Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
4.5.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[02-07-03]

Решение красноярского суда по делу Анатолия Быкова

Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Красноярске Александр Макаров и политолог Андрей Пионтковский.

Андрей Шарый: В Красноярске краевой суд признал бывшего руководителя Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова невиновным в убийстве предпринимателя Олега Губина. Анатолия Быкова приговорили к 1 году тюрьмы за другое преступление и амнистировали в зале суда. С подробностями из Красноярска корреспондент Радио Свобода Александр Макаров:

Александр Макаров: Красноярский краевой суд признал Анатолия Быкова виновным в заранее не обещанном укрывательстве улик по делу Олега Губина – бизнесмена средней руки из маленького города Назарова, и приговорил к 1 году лишения свободы. Однако в связи с истечением срока давности (преступление было совершено еще в марте 96-го года) и амнистией, объявленной в честь очередной годовщины победы в Великой Отечественной войне, Анатолий Быков был освобожден от наказания. Тем не менее, скандально известный красноярский предприниматель – его долгое время называли крестным отцом местной мафии – по-прежнему считает себя невиновным.

Сразу же после оглашения приговора Анатолий Быков заявил, что его адвокаты опротестуют решение Краевого суда в вышестоящих инстанциях в установленные законом сроки. Прокуратура Красноярского края, которая требовала лишить Быкова свободы на 9 лет, так же намерена подать апелляцию в Верховный Суд России. Судья Виктор Яцек читал приговор почти 4 часа. Суд установил, что 26 марта 1996-го года недалеко от Назарова, в родном городе Анатолия Быкова, был убит местный предприниматель Олег Губин. Его из-за давних разногласий застрелил некто Скоробогатов. Через несколько месяцев этого человека при невыясненных до сих пор обстоятельствах застрелили в Москве. По версии обвинения Анатолий Быков, создавший в Назарове еще в 1992-м году организованную преступную группу, знал о готовящемся преступлении и, более того, активно помогал исполнителям. Якобы Олег Губин стал мешать ему делать бизнес. После убийства бывший председатель директоров КРАЗа, по мнению прокуратуры, принимал самое активное участие в сокрытии улик: прятал пистолет, стирал испачканную кровью куртку, помог соучастникам этого преступления скрываться от правосудия.

Судья, основываясь на показаниях многочисленных свидетелей и заключениях экспертов, опроверг практически все доводы прокуратуры. Тем не менее, суд признал Анатолия Быкова виновным в заранее не обещанном укрывательстве и приговорил к 1 году лишения свободы. Но, учитывая сроки давности и амнистию, судья освободил Анатолия Быкова от наказания. Когда прозвучал приговор, в зале раздались аплодисменты. К Быкову со всех сторон стали подходить люди, жали руки, обнимали, целовали. Сам виновник торжества заявил, что случившееся – это не только его победа.

Анатолий Быков: Это, наверно, победа не только Быкова, но и победа правосудия в какой-то степени. Они набрались мужества и назвали все вещи своими именами. Не побоялись ничего. Хотя я знаю: на суд было оказано огромное давление, начиная с регионального уровня, потом нашего округа и федерального уровня.

Александр Макаров: В приватном интервью господин Быков сказал, что, по его сведениям, в Москве очень недовольны случившимся. Поэтому он не исключает, что в ближайшее время в Красноярск приедет еще одна следственная бригада МВД и Генеральной Прокуратуры.

Андрей Шарый: По телефону из Москвы известный российский политолог Андрей Пионтковский.

По вашему мнению, сейчас, в нынешних обстоятельствах, дело Анатолия Быкова все еще имеет какую-то политическую подоплеку, или это просто затянувшийся судебный процесс, который власти стараются сбросить как можно скорее?

Андрей Пионтковский: Мне кажется, политической подоплеки, в смысле какой-то борьбы кланов, давления администрации на судебное решение и тому подобного, давно в деле Быкова не существует. Но, с другой стороны, дело Быкова - это показатель состояния нашей судебной системы. По существу, Быков был признан виновным в двух убийствах. В первом случае, он был наказан семилетним сроком заключения, правда, условным. А во втором - формулировка суда: "Укрывательство в контексте ситуации с убийством Рыбина, которое было совершено людьми, входившими в группировку Быкова, так называемыми "младшими пацанами", как определил себя один из дававших показания свидетелей". Это укрывательство по существу является не только признанием соучастия, но и организации убийства. Между тем, он выходит на свободу - такой дважды осужденный убийца. Это можно вносить в книгу Гиннеса, и, кроме как коррупцией судебной системы, ничем этот факт объяснить невозможно.

Андрей Шарый: Прежде российскую власть обвиняли в том, что судебную систему российскую используют в ряде случаев - и при выборах в регионах, и при тех ситуациях, когда речь шла о таких вот предпринимателях или политиках со спорной, мягко говоря, репутацией, - для того, чтобы решать какие-то свои проблемы. Сейчас произошло по-другому. Быков освобожден. Очевидно, уголовный шлейф какой-то еще будет тянуться, но, собственно говоря, суды окончены. Центральная власть стала сильнее, ее меньше заботит клан Быкова в Красноярске, или просто так изменилась ситуация в стране, что теперь иная система координат во взаимоотношениях между центром и регионами, между судебной системой и политикой в Кремле?

Андрей Пионтковский: Понимаете, разрастается центр федеральной власти, использовав судебную систему. Да, мы знаем массу примеров этому. Вот судебной системе понравилось это использование, и теперь она уже стала использоваться по своему усмотрению, подыскивая себе других заказчиков для использования. Причем это касается не только судебной системы, но и всей правоохранительной сферы в целом. Возьмите последние события с так называемыми "оборотнями в погонах". Конечно, на первом плане присутствует явно пиарный характер этой акции. На меня произвело впечатление другое - реакция милицейского сообщества. Она была достаточно адекватно отражена в тех газетах, особенно московских, которые как бы критически воспринимали эту акцию. Общее мнение было такое: а что такого особенного совершали эти люди? Да, подбрасывали наркотики, оружие, но это вроде бы обычная практика. Занимались бизнесом, "крышевали"...

И даже начальник МУРа публично заявил, что это замечательные профессионалы, у него не было к ним претензий, они прошли все горячие точки. Но, если они занимались бизнесом, то, вы знаете, какая низкая зарплата у милиционеров? У него у самого жена содержит кафе. После такого заявления начальника МУРа достаточно ясно, какие процессы происходят в нашей правоохранительной судебной сфере.

Андрей Шарый: Вы ожидаете возвращения Быкова в качестве политика регионального уровня на российскую политическую сцену, или вы считаете, что сейчас он не будет заинтересован в том, чтобы быть видным из Москвы?

Андрей Пионтковский: Он депутат Законодательного собрания Красноярского края. Как известно, – это достаточно высокий региональный уровень политика. Я думаю, он его устраивает. И он этим ограничится.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Россия"
  • Последние новости на тему "Международные отношения"
  • Специальные программы, посвященные Российским событиям


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены