Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
29.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Экономика
[08-06-05]

Возможности экономического роста в России после дела "ЮКОСа"

Программу ведет Светлана Толмачева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.

Светлана Толмачева: Сегодня в Москве на заседании клуба "Открытый форум" предприниматели и политологи вновь поднимали тему взаимоотношений власти и бизнеса. Эксперты оценивали - как изменятся возможности экономического роста в России после вынесения приговора Михаилу Ходорковскому, как дело "ЮКОСа" скажется на дальнейших отношениях между чиновниками и предпринимателями, а также вырабатывали стратегию адаптации бизнеса к нынешней политической реальности. На заседании клуба побывал корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.

Михаил Саленков: За последние несколько месяцев столь представительное обсуждение проблемы взаимоотношений власти и бизнеса прошло впервые. В заседании клуба "Открытый форум" и Национального инвестиционного совета кроме экспертов приняли участие и представители партии власти - несколько депутатов "Единой России". Большинство специалистов сошлись во мнении, что отношения власти и бизнеса в современной России оставляют желать лучшего. Нормализовать их можно лишь, сменив нынешнего президента и его команду. Поэтому многие возлагают надежды на следующие парламентские и президентские выборы 2007-2008 года. Говорит директор Центра политических исследований, политолог Андрей Пионтковский.

Андрей Пионтковский: Наш замечательный соотечественник Петр Чаадаев еще почти 200 лет назад высказал мысль, что России, видимо, выпала историческая роль быть неким уроком для других народов, показывая, что не надо делать и как не надо. Похоже, что эту роль мы с мазахистским рвением все эти 200 лет и продолжаем выполнять.

Владимир Владимирович себя достаточно искренне ощущает таким либеральным реформатором. Ему об этом постоянно говорят многие его советники. В его экономическом мировоззрении так причудливо, но органично сочетаются элементы чубайсизма и чекизма, что позволяет мне назвать его философию моделью "чуче". Та дорога, которой мы идем, ведет к развалу и гибели России. Либо эта система разрушит страну, либо все-таки мы найдем в себе мужество с этой дороги сойти, тогда весь этот период останется в нашей исторической памяти, как некая последняя иммунная прививка против философии рабства.

Если говорить о временном горизонте, он совершенно очевиден - это смена власти в 2007-2008 году.

Михаил Саленков: Депутат думской фракции "Единая Россия" Ахмед Белалов заметил, что, исходя из его личного опыта, диалог у власти и бизнеса не складывается уже давно.

Ахмед Белалов: Я пришел в Государственную Думу в 1999 году из бизнеса и столкнулся с такой парадоксальной ситуацией, когда полностью отсутствовал всякий диалог. Власть считала, что бизнес это некий такой материал, который призван обеспечить жизнедеятельность сносной власти. Соответственно, бизнес считал, что они такие создатели, а они такие трутни, которых они должны содержать. Полное отсутствие диалога.

Я склонен считать, что с тех пор прошла достаточно серьезная метаморфоза. Процесс эволюционизировался. Он, надеюсь, еще впереди, когда произойдет некое разделение. Это во всем мире происходит, так и происходило. Возьмите администрацию президента Буша. Все представители администрации так или иначе представляют крупный бизнес, начиная с Кондолизы Райс, которая была членом совета директоров "Шеврона", начиная с вице-президента Чейни, который представлял "Halliburton", которая имеет самые крупные контракты в Ираке на обеспечение американской армии. Думаю, что будет немножко структурироваться взаимоотношения диалога власти и бизнеса.

Михаил Саленков: Директор экспертного института Андрей Нещадин отметил, что в России сейчас идет процесс подмены частного бизнеса государственным. Подконтрольные властям компании потихоньку вытесняют с рынка частных предпринимателей. Как результат - желание бизнесменов стать частью политической элиты.

Данные об увеличении числа предпринимателей в госструктурах привел директор Института региональных проблем Максим Дианов.

Максим Дианов: Бизнес понял, что без политики никакой бизнес вообще невозможен. Поэтому сейчас сошлюсь на исследования Оксаны Гаман по бизнесу и политическим элитам в регионах, где в 2000 году чисто политиками были 46 процентов элит в регионах, чистый бизнес - 36 примерно процентов, оставшиеся 18 или 19 процентов - это бизнесмены и политики, то есть политики, которые занимаются бизнесом, или бизнесмены, которые занимаются политикой. Через три года в 2003 год: чистых бизнесменов те же 36 процентов остались, а вот зеркально поменялись соотношения чистых политиков и бизнесменов-политиков, то есть чистых политиков осталось 18-19 процентов, а 45-46 процентов - это люди, которые пришли из бизнеса в политику, или политики, которые занялись бизнесом.

Если посмотреть 1998-1999 год, то условно из 7-8 заместителей глав администраций региона 1-2 были бизнесменами в среднем, где-то больше, а где-то меньше. Сейчас половина заместителей губернаторов в среднем это бизнесмены.

Михаил Саленков: Вспомнили и о Михаиле Ходорковском и Платоне Лебедеве. Председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева напомнила, как российский бизнес отреагировал на заключение под стражу сначала Лебедева, а потом Ходорковского.

Людмила Алексеева: Когда арестовали Пичугина и Лебедева, но еще не арестовали Ходорковского, реакция была такая, здорово меня удивившая. Я не ожидала такого от нашего крупного бизнеса. Они кинулись именно к правозащитникам. Тогда был организован по инициативе РСПП такой антикризисный комитет, в который входили кроме представителей РСПП еще и всякие активные правозащитники. Они говорили: "Мы нуждаемся в помощи гражданского общества, в защите гражданского общества". Этот антикризисный комитет постоянно заседал. Туда каждая компания складывает деньги, они выбирают, как это полагается, совет директоров из тех людей, которым они доверяют, и уже мы на конкурсной основе будем распределять эти деньги. Тут арестовали Ходорковского. И антикризисный комитет растаял в воздухе. Понятно почему. Потому что власть очень понятно объяснила нашему бизнесу, что не позволит, чтобы они вкладывались в гражданское общество без спроса власти, а будут отстегивать дальше туда, куда им велено.

Михаил Саленков: Заместитель директора британского аналитического центра Максим Киселев вспомнил свою беседу с одним из зарубежных специалистов по инвестициям.

Максим Киселев: Как только арестовали Лебедева, я был в Америке и разговаривал с моими коллегами, в частности с одним очень крупным инвестиционным экспертом. Он сказал: "Забудьте сейчас о крупных инвестициях в Россию на ближайшие лет 10. Потому что удар по восприятию институциональных инвесторов на Западе таков, что ни один совет решение о серьезных инвестициях просто никогда не примет".

Михаил Саленков: Закончил свою мысль Максим Киселев словами: "Сегодня после дела "ЮКОСАа" власть ведет себя по отношению к бизнесу так, как хочет".


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Экономика"


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены