Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
19.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[21-02-04]

"Митьки" написали письмо олигархам

Программу ведет Кирилл Кобрин. С художником Дмитрием Шагиным беседовала Марина Тимашева.

Кирилл Кобрин: Художники из группы "Митьки", подражая запорожцам с картины Репина, написали открытое письмо российским олигархам. В нем они задают вопрос: "Кто ж наш хлебушек поел?" Работа Дмитрия Шагина выставлена в московской "Галерее одной картины". Понимают ли зрители артистическую иронию? На выставке "Митьков" побывала Марина Тимашева:

Марина Тимашева: Все знают картину Ильи Ефимовича Репина. Но мало кто знаком с историей письма запорожцев. Вкратце она такова: в 1663-м году султан Османской империи Мохаммед Четвертый обратился к казачеству Запорожской Сечи с письмом, повелевающим им сдаться ему добровольно и более не беспокоить набегами. В ответ он получил текст малоцензурного содержания, в котором адресованные ему слова " козолуп"( то есть кастрированный козел), аспид и свинячья морда могут считаться самыми мягкими, остальной текст письма воспроизвести на радио невозможно. Считается, что ответом на письмо стала кровавая расправа над Запорожской Сечью. Прославила казаков картина Ильи Ефимовича Репина. Что общего в картине Шагина и картине Репина, так это большой холст и отчасти композиция, но у Шагина место запорожцев занимают его друзья - "Митьки". Портретное сходство при усилии можно обнаружить. Митьки на картине изображены трезвыми, но прежде пили не меньше запорожцев, и уже потому могут считать их родственными душами. Одеты они на картине кто во что горазд: кто в валенках и ватниках, кто в матросках и буденовках, а кто и в пиджаках. Выглядят они менее живописно, чем запорожцы у Репина.

Дмитрий Шагин: Действие происходит в такой виртуальной митьковской картине. Это как бы такое сакральное место, где "Митьки" собираются, где "Митькам" нравится, они собрались в таком кубрике, сидят и обсуждают, и как быть дальше, пьют чай, но кто-то, может, и водку. Вообще "Митьки", как задумывались в свое время, это некий срез нашего общества. Вот здесь на картине изображена группа художников, и у каждого свое убеждение. Вы про батюшку спросили - это действительно наш художник Иван Сотников, который стал священником, а в буденновке - наш поэт Михаил Сапего, красный матрос, он такой убежденный коммунист-идеалист, я бы так сказал. Шинкарев, собственно наш писатель, который написал тексты, если вы помните картину Репина, то там такой примерно и сидит писарь.

Марина Тимашева: Вообще-то вначале "Митьки" тоже получили письмо, но не от султана, а от Чубайса. Послушаем Дмитрия Шагина:

Дмитрий Шагин: Исторический-то султан написал письмо запорожцам, но мне лично только Чубайс написал письмо. Видимо, всем написал, так уважительно, что, "я электроэнергию на три месяца делаю дешевле", с подписью. Я от одного олигарха письмо получил. Распоряжается, кому включать электроэнергию, кому выключать. Ну, мне не понравилось.

Марина Тимашева: Ответ олигарху висит на стене галереи, рядом с картиной, и в общих чертах напоминает текст, сочиненный запорожцами:

Дмитрий Шагин: Я просто предваряю, что это письмо написали сначала запорожцы турецкому султану, тогдашние некоторые выражения были малопонятными, у меня тут словарик есть. Кроме того, поскольку мы пишем олигархам, некоторые изменены реалии, например, "братка картонная", это такое митьковское слово - это просто кредитная карточка. Письмо такое: "Дык, олигархушки, хряки задембелевавшие, дурилки картонной братки и товарищи, лютого Люцеперя секретарщики. Якие ж вы, елы-палы, лыцари... Не будете вы, сукины вы сыны, сынов российских пид собой маты, ваших подхрячников мы не боимось, Землею и водою будем биться з вами... Вавилоньския вы кухари, маньдивски колесники, Давоськия бравирники, альпийские козолупы, шенгейския свинари, Америкоськи злодиюки, Попуаськие сатайдаки, ахриканьски каты, у всего свиту и пидсвиту блазени, самого аспида внуки и нашего хрена крюки. Свинячи вы морды... ризницьки собаки, нехрещеные лбы... Вот так вам митьки высказали, плюгавче. Не будете вы и свиней колхозных пасти. Теперь кончаемо, ибо числа не знаемо и календаря не маемо, мисяц у небе, год у князя, а день такий у нас, який и у вас..." И подпись: "Митьковский атаман Митька Шагин зо всими фабзайчатами". Фабзайчата это фабричные зайчата. Все, кто работал на заводе. И может, какие-то слова непонятные. "Блазень", например, это "придурок" на старом запорожском языке. "Бравирник" - это хвастун, который любит ездить там в Давос и хвастаться, как у нас все хорошо. "Ризницька собака" – кусачая собака. Текст близок к оригиналу, только что немножко его я осовременил.

Марина Тимашева: К слову, в "Галерее одной работы" висит на самом деле три. Одна большая и две маленькие. На них изображены Митьки и красуются подписи: "За державу обидно" и "Кто наш хлебушек поел?". Про хлебушек Шагин говорит невесело:

Дмитрий Шагин: Последней каплей было для меня, потому что в Питере все же несколько по-другому, чем в Москве, меня очень обидело, что моей маме дали пособие за 900 дней блокады, которые она пережила, 900 рублей. Я считаю, это такой уже цинизм, просто до слез, по рублю в день за блокаду, и в то же время хлеб подорожал в два раза, этот блокадный хлеб, понимаете, в Питере это святое, и так дорожать ему, за осень, за зиму... Не понимают просто, что делают. Не знаю, кто это такое удумал.

Марина Тимашева: В выросших ценах на хлеб и ничтожных размерах компенсации Дмитрий Шагин винит олигархов, правда, не называя их имен. Я переспрашиваю: но ведь компенсация - дело государственное?

Дмитрий Шагин: Дело в том, что я-то считаю, что вот эти олигархи - из древнего языка - это кучка людей, которые правят. Я не считаю, что олигарх - это именно какой-то там, не буду фамилию называть. Это просто кучка этих людей, которые всем заправляют. Я думаю, что и Лужков - олигарх, и так далее. Все, которые бизнесом занимаются и под маркой того, что они государственные люди, еще какие-то свои дела делают. Это смычка государства с бизнесом.

Марина Тимашева: Вот если бы сейчас

Дмитрий Шагин: написал бы картину "Олигарх, как он есть", каким бы он примерно был?

Дмитрий Шагин: В данном случае собирательный образ "нового русского" в понимании простого люда, "новый русский" - это малиновый пиджак, 600-й "Мерседес" и "голда" золотая. Сейчас они, наверное, более прилично выглядят, правда, я их не видел никогда вблизи. Но думаю, что их не надо рисовать, зачем материализовывать. Надо рисовать, наоборот, что олигархушка стал таким хорошим, тельняшечку одел, шапку-ушанку, поехал в деревню, хлебушек раздает. Как-то так очеловечить. Поэтому письмо может быть и такое немножко панибратское, с какими-то ненормативными словами, но может и хорошо, что хотя бы кто-то им скажет. Никто не говорит, все боятся. Я считаю, что тема запретная. Более того, говорят, что, типа, олигархов нельзя трогать, потому что их сажают, но я повторю, что если посадили, то он уже не олигарх, олигарх - это который у руля и управляет. А опальный олигарх сразу становится потерпевшим, политзаключенным, и так далее, со всеми вытекающими обстоятельствами.

Марина Тимашева: Получается, когда Ходорковского выпустят из тюрьмы, он уже не должен будет делиться хлебушком?

Дмитрий Шагин: Если ему оставят какие-то деньги. Я не думаю, что будет чем делиться. Это письмо не призыв... Хотя могут, может, скажут, вот, даже и "Митьки" говорят, давайте их всем посадим, и пусть они всю валюту сдадут. Но сдадут-то они не народу, а каким-то новым олигархам. Ужас в этом.

Марина Тимашева: Итак, по мнению Дмитрия Шагина, олигарх - это:

Дмитрий Шагин: Человек, который не понимает, что происходит у нас в стране. Живет в каком-то своем мире отвлеченном, а что происходит у остальных - не понимает.

Марина Тимашева: А сам Дмитрий Шагин знает, как живут " простые люди", сам выезжает за пределы большого города:

Дмитрий Шагин: Безусловно, дело в том, что у нас сейчас выставка называется "Митьки - архетипы". Что такое "Митьки" в ХХ веке, что они сделали. Все их главные картины, порядка 50 картин - мы ездили в Вятку, в Ижевск, в Хабаровск, сейчас вот в Твери будет у нас выставка. И до этой выставки, мы, конечно, ездили, потому что нас приглашают в разные города, кроме того, у меня в деревушке под Питером есть полдомика в таком бараке финском, наверное, пленные финны строили. Я вижу, как там люди живут. Например, у меня соседки сына чуть не убили за 5 рублей.

Марина Тимашева: Реальной программы действий Шагин олигархам не предлагает... "Митьки" куда добродушнее запорожцев, но Шагин - не Репин, олигарх - не султан. И никто ничем " путем взаимной переписки" не рискует.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Культура"
  • Программы, посвященные событиям культуры


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены