Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
1.5.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[26-11-02]

Планы реформы МВД России

Программу ведет Дмитрий Волчек. Корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров беседовал с депутатами Государственной Думы России Борисом Надеждиным, Алексеем Арбатовым и Николаем Ковалевым.

Дмитрий Волчек: В России планируется реформа Министерства внутренних дел. Проект реформы, правда, в самом общем виде, недавно публично изложил заместитель главы президентской администрации Дмитрий Козак. МВД предполагается разделить сразу на несколько структур с различными полномочиями. Слово нашему корреспонденту Мумину Шакирову:

Мумин Шакиров: О реформе в МВД говорят давно. С советских времен эта силовая структура являлась одной из самых монолитных и централизованных в стране, и неформально конкурировала с не менее мощной организацией, такой, как Комитет государственной безопасности. Последняя - КГБ СССР - в результате реформ рассталась с такими своими подразделениями, как внешняя разведка и пограничные войска, а федеральную службу контрразведки переименовали в ФСБ. МВД также не сумело полностью сохранить все свои прежние структуры. Милиции пришлось распрощаться с двумя ведомствами - с Главным управлением исполнения наказаний, сокращенно ГУИН, эта структура отошла под крышу Министерства юстиции России, и пожарной службой - ее передали под управление Министерства по чрезвычайным ситуациям. Теперь кремлевские чиновники во главе с заместителем руководителя администрации президента России Дмитрием Козаком намерены пойти дальше. Милицию поделят на неравные части - на федеральную полицию, на муниципальную милицию, на федеральную службу расследования и на национальную гвардию. Эти реформы поддерживает депутат Государственной Думы, член фракции СПС Борис Надеждин:

Борис Надеждин: Когда был принят закон о милиции, в начале 90-х годов, было проведено первое разделение, на криминальную милицию и муниципальную милицию. Потом отдельно возникла тема внутренних войск, охраны и так далее. Все это было связано с тем, что в советское время все было централизованное, единое, потом возникло реальное разделение властей по вертикалям, квази-независимые мэры, квази-независимые губернаторы, вопрос, кому подчиняется начальник райотдела милиции, то ли главе района, то ли начальнику ГУВД, и так далее. Поэтому, естественно, все это надо структурно разделять, как это во всех цивилизованных странах сделано, вопросы собственно охраны порядка на улицах, участковых, урегулирования жалоб соседей на шум, пьянство, драки - это проблемы местных властей и местной милиции. А вопросы как бы поддержания правопорядка на уровне охраны важных объектов, то есть, то, чем занимаются внутренние войска и так далее, это вопросы Национальной гвардии, условно говоря, плюс есть вопросы расследования уголовного, предварительного следствия, то, чем занимается криминальная милиция, и тоже федеральные вопросы.

Мумин Шакиров: За реформы выступает также депутат Государственной Думы, член фракции "Яблоко" Алексей Арбатов:

Алексей Арбатов: МВД сейчас превращается у нас, в общем, в неуправляемую структуру, что было полностью продемонстрировано тем, что даже Грызлов, представитель президента, и то не смог в корне изменить положение вещей. Поэтому идея Козака здесь, в общем, эту систему делает замкнутой. Действительно, система, которая может вписаться в демократическое общество.

Мумин Шакиров: Наибольшие дискуссии среди экспертов вызывают вопросы, связанные с взаимоотношениями муниципальных властей и местной милиции. К примеру, в стенах нижней палаты разрабатывается закон с рабочим названием "об органах охраны общественного порядка в Российской Федерации", где за безопасность на улицах городов и поселков будут отвечать не только районные отделы милиции, но и муниципальные власти. Последние будут финансировать людей в синих погонах из местного бюджета, что однозначно усилит позиции мэров и местных руководителей. Алексей Арбатов считает, что этот процесс неизбежен:

Алексей Арбатов: Муниципальная милиция - она должна быть под руководством мэров. Иначе, если она подчинена только верху, только Москве по всей этой вертикали, она становится невосприимчивой не только к указаниям мэров, но и к нуждам местного населения. Другой вопрос - что такая реформа недостаточна. Развитие местного самоуправления, предоставление прав органам местного самоуправления, особенно на городском уровне, позволит поставить под надлежащий контроль и не позволит превратиться муниципальной милиции в боевые отряды мэров.

Мумин Шакиров: Бывший руководитель ФСБ России, а ныне депутат Государственной Думы от фракции "Отечество-Вся Россия" Николай Ковалев остерегает реформаторов от поспешных решений:

Николай Ковалев: Каждая реорганизация несет, конечно же, потери. Потери и в оперативном составе, которые составляют обычно 20-30 процентов, и потери оперативных возможностей - до 50 процентов. Ну, например, выделение следствия в отдельное подразделение. С точки зрения теории, с точки зрения идеальной организации работы это правильно. Но вопрос, который нужно задать: мы готовы сегодня к таким реформациям? Ответ, к сожалению, однозначный - нет, пока мы не готовы. И я крайне боюсь, что мы можем парализовать работу правоохранительной системы, как минимум, на год.

Мумин Шакиров: А вот отдельная муниципальная милиция?

Николай Ковалев: У нас был опыт создания муниципальных подразделений, и достаточно негативный опыт. В ряде регионов, в частности, в Москве была создана муниципальная милиция, которая работала в ряде других регионов, и той отдачи, которая ожидалась, к сожалению, мы не получили. Ведь существует еще одна проблема: мы создаем муниципальную милицию, которая будет замыкаться на мэрах городов. По сути, это правильно. Мэр отвечает за безопасность каждого гражданина, за обеспечение общественного порядка, но целиком выводится эта структура из подчинения губернатора. И здесь есть определенная опасность противостояния, исходя из политических воззрений, исходя из личностных взаимоотношений в том или ином субъекте Российской Федерации.

Мумин Шакиров: Избрание министра внутренних дел России Бориса Грызлова председателем высшего совета партии "Единая Россия" на фоне дискуссий о реформе МВД еще больше привлекло внимание к этой силовой структуре. Законодатели и эксперты раскололись на два лагеря. Депутат Госдумы Алексей Арбатов, проявляя определенные симпатии в отношении Бориса Грызлова, тем не менее, считает, что министр внутренних дел не имеет права одновременно возглавлять силовое ведомство и быть партийным функционером.

Алексей Арбатов: Я с уважением к нему отношусь. То, что им могли быть многие недовольны, это вполне естественно, потому что он увольнял людей. Вот я слышал цифру такую, что примерно 10 процентов было уволено по мотивам коррупции, преступлений должностных, только по Москве и Московской области, а по России - 20 процентов. Конечно, это вызовет недовольство. Возвращаясь в единственную руководящую должность, оставаясь тоже в МВД, он, де-факто, если не де-юре, нарушает очень важный принцип демократического цивилизованного государства: чиновник, находящийся на такой высокой государственной должности, не может руководить партией, независимо от того, формально является он ее членом, или нет. То, что они говорят, что у них по уставу члены и руководители Высшего совета необязательно являются членами партии, это стопроцентное лукавство. Если человек руководит партией - как он может не быть ее членом? Это что, нас всех за дураков, что ли, принимают? Поэтому совмещение такое, мне кажется, это большая ошибка, и надежда на то, что это даст им какой-то административный ресурс на выборах - настолько это на поверхности лежит, настолько это явно, что даже неприлично. А сам Грызлов, по-моему, очень порядочный человек. Ему нужно было или оставаться в МВД и продолжать свое дело, или уходить из МВД и заниматься партийными вопросами.

Мумин Шакиров: Депутат Госдумы Николай Ковалев, напротив, не видит противоречия в том, что главный милиционер России одновременно и лидер партии "Единая Россия":

Николай Ковалев: Я считаю, оно абсолютно правильно, и сегодня Борису Вячеславовичу, я думаю, не предстоит решать какие-то организационные вопросы и руководить партией в общепринятом смысле, структурном. Его задача - определить стратегические цели партии, если хотите, улучшить, исправить ее имидж. Я думаю, что эта задача не потребует огромного количества времени, основная, конечно, его функция будет связана с исполнением обязанностей министра внутренних дел.

Мумин Шакиров: Реформа МВД, изложенная в общих чертах руководителем администрации президента Дмитрием Козаком, пока не вызвала горячих споров среди самих силовиков. Милицейские чиновники вяло реагируют на эти заявления, так как нет конкретных документов. Традиционно высший генералитет МВД консервативен и не готов идти на децентрализацию такой, все еще мощной, структуры, как Министерство внутренних дел. Но когда глава ведомства Борис Грызлов - близкий соратник президента России и крупный политический игрок, то шансы на проведение реорганизации в Министерстве внутренних дел возрастают.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Россия"
  • Последние новости на тему "Международные отношения"
  • Специальные программы, посвященные Российским событиям


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены