Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
3.5.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[20-08-04]

Демографические проблемы Земли

Программу ведет Андрей Шароградский. В программе принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ян Рунов и Татьяна Ткачук, которая беседует с демографом Владимиром Архангельским.

Андрей Шароградский: Население бедных стран Африки и Азии возрастёт во много раз, население высокоразвитых стран Европы, включая Россию, значительно уменьшится - таковы выводы, к которым пришли американские исследователи.

Слово нашему корреспонденту в Нью-Йорке Яну Рунову.

Ян Рунов: В научном докладе Вашингтонского частного Бюро информации по народонаселению говорится, что к середине этого столетия население планеты увеличится на 50 процентов и дойдёт до 9 миллиардов 300 миллионов человек. Но это произойдёт прежде всего за счёт стран Африки и Южной Азии. В то же время Япония, например, потеряет 20 процентов своего населения. Значительно сократится население в России, Германии, Италии. К 2050 году из первой десятки самых крупных по количеству жителей государств выпадут Япония и Россия. Их места займут Республика Конго и Эфиопия. Из всех промышленно развитых государств, только в Соединенных Штатах население вырастет на 43 процента. Если сегодня численность населения в США около 294 миллионов, то через 45 лет будет 420 миллионов американцев, и более чем наполовину за счёт иммиграции. А так как иммигранты прибывают в основном из развивающихся стран, то в их семьях рождаемость намного выше, чем в семьях коренных американцев. Сейчас в Америке в среднем у женщины два ребёнка, что является самым высоким показателем для промышленно развитых стран.

Примечательно, что росту населения в развивающихся странах не препятствуют ни распространение там СПИДа и других болезней, ни высокая детская смертность, ни проблемы с питанием и питьевой водой, ни короткая продолжительность жизни. В одной из беднейших стран Азии - Бангладеш - за 45 лет население удвоится и достигнет 280 миллионов, то есть там будет в два раза больше, чем в России, где сегодня 144 миллиона. Почти утроится население Нигерии - в этой стране к середине века будут жить 307 миллионов. Китай, который сегодня на первом месте по численности с его 1, 3 миллиарда человек, получит всего 10-процентный прирост, тогда как Индия обгонит Китай. Сейчас в Индии 1,1 миллиарда, а через 45 лет здесь будет 1,6 миллиарда жителей. В результате к середине века соотношение между развитыми и развивающимися странами будет 1 к 8, то есть более 1 миллиарда в развитых странах против более 8 миллиардов в развивающихся.

Эти данные базируются на изучении сегодняшних тенденций. Но, по словам автора доклада Карла Хауба, положение может измениться, если врачи найдут средство от СПИДа, уменьшат детскую смертность, или если в развивающихся странах удастся широко распространить противозачаточные средства.

Карл Хауб: На примере Нигерии и Японии лучше всего видны противоположные тенденции демографического развития у развитых и развивающихся стран. 44 процента населения Нигерии моложе 15 лет, и всего 3 процента старше 65. В Японии же только 14 процентов населения моложе 15 лет, и 19 процентов - старше 65. К 2050 году пожилое население Японии составит 40 процентов. Нигерийская женщина в среднем имеет шестерых детей. У средней японской женщины один ребёнок. У Нигерии проблема с обучением и предоставлением работы молодёжи, у Японии проблема помощи пожилым. Чем меньше в стране молодёжи и больше пожилых, тем меньше налоговые поступления от подоходного налога, за счёт которого государство выплачивает пенсии старикам. Другая проблема - нехватка рабочих рук в промышленно развитых странах, и рабочие места могут заполниться только за счёт иммигрантов. Одновременно коренное население экономически развитых государств выступает против допуска иммигрантов. Эта проблема особенно остро стоит во Франции, в Австрии, в Голландии. Но пример Нигерии и Японии, повторяю, наиболее наглядно иллюстрирует, куда идут две разные половины мира - развитые страны и развивающиеся.

Ян Рунов: В какой стране население растёт быстрее и какая страна потеряет больше, чем другие?

Карл Хауб: В Нигере, западноафриканской стране, рекордно, более чем в 4 раза, возрастёт число жителей. Если сейчас там 12 миллионов, то через 45 лет там будет 53 миллиона. Уменьшится население больше всего в Болгарии - там за 50 лет количество жителей сократится с 7,8 миллиона до 4,8, то есть почти на 40 процентов.

Ян Рунов: А как в России и в странах бывшего Советского Союза?

Карл Хауб: В России, как и в большинстве стран Восточной Европы, рождаемость продолжает снижаться. Это происходит даже в странах Центральной Азии. В России в среднем один ребёнок на семью. Разве что за последний год количество новорождённых начало расти.

Ян Рунов: Данные частного Вашингтонского Бюро информации по народонаселению совпадают с прогнозами ООН и Статистического Бюро США.

Андрей Шароградский: Раздел доклада Карла Хауба, посвященный России, комментирует старший научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ, демограф Владимир Архангельский. Вопросы ему задавала моя коллега Татьяна Ткачук.

Татьяна Ткачук: Владимир, если предположить, что сохранится нынешний уровень рождаемости в России, какой, на ваш взгляд, может быть динамика народонаселения?

Владимир Архангельский: Я делал 2,5 года назад прогноз по заданию Министерства труда и социального развития. В наиболее вероятном варианте прогноза у меня численность населения России к началу 2050 года достигала 90,6 миллиона человек. У меня пока нет оснований пересматривать этот прогноз ни в ту, ни в другую сторону.

В связи с рождаемостью я хотел прокомментировать то, что было представлено в докладе. Начиная с 2000 года, уровень рождаемости в России рос. И не только общие показатели росли, а они росли в связи с улучшением возрастного состава населения, то есть в репродуктивный возраст входили женщины, родившиеся в первой половине 80-х годов, когда в России и во всем бывшем Советском Союзе рождаемость повышалась. Другое дело, рост был не очень большим, для того чтобы говорить о коренных каких-то изменениях в демографической динамике. И по тем данным, которыми я располагаю, в 2003 году рост уровня рождаемости в России прекратился. Он был вызван реализацией "отложенных рождений", потому что в первую очередь он происходил у женщин старше 30 лет, и несколько меньшими масштабами откладывания рождений в последние три года. При этом собственно размеры откладывания рождений даже первенцев очень велики по-прежнему. И по некоторым косвенным данным мы можем их оценивать примерно в 20 процентов.

Татьяна Ткачук: Владимир, прогнозы практически всех институтов и центров, занимающихся проблемами народонаселения, пессимистичны. Сколь тесно, на ваш взгляд, это связано с экономическими трудностями, которые переживает Россия?

Владимир Архангельский: Не очень это связано. Мы привыкли считать, что низкий уровень рождаемости связан с плохими условиями жизни. Но даже представленный доклад показывает, что при сравнении стран между собой ситуация на самом деле прямо противоположная: страны с более бедным населением имеют более высокий уровень рождаемости. То же самое происходит и на уровне сравнения различных семей внутри региона, в том числе и внутри России. И дело здесь не в уровне жизни, что у одних он выше, а у других ниже. Тогда, действительно странная связь: у кого он выше, у того ниже уровень рождаемости, - казалось бы, вопреки всякой человеческой логике. Основным фактором являются не условия жизни, а так называемые «нормы детности» (то есть сколько принято, сколько нормально в данном обществе иметь детей) и потребность в детях, установки детности. Так вот, нормально в индустриальных странах, и в России в том числе, иметь одного-двух детей, и это определяющий фактор.

Татьяна Ткачук: Очевидно, состояние здоровья нации тоже играет не последнюю роль.

Владимир Архангельский: Состояние здоровья нации играет, безусловно, не последнюю роль, и в России ситуация, к сожалению, очень плохая. У нас с рождаемостью общие проблемы с другими экономически развитыми странами, и причины низкой рождаемости у нас те же самые, что и в Западной Европе, и в Японии, и в Америке. А вот что касается смертности, то здесь мы резко отличаемся от других индустриальных стран своими более высокими показателями смертности и более низкой продолжительностью жизни.

Татьяна Ткачук: Что, на взгляд специалиста, реально могло бы изменить демографические перспективы России?

Владимир Архангельский: Если говорить о перспективах до 2050 года, то нет ни одного варианта какого-то прогнозного сценария, при котором сокращение численности населения прекратилось бы в России. То есть до середины века Россия обречена на вымирание. Когда я делала эти прогнозы, я закладывал самые разные варианты, в том числе и варианты фантастически-оптимистические, так скажем. Даже при них вплоть до середины века население России вымирает. В перспективе без изменения норм детности, без изменения системы ценностных ориентаций, без изменения образа жизни общества и людей, живущих в этом обществе, составляющих это общество, где дети и семья были бы самыми важными ценностями, - вот без этого, конечно, сделать ничего нельзя.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "В Мире"
  • Последние новости на тему "СНГ"
  • Последние новости на тему "Международные отношения"


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены