17-07-98 Оглавление

Россия Вчера, Сегодня, Завтра

"Ваши письма" 17 июля 1998
Ведущий Анатолий Стреляный


Говорит радио "Свобода." "Россия вчера, сегодня, завтра." У микрофона в Праге Анатолий Стреляный с передачей "Ваши письма".

Господин Шуропат вложил в свое письмо листовку, о которой пишет: " Посылаю вам листовку о семье Ульяновых. Хочу услышать ваше мнение об этом и, конечно, получить ответ." В листовке рассказывается, что у матери Ленина была любовная связь с царем Александром Третьим, что плотской любовью Ильич любил не Крупскую, а Зиновьева, который-де отвечал вождю взаимностью, а Зиновьеву Ильич однажды изменил с Троцким. Воспроизведена часть срамной переписки Ленина и Зиновьева (якобы переписки). Подделка, Николай Федорович, все письма написаны одной рукой. Литературно мало-мальски опытный человек бросит на нее беглый взгляд и сразу убедится в этом.

Евгений Васильевич из Ивано-Франковска: "Гордиться советским прошлым может только злодей, жулик, лодырь, да тот, кто был возле корыта. Только неполноценный человек может настаивать, что при отсутствии всякой свободы, при наличии бесконечных очередей жилось хорошо. Строители "развитого социализма" за три четверти столетия не смогли наполнить рынок товарами первой необходимости. Сейчас глаза разбегаются от обилия и разнообразия товаров. Такого чуда никогда и нигде на просторах советской империи я не видел, и достигнуто оно за 3-4 года. Тупоголовые вопят: в империи не было заказных убийств! В империи-то как раз и были заказные убийства - миллионы заказных убийств. Напомню пример: массовое убийство в Карелии в честь двадцатой годовщины октябрьского переворота. Без смеха не слушаю, когда говорят о бесплатном здравоохранении и образовании. Что это было за образование, можно судить по тому, что многие ваши слушатели, сколько ни учились, так и не усвоили, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке."

Владимир Семенович Филимасов: " То, что вы на Ленина и на Сталина городите, - на 70 процентов брехня, но на болванов она действует, которых учили, лечили бесплатно, деньги выдавали вовремя, квартиры давали бесплатно, у людей голова не болела за электроэнергию, газ, отопление, ученики в школе получали готовые книги и тетради, у папы и мамы голова не болела за это. Я сам сидел с политическими, и бывало, по три и пять месяцев на работу не гоняли из-за сильных морозов, пурги. Это было в Якутии, на Магадане. Там обо всем говорили - и только правду. Вот там я понял, что такое политика. Вы не забывайте, что в партию, в горкомы-обкомы на высокие посты лезли приспособленцы, те же Горбачевы, Ельцины, Шеварднадзе и им подобные, таким образом подрывая наш советский строй, чтоб народ был недовольный. А кто был честный коммунист, тот и остался честным коммунистом. Я не коммунист, влачу жалкую жизнь, но родину и народ не продам ни за какие лимоны. Я был патриотом нашей родины, которую называли Советский Союз, готов был за нее воевать, лишь бы было чем, и теперь, глядя на этих предателей Родины, Чубайсов и прочих, которые валюту ложат в западные банки, я готов взорвать весь мир и главное - Америку и тех, кто вступает в блок НАТО. А ты, Стреляный, змея коварная - укусишь и яду пустишь. У вас на Западе все покупается и продается."

Уважаемый Владимир Семенович, если не трудно, напишите мне еще. Расскажите, как вам было на Магадане, как случилось, что вы туда попали, какие у вас воспоминания о политических, с которыми сидели. Очень интересно, что как раз пребывание в лагерях с "врагами народа", если я правильно вас понял, сделало вас человеком, преданным делу Ленина-Сталина, советской власти. Или уже были таким, когда эта власть вас за что-то наказала? За что, если не секрет? Как вы отнеслись к приговору?

Из Подмосковья пишет Андрей Ахмедов, 1952 года рождения, по матери русский, по отцу даргинец, инженер, дальше - его словами: "Крещен в младенчестве, не религиозен, Бога принимаю, к церкви безразличен. Бегаю по пересеченной местности (10 километров с неплохим для моего возраста результатом - 53-57 минут в зависимости от от маршрута и погоды). Увлекаюсь одиночными водными походами, проводил эксперименты на выживание. Например: на веслах, по 13-14 часов в сутки, практически без пищи в течение двух недель. Люди в России отзывчивы, всегда готовы помочь, в чем я убедился во время этих походов, и эти свойства усиливаются по мере удаления от "культурных центров", но, к сожалению, как общество, русские нивелируются по наихудшим экземплярам, которые почему-то всегда ими верховодят. Что бы ни менялось в России, ничто не изменяется по существу." Отсюда Андрей Ахмедов выводит - цитирую - "настоятельную необходимость устранения российской законодательной и исполнительной власти. Мой знакомый предприниматель, с которым я изредка встречаюсь, на мой вопрос о жизни и делах обычно отвечает: "Ворую". Скажите, в какие времена, в какой стране и при каких обстоятельствах капитализм произрастал из падения производства (после падения) и разложения производительных сил. Да такого в анналах истории не бывало."

Бывало, Андрей, в анналах истории все бывало. Не все историки берутся утверждать, что именно "из падения и разложения" произрастал капитализм во многих странах, но то, что он нередко произрастал ПОСЛЕ "падения и разложения", документы показывают неопровержимо. В Европе постепенное, но все ускоряющееся произрастание капиталистического хозяйства началось после такой катастрофы, страшнее которой с тех пор не было: в четырнадцатом веке чума уничтожила половину населения. Можно вспомнить и свежий пример: Германии после 1945 года. Она лежала в развалинах, был голод, значительная часть населения была уничтожена физически, остальная часть - нравственно. Да и Соединенные Штаты Америки после гражданской войны начинали отнюдь не с высокой отметки.

"Являюсь, - сообщает нам господин Ахмедов, - активным сторонником создания Дальневосточной республики с полным политическим отделением от России и привязкой к Соединенным Штатам Америки на правах протектората."

Ух, господин Ахмедов! Это очень по-русски: живет человек в подмосковных Раменках, а все его мысли - на Дальнем Востоке. Геополитика, геополитические увлечения, геополитические утопии, сказки и мечты сейчас в моде. В Государственной думе есть целый подкомитет по геополитике, в нем можно встретить активных сторонников полного политического отделения Аляски от Соединенных Штатов Америки с привязкой к России.

"Вот вам, Анатолий Иванович, примеры "объективности" радиостанции "Свобода", о которой любят говорить ведущие вашей станции, - пишет Кузьменко Николай Николаевич. - В Турции геноцид курдов, а радиостанция "Свобода" как воды в рот набрала. Чечню утюжат танки и самолеты - это, по-вашему, внутреннее дело России."

Вы уверенны, господин Кузьменко, что слушаете именно радио "Свобода"? В моем вопросе нет насмешки. С первого и до последнего дня чеченской войны мы сообщали о ней каждый час. Мы были первой радиостанцией в мире, которая стала это делать. Каждый час. Партия войны в российской власти была ошеломлена. Она не ожидала от нас ничего подобного, она рассчитывала, что мы будем вести себя так, как вы нам приписали: мол, чеченская война - внутреннее дело России, так что нечего о ней особо распространяться.

О Турции и курдах. В Турции нет геноцида курдов. Турецкое государство не уничтожает курдов на том основании, что они курды. Турецкое государство подавляет вооруженные выступления курдских организаций, которые хотят создать курдское государство на землях, населенных курдами и принадлежащих Турции, Ираку, Ирану и Сирии. Печальная особенность курдского движения за независимость в том, во-первых, что оно прямо покушается на территориальную целостность не одного, а сразу нескольких государств, во-вторых, тон в этом движении задает террористическая организация коммунистического толка. Об этом вы могли не раз слышать в наших передачах, хотя мы говорим о курдах не так часто и подробно, как о чеченцах, - мы ведь существуем, чтобы вещать на Россию и прежде всего о российских делах. Но не было ни одного случая, когда Турция или другая страна применил силу против курдов и мы не сообщили об этом.

Вы, господин Кузьменко, не упомянули Ирак, а другие слушатели с него начинают: мол, Соединенные Штаты Америки вмешиваются во внутренние дела Ирака, держат эту страну на голодном пайке, а радио "Свобода" - ну, понятно, ЧТО ради "Свобода": молчит, оправдывает американцев, передергивает факты. Так вот, американцы, по решению ООН, за которое голосовала и Россия, как раз и не позволяют Саддаму Хусейну уничтожить курдов. Именно их, господин Кузьменко! В 1992 году он попытался совершить геноцид - то есть, полностью истребить своих курдов. Это и заставило американцев ударить по нему и держать его в узде до сих пор. Не только это, но и это...

"В Таджикистане, - продолжает господин Кузьменко, - идет гражданская война, которую спровоцировала и завязла в ней по уши Россия, а радиостанция "Свобода" говорит о каких-то кланах, о том, что неизвестно, кто против кого воюет."

Россия не вызывала столкновений в Таджикистане, господин Кузьменко. В Чечне перед войной - да, вызывала, а в Таджикистане - нет, не вызывала. Но "партия войны" в российской власти, конечно, заинтересована в таджикских распрях и, разумеется, не сидит сложа руки. Об этом рассказывает радио "Свобода" - тоже больше, чем любая другая русскоязычная радиостанция в мире. Если мы, как вы считаете, работаем на российскую власть, тогда почему, по-вашему, в одном случае (чеченском) мы сообщали, как эта власть сталкивала кланы, а в другом (таджикском) - не сообщаем?

Читаю дальше ваше письмо: "Идет предвыборная кампания. Средства массовой информации явно подкуплены в пользу Ельцина, и радио "Свобода" тоже помогает своим российским коллегам замалчивать, затирать и дискредитировать других кандидатов. "

Чаще, скажу вам, господин Кузьменко, нам писали (некоторые пишут до сих пор), что мы работали не на Ельцина, а на Явлинского. Немало было писем, авторы которых спрашивали, почему на волнах радио "Свобода" то и дело звучат голоса коммунистов и за коммунистов - мол, не им ли мы желаем победы? Благодарили нас и за поддержку Лебедя... Разноголосицу упреков мы обычно воспринимаем как похвалу.

Основные российские газеты, радиостанции, телевизионные каналы действительно не скрывали, особенно перед вторым туром, что желают победы Ельцину, но не потому, что были подкуплены, а потому, что знали: при Зюганове им не будет жизни. Они боролись за собственное существование. Что может значит подкуп по сравнению с этой заинтересованностью? Да, были даже западные журналисты, которые говорили: что же это за независимая печать, если она открыто играет за одну команду? Вы, конечно, знаете, кто первый над ними смеялся (заглазно, конечно). К власти шел и едва не пришел человек, считающий, что Сталину не хватило двух-трех лет, чтобы сделать сталинизм в Советском Союзе необратимым, вечным, - и открыто жалеющий о том, что не хватило...

"Я понимаю, что такие письма, как мое, комментировать крайне неприятно, да и отвечать на них - тоже, поэтому, - пишет господин Кузьменко, - не буду больше утруждать вас примерами, их масса, и не жду от вас никакой реакции. "

Я совсем не против того, чтобы вы утруждали нас примерами, Николай Николаевич. Напротив, с большим интересом узнал бы, откуда вы берете сведения: где, как, от кого узнали о том, что Россия вызвала войну в Таджикистане, что радио "Свобода" сочувствовала российской стороне во время чеченской войны, где, как, с чьей помощью осведомлялись о курдском вопросе... Ну, и благодарю вас за концовку вашего письма. "Несмотря на все то неприятное, что я вам написал, - говорится там, - мне будет очень грустно, если вдруг по какой-либо причине в эфире не услышу хорошо знакомого голоса. Всего вам наилучшего, здоровья и благополучия! Н.Н.Кузьменко. "

Такие концовки враждебных писем меня уже не удивляют. Я уже не спрашиваю, как можно желать человеку успешно продолжать дело, которое считаешь нечистым. Раз желают, значит, думают, что это нормально. Незаметно для себя люди очень все-таки изменились. Слова произносят старого времени, а чувствуют не по-старому. Прибавилось в России добродушия, прибавилось.

Гончаров Александр Владимирович из Воронежа: "Напишу пару слов о том, как со своей колокольни вижу окружающую меня российскую действительность. Ни коммунистов, ни демократов в российских верхах практически нет. По большей части, это умные и грамотные люди, принадлежащие к правящему классу. Почти все они понимают политическую деятельность с позиций своего класса - "номенклатуры." В России закончен первый этап демократической революции - построена демократия для номенклатуры. Наступает второй этап - выколотить демократию для населения. Желательно - без стрельбы. Лидер второго этапа - видимо, человек типа Явлинского. Его электорат устойчиво растет, он состоит из людей, воспринимающих политику и экономику не на подсознательном уровне, а вполне осмысленно. Мы учимся на ошибках (никто и никогда ни на чем другом не учился), скорость информации, ценность интеллекта в мире растет, так что страна развивается и выживет. Надо понимать - и она, кажется, все больше понимает, что, как сказал один широко известный автор, "если ты хочешь делать дешевую колбасу, тебе придется делать ее из человечины."

Пишет Николай Федорович Шкуропат: " Мне пришлось сидеть с 1947-го по 1960-й год. На нарах слышал анекдот. Вокруг Зимнего дворца шум, стрельба. Графиня просит служанку узнать, что там творится. Служанка сообщает, что большевики делают революцию. Графиня спрашивает: "Что же они хотят?" Служанка отвечает: "Чтобы в России не было богатых." Графиня говорит: " Странно, мой дед, декабрист, всю жизнь боролся, чтобы в России не было бедных." В лагере приходилось встречать и бывших соратников Ленина. Где же еще их можно было встретить? От них я еще там узнал, что же это была за..." Господин Шкуропат употребляет бранное слово, я опускаю его из уважения к чувствам верующих. "Я не провидец ,- говорится в письме дальше, - но лет за десять до развала Советского Союза, а то и больше, говорил, что доживем до того, что раздастся разбойничий свист: "Хватай кто что может!" - и растащат всю страну. Так и вышло. А теперь вы, зюгановцы, ищете виноватых, - обращается он к своим политическим недругам. - Да вы же и виноваты. Сначала вы обгадились по уши перед всем миром, когда закончили строительство своего социализма, то есть, окончательно поставили всех в очередь за пшеном, потом обгадились, когда первыми кинулись тащить все подряд: устроили прихватизацию. А теперь куда хотите вести народы?"

Спасибо за письмо, Николай Федорович, большое спасибо! Анекдот про графиню только за колючей проволокой, видимо, и мог ,если не родится, то сохраниться. Там больше было здравого смысла. На воле до сих пор миллионы хороших людей ничего так не хотят, как того, чтобы не было богатых. Не видят вокруг себя праведного богатства и думают, что иным оно не может быть.

Еще письмо о том же. Пишет господин Насалик: " Очень много писем, которые вы комментируете, приходят на радио "Свобода" от людей, которые против богатства и против богатых людей. Лично я не разделяю этой точки зрения, хотя в душе еще остается маленький кусочек зависти. С появлением "крутых" богатых (какими путями они добыли деньги - это их проблемы) возле них неплохо живется многим людям. И если сейчас сломать эту систему, всем станет только хуже. Да и сами богатые, мне кажется, этого не позволят, потому что история их научила, что будет, когда к власти придет Иван. Жалко, конечно, что богатые не вкладывают свои деньги в производство, а транжирят их на особняки и развлечения в дорогих ресторанах. Вы скажете, что так тратить деньги в корне неправильно. Но по-моему, он предусмотрен природой - такой процесс развития богатых. Вы напрасно не хотите трогать эту тему, а следовало бы как-то зацепить ее."

Сыпнули соли на рану, господин Насалик. Я, конечно, не уклоняюсь от этой темы, просто она редко присутствует в письмах слушателей. Обличают пока больше власть, чем богатых. Видимо, еще надеются на власть, считают, что она может наладить более равное распределение благ в обществе. А вообще о богатстве рассуждают мало, и я не жалею об этим. Ведь все, что знает о природе богатства и о природе бедности наука, очень трудно сообщать голодным. Доказано, что не дележкой общего богатства можно улучшить положение бедных классов, а увеличением его . Опыт всех народов подсказывает думать не столько о том, как поделить, а как сохранить и приумножить накопленное. Приведу одно высказывание. "Наиболее верное средство улучшения положения бедных классов - сделать так, чтобы богатство росло быстрее населения," - писал некогда очень большой специалист по сей части. Но стоит заикнуться об этом, как тут же скажут, что ты оправдываешь грабителей трудового народа.

Пишет господин Никулин: "Сейчас мне 71. До 1956 года хлеб я не покупал, а доставал. В 1937-38 годах я, десятилетний пацан, доставал его в магазине номер 14 города Балашова Саратовской области. Каждый вечер была такая плотная толпа, что было трудно поднять руку. Мы, мальчишки, продвигались к прилавку по головам. Нас было невозможно стащить, столкнуть вниз. Белый хлеб я ел месяца два-три в тридцать седьмом году (тогда был большой урожай) и потом уже после 1956-го. В 1966 году меня перевели в Киев. В магазинах было все, о чем можно было тогда мечтать, но к 1985-му ничего не осталось, кроме колбасы по два двадцать, да и то с очередью. В малых городах и поселках не было и ее. И вот теперь я обращаюсь к своим сверстникам, - пишет господин Никулин. "Неужели вы все это забыли, неужели все, что было, вам нравится, неужели вы, ругая президентов, хотите возврата к тому, что было: стоять в очереди и говорить шепотом. Конечно, сейчас трудно. Но почему многие из вас решение видят не в инициативе каждого жителя страны, а в провозглашении лозунгов: "Ельцин - предатель!", "Долой Кучму!" Ведь те, кто кричит это, никакой программы не имеют. Раздадим всем понемногу, как в 1917-м? Что дальше? "Рельсовая война" на первый взгляд справедливая война, но ведет она к хаосу. С уважением Никулин Ю.П."

Липаев Владимир Алексеевич из Москвы по мере приближения 2000-го года все больше думает о том, как предотвратить Всеземное Уничтожение Людей . Один раз он выражается так, затем употребляет сокращение - ВУЛ. Для этого он предлагает нам обсуждать только один вопрос: что делать? Никакого спорта, джаза, никаких подробностей из жизни всяких "звезд"! Господин Липаев опросил своих знакомых. Сначала он сообщал им, что по Гельвецию, большинство государств гибнут не от внешних врагов, а от деспотии собственных правителей, и спрашивал, что делать. Большинство отвечали: расстреливать деспотов на месте, меньшинство говорили расплывчато: демократия, законность, порядок. Никто не имел четкого плана преобразований во всемирном масштабе.

Владимир Алексеевич очень этим огорчен, а я, признаться, рад. Опыт все-таки чему-то учит людей. Во времена Гельвеция нельзя было знать, что самые большие неприятности выпадают человечеству тогда, когда кто-то принимается его спасать, особенно по четкому плану. Свойственно человеку, что уж говорить , свойственно раздумывать, как бы осчастливить или хотя бы спасти человечество, но до добра эти мысли не доводят .



ОглавлениеРасписаниеПрограммыЭфирСотрудникиАрхивДосьеПоискЧастоты
© 1998 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены.
Обратная Связь