Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
23.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[31-08-05]

Годовщина Бесланской трагедии

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.

Кирилл Кобрин: Судебное заседание по делу Нурпаши Кулаева, расследование федеральной и республиканской парламентских комиссий так и не ответили на основные вопросы пострадавших в прошлогоднем теракте в средней школе города Беслана. Жители Северной Осетии не исключают, что власти намеренно скрывают от них обстоятельства трагедии.

Олег Кусов: Узнали ли за прошедший год жители Беслана правду о событиях в средней школе номер один? Залина Губурова, потерявшая в школе мать и сына, считает, что располагает информацией, которая позволяет ей получить представление об обстоятельствах теракта.

Залина Губурова: Все равнодушно отнесли. Все могли помочь, была такая возможность, три дня подготовиться, чем-то помочь, но никто даже не пошевелился и никаких мер не предприняли. Ради спасения детей на все можно было пойти, но вы помните интервью Путина, когда он по телевизору говорил: "Кто бы не был в заложниках, мы с террористами ни на какие уступки, ни на какие переговоры идти не будем". Вы извините, конечно, он произнес такую фразу "мы будем их мочить в сортире", но он почему-то в этот раз сортир перепутал со школой.

Олег Кусов: Борис Кантемиров, близкие которого также находились в заложниках, уверен, что правду о теракте могут отыскать только сами жители Беслана.

Борис Кантемиров: А какую правду вы хотите знать? Если мы соберем три, четыре, пять человек, допустим, пару-тройку человек тех, кто был в заложниках, двое-трое тех, которые стояли снаружи, да мы сами эту картину опишем и воссоздадим так, что точнее не бывает. Что сверх этого мы хотим узнать? Вся проблема в том, что, помимо этой трагедии, параллельно с ней, произошел такой прокол со стороны многих влиятельных и сильных людей, которые должны нести прямую ответственность за это. И люди эти влиятельные и сильные, это уже не те, которые были 100, 200 лет назад в России, тогда бы люди просто вышли и застрелились бы. Так как таких людей уже в принципе нет, эти люди единственный выход, который нашли, это каждый день придумывать какие-тоновые факты, новые нюансы, и с помощью средств массовой информации, и с помощью каких-то новых свидетелей, новых каких-то вещей нас путают, нас хотят увести то в одну, то в другую, то в третью сторону. Поэтому я даже не хочу влезать в эту правду.

Олег Кусов: Поиск правдивой информации об обстоятельствах теракта в бесланской школе - одна из главных задач общественного комитета «Матери Беслана». Говорит сопредседатель комитета Аннета Гадиева...

Аннета Гадиева: Первая наша задача - это поиск правды. Мы требуем объективного расследования, мы хотим знать истину, мы хотим, чтобы были определены и наказаны все виновные. Если террористы, пусть их тоже найдут, точно также, как и те, которые должны были что-то сделать и не сделали, должны были защитить и не защитили, пусть они тоже будут наказаны.

Олег Кусов: Матери Беслана считают, что правоохранительные органы не спешат донести до общественности правду о прошлогодней трагедии.

Аннета Гадиева: У нас есть предположения, догадки, но всей правды, естественно, мы не знаем. Есть большая опасность того, что еще скоро мы ее не узнаем, если расследование будет идти в том же направлении, как сегодня. Создается впечатление, что работают или непрофессионалы, или люди, которые совершенно не заинтересованы в раскрытии данного ужасного преступления. Они расследование ведут в таком направлении, как будто в этом спортзале никто живой не остался. Там же были люди, они же видели, они же знают. Точно также как и снаружи были люди, и тоже видели и знают. Тут выдумывать-то ничего не надо.

Олег Кусов: Сотрудница одной из североосетинских газет Наталья Гацоева, анализируя судебный процесс по делу Нурпаши Кулаева, не исключает, что власти с помощью этого судебного разбирательства пытаются дезинформировать общественность. Наталья Гацоева в связи с этим вспоминает одно из недавних заявлений представителей Комитета «Матери Беслана»...

Наталья Гацоева: Буквально две недели назад они собрали пресс-конференцию, заявили о том, что если не объединят три дела - по милиции Правобережного УВД, по Беслану в целом дело и дело Нурпаши Кулаева - в одно, то они отказываются вообще посещать и суд по Кулаеву, и по Правобережному УВД. Чеджемов, их представитель, говорил, что суд над Кулаевым - это попытка увести суд от возмездия над другими виновными в этой трагедии.

Олег Кусов: Власть руками военных и террористов уничтожила бесланских заложников. Так считает Виссарион Асеев, депутат Правобережного районного собрания, получивший ранение при освобождении людей во время штурма школы.

Виссарион Асеев: Что подразумевать под словом "правда"? Если знать техническую сторону этого вопроса, как они пришли, сколько их было, как это боестолкновение началось, тогда, конечно, фактически мы ничего не знаем. Но если говорить правду о том, кто виноват и почему произошла эта трагедия, и почему столько людей погибло, ответ на этот вопрос был известен уже 1-го и 3-го числа. Люди ждали одного, что власть их защитит. Да, террористы - мерзавцы, но вопрос, откуда Басаев и такие, как он, черпают эти силы. Власть продуцирует этих боевиков. Кто идет в боевики? Такие же люди, у которых убили вчера матерей и отцов. Виновный тот, кто не защитил, кто не пошел на переговоры, тот, кто у нас с террористами ни при каких условиях не разговаривает. О каких принципах говорить, когда там 500 детей в заложниках?! Основной принцип - это спасти этих детей. Но когда нет задачи спасти людей, спасти заложников, а есть задача - уничтожить террористов, для меня правда одна - власть убила этих людей. С помощью террористов, с помощью армии - это уже дело техники.

Олег Кусов: Пострадавшие, так и не узнавшие правду о теракте, способны в отчаянии на радикальные шаги. Люди могут начать сводить счёты с теми, кто, по их мнению, несёт ответственность за прошлогодний захват школы. Рассуждая на эту тему, Аннета Гадиева не скрывает, что опасается возобновления осетино-ингушского вооружённого конфликта.

Аннета Гадиева: Так как ничего не изменилось, так как по-прежнему не названы виновные, идет расследование в таком направлении, то у людей эта боль уходит вглубь, и мы не можем гарантировать, что завтра у кого-то вот это не выльется в самой агрессивной форме. Понимаете? Человек же тоже не каменный. Как у осетин говорят, тавдейна, вот, сгоряча ты еще как бы это не осознал, но потом это наоборот все усугубляется. Вообще, на Кавказе на сегодняшний день очень сложная ситуация. Гарантировать, что да, этого конфликта не будет, естественно, мы не можем.

Олег Кусов: Говорила сопредседатель общественного комитета «Матери Беслана» Аннета Гадиева. В завершении беседы она напомнила, что общественный комитет обратился к ряду российских политиков и чиновников с требованием не приезжать в Беслан в траурные дни годовщины теракта. Среди этих людей Владимир Путин, Рашид Нургалиев, Александр Дзасохов, Мурат Зязиков.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены