Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
28.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[08-02-05]

Сегодня в Америке. Создаст ли Иран собственное ядерное оружие - Вашингтон просчитывает варианты. Молодые люди до 25 за руль не допускаются?

Юрий Жигалкин: Создаст ли Иран собственное ядерное оружие - Вашингтон просчитывает варианты. Молодые люди до 25 за руль не допускаются? Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке». У микрофона в Нью-Йорке Юрий Жигалкин. Как Соединенные Штаты должны ответить на ядерный вызов Ирана? Во вторник представители трех европейских столиц начинают переговоры с иранскими представителями, пытаясь убедить Тегеран отказаться от производства ядерного оружия. Мало кто ожидает от этих встреч серьезных результатов, и в Вашингтоне обострилась дискуссия по иранской проблеме. С подробностями Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: В своем ежегодном послании конгрессу «О положении страны» президент Буш обратился к иранскому руководству со строгим предупреждением.

Джордж Буш: Сегодня Иран остается главным в мире государственным спонсором террора, создавая ядерное оружие и одновременно лишая свой народ свободы, к которой он стремится и которой заслуживает. Мы работаем с европейскими союзниками, чтобы ясно дать понять иранскому режиму, что он должен отказаться от своей программы по обогащению урана и от любой переработки плутония и прекратить поддержку террора. А иранскому народу я сегодня говорю: когда вы отстаиваете вашу собственную свободу, Америка с вами.

Владимир Абаринов: Уже на следующий день представитель иранского МИДа Хамид Реза Асефи ответил Вашингтону. «Господин Буш, - сказал он, - забывает о том, что иранский народ 26 лет назад положил конец американскому господству и присутствию в Иране. Он закрывает глаза на нынешние реалии Исламской Республики Иран, на существующие в нашей стране свободу и демократию. Американский президент говорит о вещах, которые не имеют ничего общего с иранским обществом, и, тем самым, ставит администрацию США во все более неудобное положение».

Находясь в Лондоне, государственный секретарь США Кондолиза Райс повторила, что администрация считает Иран «главным пособником терроризма», однако военное решение в планы США в данный момент не входит. Из Тегерана ответили, что никакие угрозы не заставят Иран отказаться от продолжения ядерной программы.

Этот обмен демаршами сопровождался тревожными сообщениями прессы. Еженедельник «Тайм» со ссылкой на источники в Международном агентстве по атомной энергии сообщил в понедельник о том, что Иран продолжает техническое обслуживание завода по обогащению урана, несмотря на полученное ранее согласие временно отказаться от всех связанных с этим работ. По данным парижского Фонда стратегических исследований, Тегеран завершил разработку опытного образца детонатора, предназначенного для атомной бомбы. Наконец, агентство Reuters передало в понедельник сообщение из Москвы о том, что уже в этом месяце Россия и Иран подпишут соглашение о поставке российского ядерного топлива для запуска реактора в Бушере, построенного по российской технологии. По данным агентства, которое ссылается на источники, близкие к переговорам, соглашение должен подписать глава Минатома Александр Румянцев в ходе своего визита в Иран в конце февраля. Реактор предполагается запустить в конце этого года. А на полную мощность он выйдет в будущем году. Отработанное топливо должно быть возвращено в Россию через 10 лет.

Юрий Жигалкин: В то время, как репортеры тщательно просеивают заявления ведущих деятелей администрации Джорджа Буша в поисках намеков на планы Белого дома в отношении Ирана, американские специалисты пытаются уяснить, каковы реальные намерения иракского режима и можно ли все еще предотвратить создание Тегераном атомного оружия. Что нам достоверно известно о том, насколько велика иранская ядерная угроза? Я задал этот вопрос бывшему высокопоставленному сотруднику министерства энергетики США, сотруднику Фонда Карнеги Джону Вулфстолу.

Джон Вулфстол: Нет никаких сомнений в том, что у нас есть достаточно поводов для беспокойства, и лично я не сомневаюсь, что Тегеран приобретает ядерные технологии с прицелом на создание в случае необходимости своего ядерного оружия. Не так давно, например, было обнаружено, что вопреки заверениям, Иран ведет работы над обогащением урана. Вопрос, для чего: для использования в качестве топлива на строящейся Россией атомной электростанции или для планируемой атомной бомбы? Необходимость ответа на этот вопрос вселяет в экспертов тревогу.

Юрий Жигалкин: Господин Вулфстол, в последнее время высказываются настойчивые предположения о том, что США и Израиль разрабатывают операции по уничтожению иранских секретных ядерных лабораторий. Такой сценарий вам кажется вероятным?

Джон Вулфстол: На мой взгляд, сейчас - самое время для решительной дипломатии. К сожалению, Белый дом, судя по всему, считает, что Тегеран намерен любой ценой построить свою атомную бомбу и не хочет вступать в переговоры с Ираном, отдав дипломатию европейцам. Если верить Госсекретарю Кондолизе Райс, Вашингтон пока не планирует неких превентивных действий. Остается надеяться, что он окажет большую поддержку европейским представителям, начинающим во вторник переговоры с иранцами. Если эти переговоры ни к чему не приведут, у нас будет возможность передать дело в Совет Безопасности ООН, в полномочиях которого предпринять все необходимые силовые акции.

Юрий Жигалкин: Как, на ваш взгляд, выглядят в таком контексте действия России, готовой пустить в эксплуатацию Бушерскую АЭС и поставлять в Иран ядерное топливо?

Джон Вулфстол: Конечно же, это относительно рискованные шаги. В идеале, иранскому режиму ядерная технология должна быть недоступна. У него более чем достаточно нефти для удовлетворения энергетических нужд страны. Но обстоятельства таковы, что Иран имеет формальное право построить собственную атомную электростанцию, и существуют страны, готовые помочь ему это сделать на выгодных для них условиях. Однако международное сообщество может провести черту, договорившись. Скажем, о том, чтобы не продавать Ирану технологий и оборудования, используемого для обогащения урана или переработки плутония, все это необходимо для производства оружия. В том, что касается России, ее стратегия продажи Тегерану ядерного топлива, отходы которого будут возвращаться на российскую территорию, я думаю, вполне разумна в данных условиях.

Юрий Жигалкин: Это был Джон Вулфстол из вашингтонского фонда Карнеги, говорили мы с ним о кризисе, вызванном иранскими ядерными исследованиями. Коротко о новостях и о том, почему лучше не допускать за руль молодых людей до 25 лет.

Кто захочет стать президентом в 2008 году? Некоторые американские политики готовятся объявить о своих президентских устремлениях, но а пока стало известно о том, кто не хочет занять высший пост в стране. Это вице-президент Дик Чейни. «Я твердо решил, что в ближайшие четыре года я буду служить в кабинете нынешнего президента, а потом вы меня здесь не увидите», - заявил Чейни в интервью телекомпании «Фокс ньюс». Причем, вице-президент не просто сказал «нет», он добавил «железное нет». А для того, чтобы развеять остающиеся сомнения, Дик Чейни воспользовался цитатой из героя Гражданской войны генерала Уильяма Шермана, который ответил на подобный вопрос 125 лет назад так: «Если меня номинируют, я не буду участвовать в кампании, если меня изберут - я откажусь служить президентом». «И вообще, через четыре года мне будет 68 лет, сказал вице-президент, - а ведь есть еще столько рек, где я не рыбачил, у меня еще не было времени для своих внуков». Между тем, потенциальные претенденты на президентство должны объявить о своих намерениях в ближайшие три месяца. Наблюдатели говорят о кандидатурах Джона Эдвардса, губернатора Массачусетса Мита Ромни, Джона Керри, Рудольфа Джулиани, Джона Маккейна и ни одно предсказание не обходится без имени Хиллари Клинтон.

Проблема однополых браков может положить конец политической карьере мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. В пятницу нью-йоркский судья вынес решение о том, что город не имеет права отказать в регистрации брака парам с альтернативной сексуальной ориентацией. В ответ мэр, заявил о том, что он вынужден обжаловать это решение в апелляционном суде, хотя лично он за освящение брачными узами однополых союзов. Но дипломатичная позиция мэра не удовлетворила никого. Республиканские сопартийцы мэра обвиняют его в том, что он либеральный демократ в шкуре республиканца, либералы уличили мэра в беспринципности, а сами ньюйоркцы, как свидетельствуют опросы, хотя и против придания статуса брака однополым союзам, не одобряют политиков, выступающих за дискриминацию гомосексуалистов. Тем временем, как говорят эксперты, Нью-Йорк, скорее всего, вступил на путь Массачусетса, где суды нескольких инстанций своими решениями обязали власти признавать однополые браки.

Есть ли у молодого американца неотъемлемые права получить водительские права, В то время, как некоторые штаты позволяют подросткам садиться за руль с 16, американские психологи говорят, что это может быть опасно, и проблемой тому - окончательно не сформировавшийся мозг молодого человека. Как выяснилось, этот процесс завершается лишь к 25 годам. Рассказывает Ян Рунов.

Ян Рунов: По данным американского Национального Института Здоровья участок мозга, контролирующий рискованное поведение, нельзя считать окончательно сформированным вплоть до 25-летнего возраста. Этот научный вывод может заставить пересмотреть немало фундаментальных законов, в том числе закон о водительских правах.

Ссылаясь на это открытие, сенатор из штата Вирджиния Уильям Мимс предложил, прежде всего, ввести в штате закон, запрещающий водителям до 18 лет пользоваться мобильными телефонами в автомобиле. В штате Мериленд на рассмотрение законодательного собрания предложен законопроект, ограничивающий количество пассажиров и пользование мобильными телефонами в автомобилях, которыми управляют водители до 18 лет.

А можно ли вообще давать водительские права людям до 25 лет? Вот что ответил на это нью-йоркский клинический психолог доктор Майкл Киссин.

Майкл Киссин: Сам процесс созревания, может быть, длится больше, чем мы раньше думали, это не значит, что психика связана полностью с субтрактом, свойством нервной ткани дозревать. Надо посмотреть в корень, кто инспирирует такого рода законодательство? Конечно, если речь идет об авариях, - страховые компании, которые не хотят платить огромные суммы.

Ян Рунов: Если всё же учёные-медики правы и мозг не созревает полностью до 25 лет, то возникает и другой вопрос: можно ли приговаривать к смертной казни людей до 25 лет, раз они не ведают, что творят?

А не отодвинуть ли вообще совершеннолетие до 25-летнего возраста?

Майкл Киссин: Хотя нюансировка какая-то должна быть, человек должен быть судим по его делам. И признавать его незрелым только потому что клетка продолжает развиваться, это так же, как можно сказать, что гимнаст не должен допускаться к олимпийским играм, потому что тело его продолжает развиваться. Мы должны приветствовать разного рода исследования и, может быть, на каком-то этапе мы какие-то законодательства переделаем. Но это не повод.

Ян Рунов: Клинический психолог Майкл Киссин считает, что открытие учёных-медиков носит всё же чисто научный характер и нельзя спешить с пересмотром выработанных обществом в течение многих веков законов о службе в армии, о выборе профессии, о вступлении в брак...

Но на законодателей в некоторых штатах открытие произвело сильное впечатление, и губернатор Мэриленда поддержал новое правило, по которому человека до 21 года, пойманного за рулём в пьяном виде, будут лишать водительских прав аж на 5 лет.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "США"
  • Специальные программы, посвященные Америке и американской политике


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены