Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
5.5.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Радио Свобода

Международный молодежный конкурс
Радио "Свобода" и "Общей газеты"

Вера Змеева, 15 лет, Киров

Третья премия - 100 долларов США и годовая подписка на "Общую газету"

 Вера Змеева

Мне 15 лет. Родилась я в СССР за пять лет до его распада. Букварь у меня уже был не тот, что у старших брата и сестры, без вступления: "Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: МАМА, РОДИНА, ЛЕНИН. Школа поможет тебе стать грамотным и трудолюбивым гражданином нашей великой Родины - Союза Советских Социалистических Республик". Исчезла страна, в которой я родилась, исчезла и ее идеология, и ее символы. В моем букваре уже не было идеологических текстов, как в Анином (старшей сестры): "На Красном знамени - серп и молот. У знамени - советские воины; Слава советским воинам!". Но остались еще тексты, напоминающие Советский Союз на обыденном уровне: "У Ромы папа и мама - строители. Они строили метро в Москве, Киеве и Минске" или: "Дон, Нева, Кама, Днепр, Двина, Лена, Амур - реки". Все реки, кроме Днепра, русские, но так Днепр подходит этому списку, что кажется: наша река. Вот так, мне кажется, и с Союзом. Официальный развод произошел, а психологически мы еще не чувствуем себя свободными друг от друга.

Может быть, это и потому, что развод республик произошел по-советски, т.е. "сверху".

Союзный договор, из-за которого в августе 1991 года произошел путч, предполагал реформировать федерацию в конфедерацию, т.е. формально сохранить семью, жить в одной квартире, но разбежаться по разным комнатам. На таких условиях могут разводиться только очень цивилизованные пары, в нашем случае республики.

Я пережила развод своих родителей. И эта фаза, когда они жили в разных комнатах, затянулась, но кончилась разрывом.

Так что распад СССР, наверное, был неизбежен.

Но произошел некрасиво.

Субъективный фактор: Ельцин пошел на Беловежскую пущу, чтобы "свалить" Горбачева. Это убеждение моих взрослых: мамы и брата.
Можно ли было отпустить Прибалтику и Азербайджан - и сохранить оставшийся Союз? Опасно было создавать прецедент. И тогда этот узел был разрублен отчаянной головушкой - Ельциным. В ноябре 91-го мама не могла предположить, что через месяц страны СССР не будет. Но она вспоминает, что уже после "Беловежской" на вопрос, что будет с границами, Ельцин ответил: "Они будут прозрачными". И так улыбнулся как-то, что ей показалось, что хотел он сказать: "Успокойтесь - это пока, потом все вернется в прежнее состояние". Но это не сбылось: теперь независимые государства говорят о визовом режиме въезда, то есть "незваный гость хуже татарина". "Россия", "россияне" входило в сознание с голосом Ельцина. Стали искать русские корни в истории, искусстве. В школе, где я училась, работал фольклорный кружок, где игрались вятские обряды, колядки.

Светлана Николаевна Ермолина, мамина добрая знакомая, приехавшая из Ташкента в Киров, вспоминает, что в 1992 году в министерстве, где она работала, все узбеки надели национальные костюмы, начали говорить по-узбекски, а для русских ввели час в неделю узбекского языка. Заходишь в кабинет: "Салям алейкум, Саид Валиевич!" Он тебе: "Что бежишь впереди паровоза, Светлана Николаевна?"

Сейчас, говорит Светлана Николаевна, эта мода на национальный костюм и язык прошла. Светлана Николаевна и Наталья Николаевна Карцева из Термеза, учительница в маминой школе, говорят, что уехали из Узбекистана вслед за детьми, а не из-за национальных гонений. Может быть, перестав быть "старшим братом", русские в республике почувствовали дискомфорт?

"Иди живи в СВОЯ Россия" - было лишь на базаре, а коллеги-узбеки очень жалели об отъезде русских.

Так выезжали французы из Алжира, австрийцы из Венгрии.

Не знаю, как Узбекистан называет Россию, а мы стали называть среднеазиатские государства "тюбитейки". Были свои - стали чужие.

За десять лет изменилось многое, но стали ли мы лучше жить материально? Программа ТВ "Союз нерушимых" информирует, что это произошло только с государствами Балтии.

Стали ли мы духовно свободней?

Возможно, ДА. Насильно мил не будешь. Свобода и в бедности лучше, чем жизнь по принуждению.

c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены