Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
18.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[13-04-05]

Владимир Путин внес в Госдуму законопроект «О государственной службе российского казачества»

Кирилл Кобрин: Сегодня президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект «О государственной службе российского казачества». Если закон будет принят, казаки смогут официально участвовать в охране государственной границы, следить за порядком на улицах российских городов и бороться с терроризмом. Советник президента по делам казачества, генерал Геннадий Трошев в интервью радио «Свобода» сказал, что «если закон будет, наконец, принят, сбудется его давняя мечта». Рассказывает корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Закон о государственной службе российского казачества не могут принять более 10 лет. Два раза на него накладывал вето первый президент России Борис Ельцин. В основном, законопроекты отклонялись из-за противоречия с законами об общественных и некоммерческих организациях и основах госслужбы. Кроме того, главным предметом споров вокруг прежних редакций закона был пункт о ношении казаками оружия. В нынешнем проекте об этом нет ни слова. В законе устанавливается, что основными принципами осуществления российским казачеством госслужбы являются законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и компетентность.

Я поговорила с советником президента по делам казачества, генералом Геннадием Трошевым.

Скажите, пожалуйста, для чего вообще нужен Закон о казачестве? Почему его так долго не могут принять?

Геннадий Трошев: Притчу расскажу. Во-первых, лет 10 этот Закон не может быть никак принят по разным причинам. Не будут говорить об этом. Но я два года советник президента. Моя мечта голубая, как говорят, это задача минимум, чтобы был принят Закон о государственной службе российского казачества. И вот сегодня, наконец-таки, президентом вынесен на рассмотрение Государственной Думы.

Казачество всегда было оплотом России, всегда было опорой царя, а сегодня президента. Они всегда первыми заступались за свое Отечество. Для меня сегодня то, что я прочитал в газетах, для меня это праздник. Я сегодня нахожусь в командировке на Дону, там, где казачество процветает. Буквально через два месяца будут праздновать 100-летие со дня рождения Шолохова. Для меня это двойной праздник. И я, как советник президента, который отвечает за вопросы казачества, удовлетворен тем, что сегодня президент услышал казаков, и обещанные им слова он выполнил.

Любовь Чижова: Геннадий Николаевич, скажите, пожалуйста, а каковы основные пункты этого закон? Что будет нового для казаков после принятия этого закона?

Геннадий Трошев: Что-то нового ничего не будет. В принципе, по большому счету я вам открою секрет, казаки живут без этого закона по той жизни, которая будет определена после выхода этого закона. Сегодня этот закон больше нужен для тех чиновников, для тех чинуш, которые не хотят видеть в упор казачество, которые боятся казачество. А казаков не надо бояться. Это те люди, которые первые встают на защиту Отечества. Это те люди, которые опора сегодня президента.

Любовь Чижова: Меняется как-то статус казаков?

Геннадий Трошев: Хочу сказать так. Как когда-то казачество было разделено на красных и белых, так сегодня они разделены на реестровых и общественных. Я мыслю, что после утверждения Госдумой или принятием Госдумой Закона о государственной службе российского казачества, казаки пересмотрят свое отношение и вступят в реестр. Реестр - это не хомут для казачества. Это оценка их труда. Они сегодня готовы служить во имя России, выполняя государственную службу.

Любовь Чижова: Геннадий Николаевич, это будет военная служба? Как это будет выглядеть?

Геннадий Трошев: Нет, нет, совершенно нет. Это не военная служба, это не воинские формирования, это не вооруженные какие-то солдаты, казаки. Это войсковые казачьи общества. Это казачество, которое сегодня, объединяется или в общество казачье, а их 10 сегодня, или в отдельные организации, но не просто общественники, не просто решил, выбрал атамана, захотел - создал организацию.

Любовь Чижова: А что они будут делать? Они будут патрулировать улицы? Следить за правопорядком?

Геннадий Трошев: Ты все прочла, наверное, в законе уже. Да, они сегодня, не подменяя милицию, будут помогать. Помните народные добровольные дружины? Так вот сегодня казаки на себя берут ответственность быть добровольными казачьими дружинами. Наводить порядок, чтобы у нас ночью могли гулять так, как гуляли 20 лет назад, чтобы не боялись бомжей, чтобы не боялись бандитов. Будут наводить порядок. Они сегодня готовы на госгранице, не подменяя пограничников, нести службу по охране госграницы. Ведь если казак живет там, он там вырос, он рожает детей, все продолжается. Ему не безразлично, кто перешел границу.

Представь себе, призвали на пограничную службу солдата. Он два года отслужил и ушел. Ему все равно справа, слева. А казаку не безразлично, потому что он знает - прошел правее своего участка, этот тот наркоман, который принес наркоту их детям.

Любовь Чижова: Все казаки за принятие этого закона, или есть какой-то разлад в рядах казачества?

Геннадий Трошев: Да, есть противники. А противники кто? Те общественники, которые сегодня под эгидой одного какого-то генерал-полковника или генерала армии, нет такого чина в казачьем движении, они сегодня рулят там всей Россией. Пусть они относятся к общественным организациям, а мы сегодня за возрождение российского казачества, которое во имя России, во имя доброго слова высокого защитника Отечества, поэтому госслужба - это то начало, которое дает добро казачеству.

Любовь Чижова: Между тем, российские правозащитники негативно относятся к тому, что к охране правопорядка на законных основаниях вскоре могут присоединиться казаки. Как сказал директор движения "За права человека" Лев Пономарев, "трудно что-либо возразить против желания людей объединиться. Если они хотят охранять границы, то пусть охраняют. Это будет лишь разновидностью контрактной службы. Но когда им будет дано право поддерживать правопорядок внутри этих границ, то это тревожит. Как показывает опыт, казаки понимают правопорядок по-своему".

Андрей Шарый: Об истории российского государственного казачества и о роли казаков в охране южных границ России, завоевании Кавказа, подавлении революционного движения начала прошлого века мой коллега Кирилл Кобрин беседовал с историком, автором книг по истории кавказских воин, соредактором журнала "Звезда" Яковом Гординым.

Кирилл Кобрин: Когда появились казаки, государственные казаки на южных границах России?

Яков Гордин: Если говорить о государственном казачестве, то это XVII век уже, причем, казачество терское, гребенское в то время было достаточно пестрым. Там были служилые казаки, которые получали жалованье, были так называемые воровские казаки, которые жили совсем другим промыслом. Иногда она перемешивались между собой. Но вообще терско-гребенское казачье войско, как уже нечто такое структурированное, это начало XVII века - 1605-1607 годы, то есть это время смуты, хотя городские казаки были и до этого.

Кирилл Кобрин: В эти приграничные земли приглашали людей. семьи, то ли платили им жалованье, то ли не платили, освобождали от подати, от налогов, а они за это должны были защищать границу?

Яков Гордин: Насколько я понимаю, процесс был гораздо более самодеятельный изначально. На Терек, терско-гребенское войско располагалось по Тереку до Сунжи, первоначально просто бежали и откочевывали казаки с Дона, с Яика, с Волги. Уже потом они входили в некие связи с официальными структурами. Их использовали, хотя были попытки направлять в какие-то там походы, военные акции в поддержку кабардинских владетелей, которые были союзными с Москвой, направлять казачьи отряды, включая их в такие регулярные формирования. Это был очень пестрый процесс.

Кирилл Кобрин: Какова была роль казаков в кавказских войнах России, в завоевании Кавказа?

Яков Гордин: Роль была достаточно значительная, хотя не определяющая. Все-таки надо трезво сознавать, что Кавказ завоевывали регулярные части, полки Кавказского корпуса, а потом Кавказской армии уже. Главной функцией казаков, кроме того, что они, действительно, участвовали в походах, в экспедициях, в карательных набегах, была защита линии. Казаки стали называться линейцами. Там был опять-таки очень сложный расклад. Было несколько казачьих войск - было Кубанское войско, Черноморское. Было линейное войско, которое защищало населенные выходцами из Центральной России области от горских набегов, и использовалось в качестве вспомогательных войск. Завоевать Кавказ сами по себе казаки не могли.

Кирилл Кобрин: Казачьи полки были составной часть регулярной российской армии в XIX и начале XX века. Они участвовали и в наполеоновских войнах. Какова была здесь их функция?

Яков Гордин: Здесь их функция была опять-таки достаточно важная, но тоже не определяющая. Казачьи части использовались для разведки, естественно, они участвовали непосредственно в боевых операциях. Но если, скажем, вспомнить Бородинскую битву, насколько я себе ее представляю, то основная тяжесть кавалерийских боев все-таки лежала на регулярных частях кавалерийских. А набег, рейд по тылам французской армии во главе с Уваровым, который особой пользы не принес, там были казаки атамана Платова.

Казачьи части, очевидно, сыграли очень существенную роль уже на втором этапе Отечественной войны - это преследование наполеоновской армии, это внезапные нападения, это уничтожение отколовшихся отрядов. Функция очень существенная, но не определяющая.

Кирилл Кобрин: Потеряли ли казачьи части свои функции, свою важность в русской армии уже в ХХ веке?

Яков Гордин: В мировой войне они все-таки еще играли достаточно существенную роль. Как раз к этому времени, скажем, Донское казачье войско уже выработалось в такие регулярные, хорошо обученные формирования. Обученность и боеспособность казачьих полков в течение XIX века возрастала. В Первой мировой войне они, безусловно, играли уже роль, очевидно, равную с регулярной кавалерией.

Кирилл Кобрин: Но казачьи части играли и огромную роль в поддержании порядка, внутреннего порядка в Российской империи, достаточно вспомнить их роль в разгоне митинга, демонстраций и так далее.

Яков Гордин: Да, без всякого сомнения. Но дело в том, что казачество было привилегированной кастой, что сыграло потом печальную роль в судьбе казачества. Дело было не только в ненависти большевиков и в процессе расказачивания, а и в крайне раздраженном отношении к казачеству крестьянства, которое находилось на совсем другом социальном уровне по сравнению с привилегированным казачеством. Казаки играли роль такой охранительно силы до поры до времени.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены