки в магазинах были пустые. Родители говорят, что не хватало некоторых продуктов, но постоишь немного в очереди и накупишь всего на месяц. Еще долго можно перечислять всё хорошее, что было при советской власти, но не буду, так как уверен, что вы моё письмо выкинете в ведро, как и сотни других писем такого содержания. Надеюсь, что к власти придут честные и порядочные люди, патриоты, такие, как Зюганов, Селезнёв, Илюхин, Лапшин и другие, и тех, кто разваливал Россию, постигнет кара, в том числе и вашу радиостанцию. Владимир, 14 лет, ученик 9-го класса. Санкт-Петербург".

Пишет господин Ланщиков. В первых строках своего письма он сообщает, что является старым сознательным демократом и не стесняется называть себя таковым в любой обстановке. Читаю: "В Советском Союзе миллионы людей жили неплохо, а работали плохо, а теперь они и живут плохо, и работают плохо. Их беда в том, что они не знают, за счет чего они могли четверть века плохо работать и сравнительно неплохо жить. Они не знают, что страна существовала за счет нефтяной и газовой промышленности, а всё остальное, включая сельское хозяйство, было убыточным. Они не знают, что при Брежневе и Горбачеве было израсходовано 18,5 тысячи тонн золота, и Ельцину осталось всего 240 тонн. Теперь большинство депутатов - коммунисты и националисты, которые просто не знают, как капитализировать Россию, да им и невыгодно это делать, потому что им и так неплохо живется. Я в своей жизни стараюсь агитировать окружающих, чтобы голосовали не за коммунистов и жириновцев, а за партию Явлинского и Немцова, то есть, за правых".

Спасибо за письмо, господин Ланщиков. Напишите нам, как действует ваша агитация. По-моему, кто хочет знать то, что знаете вы, давно уже знает. Человек может не знать, что и почем продавал Советский Союз, сколько эшелонов золота, миллионов тонн нефти и миллиардов кубометров газа отправили на Запад в обмен на кусок обыкновенного хлеба, но про свою-то особу, про своё-то предприятие и учреждение ему всё известно, - какие башмаки тачало, какие тракторы клепало, как поворачивали реки, за какие диссертации давали ученые степени, за какие успехи он носил звание ударника комтруда...

Следующее письмо подписано двумя буквами: "Ю.Н." Читаю: "Кому-то на Западе кажется, что русская нация поддерживает шовинистическую кампанию таких людей, как Жириновский. Об этом не может быть и речи, хотя настроения и действия российского военного руководства вызывают тревогу. Почему они так стремятся ввязаться в столкновения на Балканах? Что они там потеряли? Или это президент таким способом пытается восстановить самоуважение и достоинство? Трудно, конечно, быть главой страны, население которой отвергает твоё правление. Поэтому внешняя политика Ельцина все больше следует линии коммунистов в думе. По существу, мы наблюдаем консолидацию государственной власти, но это опасная консолидация, потому что почва под нею недемократическая. К власти Ельцина у нас в России сейчас относятся, как относились к советской власти: это - данность, она есть и будет, от меня, простого обывателя, тут ничего не зависит. Время горбачевской перестройки вспоминается как светлое время, когда мы двигались к демократии и настоящему социализму. Нынешний вакуум ценностей в России поистине ужасен. Население разочаровано в реформах и вообще в общественных идеалах. Конечно, наше общество сейчас, как никогда, молчаливо, но мне кажется, надо правильно понимать смысл этой молчаливости. На самом деле общество уже сделало выбор, и выбрало оно демократические идеалы, поэтому не хочет бунтовать, а хочет демократическим путем сменить "великого демократа" на умного государственника".

Подписано письмо двумя буквами: "Ю.Н.", пришло из Москвы. В одном предложении сказано, что общество во всём разочаровалось, ни во что не верит, в другом - что оно выбрало демократию и созрело до осмысленного поведения на западный манер. Из третьего предложения узнаём, однако, что это, во всём разочаровавшееся, но выбравшее демократию, общество хочет "умного государственника", то есть, человека, чьи убеждения тем дальше уводят его от демократии, чем он умнее. А вообще, как следует из четвертого предложения, лучше всего было бы возобновить движение к "настоящему социализму", который, кстати, не может не быть глубоко чужд государственничеству. Масло и вода... Но это - на взгляд со стороны. А в голове у человека всё смешано самым натуральным образом. Таких людей много в каждой партии. В одной личности более или менее мирно копошатся несколько личностей: та тянется к Гайдару, та - к Владимиру-Адольфу, та - к Зюганову. Не только население не разбилось на сообщества по интересам (не структурировалось, как говорит наука), но и каждый человек в отдельности не разобрался с собой, не решил, кто он такой... В обществе, где таких людей большинство, побеждает тот политик, у которого в голове тоже каша, который может с одинаковым пылом говорить противоположные вещи.

А ведь и в самом деле могут поменять "великого демократа" на "умного государственника"!..

Письмо из Орши: "Может быть, вы подскажете, к кому я могла бы обратиться с горячей просьбой оплатить лечение моего сына от алкоголизма у доктора, - указана фамилия и город, где живет этот умелец, дана ссылка на газету, в которой было помещено его зазывное объявление. - Мой сын, 1968 года рождения, в 1987-88 годах служил в Афганистане. Вырастила я его здоровым, добрым, не курящим, не пьющим. Кого же мне вернули? Больного, злого курца и алкоголика. Перепробовали всё: кодирование, траволечение, общество АА ("Анонимные алкоголики"), наконец, обратились к Богу. Больше, чем полтора-два месяца трезвого образа жизни не выдерживает. В квартире всё украдено и пропито. Люди плачут по убиенным сыновьям, по тем мальчикам, которых они знали до армии. А мы плачем по живому и от живого. Кому хуже? Лучше один раз отплакать и хранить светлую память о погибшем, чем изо дня в день видеть, как гибнет твоё дитя, которое когда-то было твоей опорой и надеждой. Если алкоголизм - болезнь души, то мой сын вернулся с той преступной войны душевным инвалидом и брошен на произвол судьбы. Глубоко несчастная мать..." такая-то, город Орша.

Я недавно говорил: не верьте ни одному слову ни одной фирмы, которая обещает вам помощь в получении работы за границей. То же самое должен сказать и о тех, кто в газетных объявлениях и статьях лечит от алкоголизма и наркомании. Не верьте ни одному слову. Перед вами - деляга или одержимый, часто - и то, и другое. Обращайтесь в обыкновенные поликлиники и диспансеры. О Боге, которого призвали на роль бесплатного целителя, после того как разочаровались в платных, промолчу. Тут такой случай, что он должен простить потребительский подход к себе.



ОглавлениеНовостиПрограммыРасписаниеЭфирСотрудникиАрхивЧастотыПоиск
© 1999 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены.
Обратная Связь