Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
1.5.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[22-02-03]

Валерий Зорькин вернулся на место председателя Конституционного суда

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова, которая беседует с судьей Конституционного суда Анатолием Кононовым.

Андрей Шарый: В пятницу состоялись выборы председателя Конституционного суда России. Вопреки прогнозам, Марат Баглай лишился этого поста. На смену ему пришел Валерий Зорькин, который уже занимал эту должность в начале 90-ых годов.

С подробностями Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова: В ходе выборов председателя Конституционного суда Российской Федерации произошло сенсационное для юридических кругов событие. В первом туре рейтингового голосования судьи отдали равное число голосов действующему по сей день председателю Конституционного суда Марату Баглаю и судье Валерию Зорькину, однако во втором победил Зорькин, за которого проголосовали 10 из 19 судей Конституционного суда. И хотя сам Зорькин после голосования заявил журналистам, что избрание председателем Конституционного суда Российской Федерации для него стало полной неожиданностью, ему не составит особого труда свыкнуться с новыми обязанностями. Валерий Зорькин повторно становится председателем Конституционного суда России, он уже занимал этот пост с момента образования суда в 1991-м и по 93-й год. Говорит судья Конституционного суда Анатолий Кононов.

Анатолий Кононов: Я думаю, что для многих Конституционный суд и Валерий Зорькин почти что синонимы. Говорить о том, что Валерия Дмитриевича забыли, не помнят, кто такой, мне кажется, вряд ли. Потому что как раз последующих председателей обычная публика вряд ли и вспомнит, а вот то, что Зорькин и Конституционный суд, с чего это все начиналось – это как раз очень ярко запомнилось. Потому что потом и в средствах массовой информации, и в общественном мнении Конституционный суд ушел немножко в тень, и о нем как бы стали забывать. Валерия Дмитриевича я знаю очень хорошо, с самых ранних студенческих лет, потому что я у него учился еще в МГУ, и потом, когда мы вместе с ним были избраны в первом составе Конституционного суда, конечно, голосовал за него, как за председателя, за его позицию. Он тогда участвовал в создании новой Конституции, в разработке многих концептуальных основ юстиции конституционной. И став первым председателем, ее олицетворял в своем лице.

Марьяна Торочешникова: Тем не менее, в 93-м году во время противостояния президента и Съезда народных депутатов Валерий Зорькин, фактически выступавший в начале 93-го года посредником между Борисом Ельциным и Русланом Хасбулатовым, осенью однозначно стал на сторону парламента. Тогда с критикой в его адрес выступило меньшинство судей Конституционного суда, включая его заместителя Николая Ветрука. Они считали, что действия Зорькина носят характер политической деятельности, что для судьи недопустимо. 6-го октября того же года под давлением президентских структур и ряда своих коллег Зорькин вынужден был уйти в отставку с поста председателя Конституционного суда, продолжая оставаться его членом. Вскоре после этого деятельность Конституционного суда была приостановлена вплоть до принятия нового основного закона.

Анатолий Кононов: Я резко с ним не соглашался как раз в этот самый сложный исторический период для Конституционного суда – 93-й год, когда речь шла о приостановлении деятельности Конституционного суда, когда Валерий Дмитриевич вынужден был уйти в отставку. Я был с ним не согласен в оценке того, что он занял политическую позицию определенную, в оценке тогдашних решений президентской власти. Тем не менее, Валерий Дмитриевич, став потом рядовым судьей Конституционного суда вплоть до сегодняшнего момента, до того, как обратно стал председателем, отнюдь не был незаметной фигурой в Конституционном суде. Его интеллект, его знания, конечно, были решающим моментом в очень многих делах, которые разрешал Конституционный суд. Это было очень заметно, и его роль была очень значительна. Просто у него колоссальные знания и колоссальный опыт. Он именно специалист по теории и истории политических учений, по философии права. Поэтому он не только варился в соку отечественного нашего российского права, прежде всего советского, но и всего сравнительно правоведения.

Марьяна Торочешникова: Анатолий Леонидович, скажите, пожалуйста, можно ли сейчас говорить о том, что с выбором в председатели Конституционного суда Валерия Зорькина может что-то измениться в работе Конституционного суда?

Анатолий Кононов: Я очень мало, думаю, может что-то измениться, потому что председатель вряд ли играет решающую роль. Он такой же судья, если говорить о решении непосредственно каких-то конституционных вопросов, и здесь это решение зависит от всего состава Конституционного суда или палаты Конституционного суда, и председатель очень мало имеет влияния.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Россия"
  • Последние новости на тему "Международные отношения"
  • Специальные программы, посвященные Российским событиям


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены