Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
19.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Россия
[02-07-05]

Корреспондентский час

В эфире Самара, Сергей Хазов:

Алексей Егоров:

Подъезжая под Ижоры,
Я взглянул на небеса
И увидел ваши взоры,
Ваши синие глаза.
Хоть я грустно очарован
Вашей девственной красой,
Хоть вампиром именован
Я в губернии Тверской,
Но колен моих пред вами
Преклонить я не посмел
И влюбленными мольбами
Вас тревожить не хотел.

Сергей Хазов: С пушкинского стихотворения "Подъезжая под Ижоры" началась в минувшую среду очередная встреча самарских поэтов. С начала лета самарские любители поэзии собираются в сквере у памятника Пушкину на поэтические вечера. Рассказывает председатель самарского пушкинского общества Александр Же-лезняков.

Александр Железняков: Шестого июня, в день рождения Пушкина здесь собрались пушкинисты города. Собралось много поэтов - человек двадцать пять, и слушателей человек сто пятьдесятдвести. И когда уже подходило все это к концу, предложение было следующее - давайте мы у этого памятника будем собираться вторую и четвертую среду. По четным средам каждого месяца. Самарские поэты будут здесь читать стихи, а граждане будут знакомиться с нашими поэтами.

Сергей Хазов: Сквер у памятника Пушкину превращается, как говорят сами люди, "в клуб поэтов под открытым небом". На поэтических вечерах самарцы читают стихи не только на русском языке. Преподаватель Мария Койбаева пишет стихи на польском.

Мария Койбаева: Меня называют пани Марыся. Я учительница в школе. Когда я начала писать стихи, то я - хибл траффил, как говорят, наобум послала в Польшу. И эти стихотворения оценили. Стихотворение о счастье.

Сергей Хазов: Послушать поэтов к памятнику Пушкину приходят самарцы самого разного возраста. "Без стихов невозможно жить", - поделился пенсионер Алексей Егоров.

Алексей Егоров: Они облегчают мне жизнь. Я очень люблю поэзию. С юных лет - Пушкина, Лермонтова, Есенина. С большим удовольствием посещаю все мероприятия, посвященные Пушкину и другим поэтам. Это только приветствовать надо. Я в пушкинском обществе состою с восемьдесят девятого года. Начинали мы в Клу-бе Революции, в Доме ученых, потом в областной библиотеке. Сей-час нам возвратили комнату в клубе. Пушкинская комната, пуш-кинский зал. Где мы собираемся. С большим удовольствием посе-щаю все мероприятия, посвященные Пушкину и другим поэтам. Это только приветствовать надо.

Сергей Хазов: Для студентки Нади Шушуновой, поэтические вечера в сквере Пушкина - место общения с новыми друзьями.

Надя Шушунова: Вообще я только недавно познакомилась с ними. Я пришла сюда. Вообще, я давно хотела придти, но в первый раз только удалось придти. Познакомиться с Юлей Шостко, и с некоторыми еще. Я только начинающая здесь, теперь второй раз здесь. Я скорее могу начитаться и вдохновиться, вот так бывает. Учусь сейчас на историческом факультете в педагогическом университе-те. Интересно просто приходить сюда. Просто так общаться не с кем, таким, как я. Хорошие стихи звучат, и их слушаешь.

Сергей Хазов: Ближайший поэтический вечер в самарском сквере имени Пушкина будет посвящен "августейшему месяцу" - августу. Поэты обещали познакомить публику со стихами, написанными этим летом.

В эфире Саранск, Игорь Телин: В конце прошлого года весь мир узнал о существовании Майдана Незалежности - Площади Независимости в Киеве. Он бурлил, был многолюден. Есть свой Майдан, даже несколько - их девять - и в Мордовии. Майданы - так называются населенные пункты, основанные в стародавние времена выходцами из Украины.

Игорь Телин: Лай собак на пустынной улице, это единственное, что на-рушает тишину в Лемдяйском Майдане - селе в Старошайговском районе Мордовии. Живут сейчас здесь несколько десятков пенсионеров, единственными развлечением которых стали разведение собак, да пересуды о собственном здоровье.

Житель: Хоть давление смерить бы, но вот негде смерить давление. Вот сейчас я буду пить таблетки, или совсем сдохну, или меня парализует...

Игорь Телин: Нет в селе телефонной линии, экстренным службам - "скорой" или пожарным, в непогоду сюда и не добраться. Сейчас в Лемдяйском Майдане, отрезанном по сути дела от всего мира, осталось только три десятка жилых домов. Случайно проезжающий по селу мотоцикл, а тем более автомобиль - превращаются для жи-телей села чуть ли не в шоу. А каждого нового человека забрасы-вают вопросами - что и где происходит.

Житель: Послушаешь, кто там сходил, слыхал что-нибудь, вот я к нему хожу козу утром доить, вот придешь, он куданибудь сходит, скажет мне, а так и нет ничего.

Игорь Телин: Впрочем, есть у местных жителей еще одно "развлечение" - раз в неделю собираются они около одного из домов в очереди за продуктами. Тамара, ее односельчане называют купчихой, работала раньше дояркой в местном колхозе, была передовиком, много зарабатывала, смогли с мужем купить машину. Сегодня это - единст-венный автомобиль в селе, на нем и возят продукты из райцентра.

Тамара: Ну хлеб я заказываю, и привозит хлебная машина, продаем. Живу я на самой последней улице, туда народ не придет, старенькие. Выходит весь народ, и продаю, сегодня вон песок мешок привезли, сахар этот, муку.

Игорь Телин: Собаки - единственная защита пенсионеров, Официально обычные дворняги никакой родословной не имеют, но местные жители отслеживают, у кого какая псина позлее, от нее приплод и берут, защитники все-таки. На зиму окна в своих домах забивают наполовину фанерой - по местному опыту известно, что так теплее. Газа в селе нет, хорошо что электричество есть, электроприборы становятся едва ли не основным источником тепла, тем более, что с дровами здесь очень плохо. У кого-то просто нет денег на их по-купку, а вот у бабы Маши деньги с пенсии хоть и отложены, да ни-кто дров пока на продажу не привозил, может ближе к осени: Да еще напилить, нарубить их - тоже проблема.

Баба Маша: Ну сейчас - то чего...что ...пенсию плотят, ну тогда и с колхоза - то платили деньги. А сейчас нет ничего, тока вот ждёшь пенсию и все Работала я говорю 330 дней в году сделаю, и тока 30 дней на себя работала, всеостальное в колхозе.

Игорь Телин: Формально, говорит бывший механизатор Николай Ефимов, колхоз существует и до сих пор:

Николай Ефимов: Числится у нас колхоз, но в нём ничего нет, ни техники, ничего нет, ну нет никого, ничего: ни сельсовета, ни больницы, ни школы.

Игорь Телин: Еще десять лет назад были в Лемдяйском Майдане и магазин, и библиотека, и клуб. Село было многолюдное, в местной школе были даже параллельные классы. Об этом рассказала местный краевед, бывшая школьная учительница Тамара Андреевна.

Тамара Андреевна: Колхоз был большой конечно, земельные угодья были очень большими, особенно выращивали зерновых, это самый ходовые зерновые была рожь. Вот этими зерновыми колхоз выходил из положения, были у него и деньги, сдавали зерна в закрома очень много ну и конечно кормили своих животных.

Игорь Телин: Лемдяйский Майдан был основан в 1758 году украинцами и поляками. За века потеряны все связи с исторической родиной, и сейчас все жители считают себя русскими. Но, по словам Тамары Андреевны, пройдет еще несколько лет и будет потеряна родина малая, это село может прекратить свое существование.

Тамара Андреевна: Сейчас мы живем очень плохо, можно сказать, все у нас в развале, село развалилось, все разъехались, осталось очень мало жителей, всего-то возраста годов 35-37, вот ну или чуть побольше, постарше, молодежь вся уехала. Сколько я посчитала: вот как-то недавно мне пришло на ум, всего а нас жилых домов 30, в Майдане, 30, в этих домах, в этих домах, по 1, по 2 старика, больше нет никого.


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены