Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
17.5.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[24-04-01]

Последствия кризиса вокруг НТВ и иностранное участие в российских СМИ

С депутатом Государственной Думы, первым заместителем руководителя фракции ОВР Вячеславом Володиным беседовал Михаил Соколов.

Ведущий итогового информационного часа Дмитрий Волчек:

Первый заместитель руководителя фракции ОВР в Государственной Думе Вячеслав Володин считает события вокруг НТВ скорее спором собственников, чем политическим делом. В беседе с нашим парламентским корреспондентом Михаилом Соколовым член объединенного политсовета партий "Единство" и "Отечество" Вячеслав Володин обсудил последние коллизии дела Владимира Гусинского и подготовленные после кризиса вокруг НТВ депутатами пропрезидентского "блока четырех" законопроекты.

Михаил Соколов:

Вячеслав Викторович, прокуратура России предъявила Владимиру Гусинскому уже после решения испанского суда новое обвинение - в "отмывании денег". Некоторые считают, что прокуроры как бы жаждут подтвердить именно политический заказной характер этого "дела НТВ" - как вы оцениваете это сообщение?

Вячеслав Володин:

Вы знаете, вообще, чтобы комментировать любое решение прокуратуры надо знакомиться с тем уголовным делом, которое возбуждено в отношении человека, поэтому вот я не сторонник, просто как юрист, того, чтобы делать какие-то скоропалительные заключения. Когда Гусинского арестовали и взяли под стражу, я говорил, что мне это не нравится, и объяснил почему - потому что я не считал и не считаю, что Гусинский, находясь в России, являлся социально опасным человеком, которого нужно было арестовывать. Если комментировать вопрос - участвовал ли он в отмывании каких-то денег и правильно ли прокуратура возбудила это уголовное дело, или нет - мне очень сложно, потому что здесь надо знакомиться, в первую очередь, с материалами дела.

Михаил Соколов:

Ну вот, испанский суд, я надеюсь, вы ему, может быть, доверяете больше, чем российскому, может быть и нет, но в двух инстанциях Гусинского по предыдущему обвинению испанский суд фактически оправдал. Он свободный человек и, судя по всему, покинул уже Испанию, выехал, то есть, все ему возвращено - и залог, и паспорт...

Вячеслав Володин:

Только после того, когда я посмотрю материалы дела, я могу сказать: есть ли здесь политический заказ, есть ли здесь желание прокуратуры все-таки взять и добиться своего - так называемая "жажда крови", или действительно его вот можно взять и обвинить в отмывании нелегальным путем полученных доходов. Поэтому, это очень сложный вопрос... А если говорить о том, почему он был раньше арестован, задержан, то я говорил, что это было сделано неправильно, более того, на мой взгляд, следователь превысил свои полномочия и в рамках рассмотрения гражданского процессуального законодательства сегодня в Думе как раз вот наша фракция выступает за то, чтобы вот передать часть полномочий прокуратуры судам, потому что прокурор, следователь прокуратуры сегодня в руках имеет огромные полномочия. Он возбуждает уголовное дело, согласно закону такое право у него есть. Он ведет следствие по этому делу, и если следователь считает необходимым, он может проводить обыск, он может задерживать человека, может определять ему меру задержания. И более того, после того, когда уже уголовное дело готово к рассмотрению в суде, он поддерживает обвинение. Он даже может, в том случае, если его решение судьи не устраивает, обжаловать это решение в вышестоящей судебной инстанции. Вот представьте себе, что разрешает наше законодательство любому рядовому следователю прокуратуры! Мы считаем, что часть этих полномочий должна быть передана в суды. Нужно чтобы он приходил в суд и говорил: "Вот, у меня есть основания, чтобы проводить обыск - вот эти основания". Если этих оснований достаточно, судья будет разрешать ему проводить обыск, или не разрешать. Если есть основания к задержанию человека, то следователь будет доказывать эти основания, и судья будет принимать решения разрешать ему или не разрешать. А сегодня все это находится в руках следователя, в руках прокуратуры, и поэтому мы следим за этими событиями только с экрана телевидения. Сторона здесь одна - прокуратура, сложно что-то здесь вот взять и сразу оценить. Когда бы здесь участвовал суд - можно было бы на позициях той и другой стороны выявить истину.

Михаил Соколов:

Это ваш вывод, в том числе и из дела Гусинского. А вот некоторые ваши коллеги сделали другой вывод - они внесли два законопроекта. Один депутат - Климов - предлагает ограничить 30 процентами долю иностранного участия в российских средствах массовой информации, а группа депутатов "Единства" - 50 процентами. А что будет в такой ситуации делать "Отечество - Вся Россия"? Будете ограничивать?

Вячеслав Володин:

Такое ограничение вводится во многих странах мира. Вы знаете, что многие для того, чтобы купить пакет акций той или иной компании, просто меняют гражданство. Есть тому примеры. Я думаю, что наша фракция поддержит одно из этих предложений.

Михаил Соколов:

Какое из двух?

Вячеслав Володин:

Я думаю, что 50 процентов - вот эта ограничительная черта ближе нам. Мы обсуждали этот вопрос. Мы не принимали решения о солидарном голосовании. Скорее всего, голосование будет свободным, но все-таки мы считаем, что этот вопрос будет отрегулирован.

Михаил Соколов:

То есть, вы не думаете о том, что эту норму можно обойти, есть много разных умных способов...

Вячеслав Володин:

Это всегда чревато...

Михаил Соколов:

А не думаете, что российские средства массовой информации могут лишиться потенциальных инвестиций?

Вячеслав Володин:

Ну, тогда заранее мы должны сказать, что российские средства массовой информации должны быть куплены на корню за копейки иностранными инвесторами.

Михаил Соколов:

Ну, может быть, это было бы и неплохо, или созданы были бы новые средства массовой информации, и многие и созданы за последнее время...

Вячеслав Володин:

Тогда надо взять и сказать, что "все, уважаемые жители России, друзья, товарищи, мы не можем управлять экономикой, мы не можем управлять государством, мы давайте все вот на откуп отдаем иностранцам, они умнее, они грамотнее, они придут и распорядятся", - здесь другого-то выхода нет.

Михаил Соколов:

А как быть с теми, кто уже действует, кто является юридическим лицом со стопроцентным иностранным участием - вот, кстати говоря, собственно, лицензию на вещание Радио Свобода имеет наше юридическое лицо, российское, со стопроцентным иностранным участием - нам что, продавать долю?

Вячеслав Володин:

Компенсировать будут, компенсировать затраты, компенсировать затраты и уменьшать долю в управлении собственностью, чтобы было менее 50 процентов. Если такой закон будет принят - а как же? Иначе нельзя?

Михаил Соколов:

А вы верите, что он будет принят?

Вячеслав Володин:

Я думаю, он будет принят.

Михаил Соколов:

То есть, такая позиция уже согласована вашим большим "блоком четырех"?

Вячеслав Володин:

Такая позиция, насколько я думаю, разделяется большинством, квалифицированным большинством Думы - это более 300 голосов.

c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены