Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
28.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[14-11-05]

Святослав Каспэ о перестановках в правительстве России

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.

Андрей Шароградский: Главная тема в России - перестановки в правительстве страны и президентской администрации. Их политологи объясняют по-разному, некоторые говорят о том, что Владимир Путин готовит себе преемника и таким образом готовится к разрешению так называемой "проблемы 2008", другие указывают на усиление региональных элит, главой путинской администрации теперь назначен тюменский губернатор Сергей Собянин.

Мой коллега Кирилл Кобрин обсудил возможные причины перестановок в Кремле и в Белом со Святославом Каспэ, руководителем аналитической службы фонда "Российский общественно-политический центр".

Кирилл Кобрин: Перестановки, которые произвел Владимир Путин, довольно значительные и касаются целого ряда государственных деятелей. Поэтому давайте начнем, пожалуй, с самой главной, я имею в виду изменение позиции Дмитрия Медведева, который был главой администрации президента Российской Федерации, сейчас он будет первым заместителем председателя правительства России, а на его место назначен Сергей Собянин, бывший губернатор Тюменской области.

Как бы вы прокомментировали это переназначение?

Святослав Каспэ: Если уж комментировать эти назначения, то, может быть, имеет смысл попытаться делать это не по отдельности, а несколькими крупными пакетами и конфигурация этих пакетов мне представляется несколько иной, нежели та, которая сейчас вами предложена.

Я хотел бы, конечно, сразу сказать, что поскольку подобные вещи всегда в нашей политической реальности случаются неожиданно, соответственно, задача вот такой экстренной концептуализации происходящего, она и тривиальна, и нетривиальна одновременно. То есть, с одной стороны можно, конечно, в течение тех нескольких минут, которые прошли между известием и его интерпретацией, представить некую схему, в которую укладывается почти все. С одной стороны мы видим два назначения в правительство - это Дмитрий Медведев и Сергей Иванов, они оба получили статус первых вице-премьеров. Это люди, уже давно числящиеся столпами путинской команды, и оба эти человека фигурировали как потенциальные преемники Путина. Вне зависимости от степени адекватности этого фигурирования, они там были. Соответственно, мы можем предположить, что их назначение на статус, на равные позиции, означает начало нового этапа, я бы сказал, публичного кастинга претендентов на роль преемника. Это одна часть, один пакет, вот эти два назначения.

Все остальные назначения - и уже бывшего губернатора Тюменской области Сергея Собянина, и двух новых полпредов, Коновалова и Исхакова - можно тогда рассматривать как некий бонус, предложенный региональным элитам. Все эти люди получили высокие позиции на федеральном уровне власти и, кстати, заметьте, что тут продолжается некая логика, наметившаяся еще тогда, когда сразу два новых губернатора появились в России, входившие до того в команда московского мэра. Я имею в виду Георгия Бооса и Валерия Шанцева. Логично считать это продолжением той самой тенденции.

Тогда мы можем, наверное, интерпретировать происходящее как некую сделку, в которой закрывается список потенциальных претендентов на роль президента-2008 с одной стороны, с другой стороны достаточно весомый бюрократический капитал получают представители региональных элит, причем ключевых регионов Российской Федерации.

Но здесь стоит сделать две оговорки. Первая состоит в том, что для выхода операции "Преемник" в публичную фазу как-то рановато. Как-то не раз констатировалось, что вряд ли в 2005-м и даже в 2006 году это произойдет. Во-вторых, предложенная мной только что интерпретация, которую на самом деле стоит рассматривать исключительно как игру ума, а равно любая другая интерпретация строится на том допущении, что все эти решения связаны некоей общей логикой. На самом деле вполне возможно, что никакой общей логики, никаких столь далеко идущих стратегических планов за этой суммой назначения не стоит, а просто президент Путин в очередной раз, кстати, продолжая традицию президента Ельцина, решает накопившиеся кадровые проблемы в одном пакете, независимо от того, насколько элементы этого пакета связаны друг с другом. Такое уже не раз бывало. И тогда во всех происходящем стоит искать не столько политический, сколько административный смысл. Но если это так, тогда он проявит себя несколько позже.

Кирилл Кобрин: То есть, иными словами, вы предлагаете два варианта объяснения этой ситуации - либо начало решения проблемы преемника и проблемы 2008, либо, говоря словами самого Ельцина, ракировочка.

Святослав Каспэ: Это, бесспорно, ракировочка в любом случае и достаточно мощная ракировочка. Но вполне возможно, что она не имеет отношения к той центральной политической проблеме, которую предстоит решать России, или имеет совсем не то, которое я сейчас предложил, это тоже возможно.

Кирилл Кобрин: И вопрос, касающийся именно региональных элит, о которых вы говорили. Но если Сергей Собянин, человек известный, то Александр Коновалов, который был прокурором Башкортостана, и бывший глава администрации города Казань, то есть бывший мэр Казани Камиль Исхаков практически неизвестны на федеральном уровне, в то время как и Пуликовский, и Кириенко были политиками достаточно известными.

Говорит ли это о том, что вообще должность полпреда начинает потихоньку терять свой статус?

Святослав Каспэ: Совершенно не уверен. То есть статус-то она теряет, но по независящим от тех обстоятельств, о которых мы сейчас говорим, причинам. Здесь может иметь место другое объяснение. Вообще говоря, одна из объективно существующих проблем российской политической системы - это дефицит в ней карьерных лифтов. И в частности, в особенности в последние годы, обострившаяся проблема выхода представителей региональных элит на федеральный политический уровень. Слишком долго было бы перечислять причины, по которым это произошло, но это произошло. По крайней мере, я так понимаю, что вторая российская столица Петербург в этом отношении дал уже все, что мог, а возможности остальных регионов в этом отношении оказались резко ограничены.

Здесь же мы видим попытку включения нового источника кадровых ресурсов для пополнения состава федеральной элиты. И, наверное, это, в общем, неплохо. В конце концов, люди, проявившие себя на региональном уровне, должны же выходить на более высокий.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены